Александр Васильевич и Екатерина Васильевна Орловы в год свадьбы. 1913
Жизнь
священноисповедника Александра была тесно связана с жизнью блаженной
Матроны Беляковой, исповедницы и подвижницы, жившей до самого ареста
в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. В семь лет
Матрона заболела оспой и полностью лишилась зрения, а когда ей было
десять лет, ее жестоко и несправедливо наказала мать; девочке тогда
явилась Богородица и утешила ее. Матрона рассказала об этом видении
матери, но та только с еще большей жестокостью избила ее. С этого дня
девочка не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать; в это время ей
пришлось терпеть много скорбей от родных, все утешение она находила лишь
в молитве. За этот чрезвычайный подвиг, терпение и смирение Господь
наделил ее дарами прозорливости и исцеления.
Из всех людей блаженная с наибольшим почтением относилась к монахам
и духовенству, как к людям, отдавшим себя на сугубое служение Богу,
а отца Александра она любила в особенности. Изнемогая в течение многих
лет от болезней, она однажды почувствовала себя особенно нездоровой и,
предчувствуя возможность близкой кончины, попросила почитать канон на
исход души. По окончании чтения она вдруг с грустью и в раздумье
сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что
вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не
жалко, никого не жалко, - несколько раз повторила блаженная, - только
отца Александра немножечко, немножечко жалко».
* * *
Священноисповедник Александр родился в 1878 году в селе Макковеево
Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской
церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после
рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона
к Покровской церкви в селе Макковеево. Окончив церковноприходскую школу
и духовное училище, Александр с 1905 года стал служить в ней
псаломщиком. В 1919 году он был рукоположен к Покровской церкви во
диакона.
Диакон Александр с давнего времени посещал блаженную Матрону, которая
и посоветовала ему рукополагаться во иерея к находящемуся в четырех
километрах от деревни Анемнясево храму. В январе 1932 года диакон
Александр был рукоположен во священника ко храму великомученицы
Параскевы в селе Шеянки, неподалеку от Анемнясева, и с этого времени
стал духовником блаженной. Он приходил к ней служить в большие праздники
молебны, приходил ее причащать и соборовать.
В 1934 году отец Александр был переведен в Троицкий храм в село
Гусь-Железный. Впоследствии председатель сельсовета, давая для НКВД
характеристику на священника, жаловался, что отец Александр совершает
службы в храме, не испрашивая на них разрешения сельсовета, служит
молебны о дожде, ходит на Пасху с крестным ходом по площади
и проповедует с «уклонением против советской власти. Даваемые по решению
сельсовета задания по сбору сучьев не выполнял, за что давался штраф...
Часто ходил на дом к церковной старосте, которая настроена
антисоветски».
В июне 1935 года сотрудники Касимовского НКВД начали дело против
блаженной Матроны и ее почитателей, в связи с чем арестовали 1 июля
и отца Александра, заключив его в Бутырскую тюрьму в Москве.
Следователь потребовал от священника, чтобы он рассказал все, что знает
о блаженной Матроне. Отец Александр ответил, что блаженная Матрона
пользуется большим авторитетом среди верующих и ее посещает много людей
из различных мест; он и сам часто удивлялся ее терпению, уму и мудрости
тех советов, которые она давала посетителям.
- Признаете ли вы себя виновным в том, что вы в контрреволюционных целях
прославляли блаженную Матрену Белякову, проводили среди верующих
антисоветскую агитацию и распространяли ложные слухи о войне
и неизбежной гибели советской власти? - спросил его следователь.
- В прославлении блаженной Матреши виновным себя признаю.
Я действительно почитаю ее и живу по ее советам. Об этом я говорил
верующим и советовал им сходить к ней за советом. В антисоветской
агитации и распространении ложных слухов виновным себя не признаю, -
ответил священник.
- Нам известно, что вы в целях прославления блаженной Матреши Беляковой,
проживающей в деревне Анемнясево, <...> рассказывали верующим о ее
праведной жизни, о ее мудрых советах и советовали больным обращаться
к ней, как могущей исцелить от болезней. Скажите, проводили ли вы
упомянутую деятельность по прославлению блаженной Матреши?
- Я, как духовник блаженной Матреши, бывал у нее, знал о ее
благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал
верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые
советы по всем жизненным вопросам и имеющей способность чудесно исцелять
от болезней; при этом я советовал верующим и особенно больным сходить
к ней и получить исцеление от своей болезни.
- Скажите, какие советы давала своим почитателям блаженная Матреша?
- В моем присутствии блаженная Матреша советовала своим почитателям чаще
ходить в церковь, больше молиться, служить молебны угодникам Божьим.
Советовала вести трезвую жизнь. Уважать родителей и старших. Какие
советы давала блаженная Матреша по вопросу о вступлении в колхозы, мне
неизвестно, так как в моем присутствии на эту тему никаких разговоров не
было.
В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь
участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях
активно прославлял "блаженную Матрешу" Белякову, организовывал к ней
паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения...».
Священник Александр Орлов. 1933
2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило
священника Александра Орлова к пяти годам заключения
в исправительно-трудовой лагерь.
За время заключения его жена и дочь переехали жить в село Митино
Касимовского района и стали помогать при храме в честь иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радость». Когда в 1940 году отец Александр
освободился из заключения, то прежде чем идти к родным, зашел к одной из
своих прихожанок, жившей в соседнем селе, - оборванный, голодный, едва
живой. Не проходя внутрь дома, он попросил постелить ему на коврике
возле двери, так как вся его одежда была переполнена вшами. Отмывшись
в бане и несколько придя в себя, он только тогда направился в Митино.
Когда он подошел к храму, шла всенощная под праздник святых
первоверховных апостолов Петра и Павла, и в это время из храма вышла его
супруга Екатерина с кадилом в руках, намереваясь разжечь уголь перед
полиелеем. Священник поздоровался с ней, но супруга не узнала его,
настолько он изменился за время заключения, и отец Александр горько
заплакал и сказал: «Видимо, я недолго проживу, что ты меня с кадилом
вышла встречать». Только тут супруга узнала его и тоже заплакала.
Отец Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме.
Менее года он прожил после возвращения из заключения. 27 апреля 1941
года священник по какому-то внутреннему наитию встал, чтобы подойти
к окну, и, увидев кого-то, хотел было пойти навстречу, глубоко
вздохнул - и умер.
http://foma.ru/postelite-mne-na-kovrike.html