Была весна 1975-го. Украина вместе со всем Советским Союзом готовилась отметить 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. Шла подготовка к торжествам и в небольшом райцентре Овруче на Житомирщине. Здесь ждали делегацию из Чехословакии. С особым старанием убирали городской парк им. Героя Советского Союза Яна Налепки (Репкина), где находился и его памятник, изготовленный в Чехословакии и установленный еще в 1963 г. Тогда же появились и улица, и школа имени Яна Налепки. Но в 1975-м, кроме официальных лиц, впервые приезжали родные и близкие Героя.
9 мая их встречали всем городом как самых дорогих гостей. И это не преувеличение. О подвиге капитана словацкой армии и командира советского партизанского отряда горожане узнавали уже в первом классе. Хотя, пожалуй, еще раньше. В парк, который был в городе единственным, водили гулять детишек из разных детсадов. Мне доводилось видеть, как часто воспитательницы останавливали группки малышей у бронзового бюста Налепки и рассказывали, кто «этот военный дядя».
Во всех школах города каждый учебный год 1 сентября начинался с урока, посвященного Герою.
Ян Налепка - один из тех свободолюбивых сынов Чехословакии, кто не покорился оккупантам, повернул оружие против немецко-фашистских захватчиков и предателей словацкого народа.
Да, ему пришлось служить в армии Словакии, марионеточное правительство которой выступило на стороне фашистской Германии против СССР. Летом 1941 г. 2-ю пехотную дивизию, в которой капитан Налепка (на фото) был начальником штаба 101-го полка, отправили на Восточный фронт. Здесь, в Белоруссии, бывший школьный учитель создал подпольную антифашистскую группу, избрав себе псевдоним Репкин.
Словацкие антифашисты искали контактов с советскими партизанами. И вели подпольную деятельность. Они пытались наладить отношения с местными жителями, чтобы передать им информацию об обстановке на фронтах, планах немцев. Бывало даже так, что, пригласив на беседу местных жителей, Налепка оставлял включенным радиоприемник, по которому как раз передавали сообщения Совинформбюро, прослушивание которых было строго запрещено немцами. Сам при этом делал вид, что не понимает содержания передачи.
Это был большой риск, так как словацкие части не пользовались доверием у гитлеровцев и находились под жестким контролем гестапо. Были и другие смертельно опасные попытки выйти на партизан. Одновременно словаки не исполняли или саботировали распоряжения немецких властей о борьбе с партизанами. Несколько раз разрушали железнодорожное полотно, а однажды во время участия в операции против партизан дали ложное целеуказание немецкой авиации, которая сбросила бомбы на безлюдный участок леса.
В конце концов, партизанам стало известно о попытках словацкого офицера установить с ними связь. Они прислали своих разведчиков, и в начале 1942 г. был налажен канал для передачи «в лес» оперативной информации. Связь с Яном Налепкой осуществлял разведчик Иван Скалобан, а обмен информацией проходил через связных: учительницу Лидию Янович из деревни Оголичи и Фёдора Сакадынского из деревни Копцевичи (Гомельская обл. Белоруссии, где располагалась словацкая дивизия).
Вспомним, какое непростое для Советского Союза это было время. Германия продолжала наступление на всех фронтах. Победа конца 1941 г. под Москвой еще не отрезвила захватчиков, опьяненных легкими успехами в странах Западной Европы и Польше. Она лишь заставила их лишь удивиться упорству «варваров». И усилить натиск, перебросив многочисленные воинские части с Западного фронта на Восточный. Подобные переброски, как известно, практиковались немецко-фашистским командованием вплоть до 1944 г., когда войска союзников, наконец, высадились в Нормандии.
Надо было иметь большое мужество, чтобы в такой обстановке убеждать солдат полка перейти на сторону партизан. И вскоре во время одной из операций к партизанам перешел целый словацкий взвод.
После чего, 8 декабря 1942 г., Ян Налепка и еще два словака-антифашиста встретились с партизанскими командирами Р. Мачульским, К. Мазуровым, И. Бельским. Налепка сообщил, что солдаты готовы перейти на сторону партизан, если те пустят слух, что словаки захвачены в плен. Иначе в Словакии могут пострадать их семьи.
В ходе встречи договорились и о том, что словацкие солдаты, охраняющие железную дорогу Житковичи - Калинковичи, покинут участок патрулирования, когда партизаны начнут операцию по взрыву моста через реку Бобрик. А стрельбу поднимут только после взрыва. В результате той операции группа подрывников из партизанского отряда имени Н.Ф. Гастелло взорвала 50-метровый железнодорожный мост. Движение немецких военных поездов было остановлено на неделю. А на сторону партизан сразу перешли двадцать солдат словаков под командованием сержанта Яна Микулы. Этих солдат определили в словацкий взвод партизанской бригады А. Жигаря.
После того как один из солдат-антифашистов был арестован гестапо и под жестокими пытками назвал имена нескольких участников его группы, возникла угроза разоблачения всей подпольной организации. И 15 мая 1943 г. капитан Налепка с несколькими офицерами и солдатами полка перешел на сторону советских партизан. 18 мая 1943 г. в партизанском соединении генерала А. Сабурова был создан отряд из бывших словацких военнослужащих, командиром которого назначили Я. Налепку.
Летом и осенью 1943 г. словаки неоднократно участвовали в боях с немцами. Так, 26 июня отряд Налепки и советский партизанский отряд имени С.М. Будённого организовали засаду на дороге и разгромили немецкую автоколонну. Было уничтожено 75 немцев и 5 грузовых машин. Кстати, Налепка из отряда передавал свои обращения к словацким военнослужащим, призывая их переходить на сторону советских партизан. 8 июня 1943 г. к партизанам прибыл на танке словацкий солдат Мартин Корбеля. Он привел исправную боевую машину с полным боекомплектом. После этого случая немцы разоружили словацкий полк и отправили его в глубокий тыл, где расформировали.
Отряд Яна Налепки продолжал воевать. 7 ноября 1943 г. он принимал участие в разгроме немецкого гарнизона в одной из белорусских деревень. 16 ноября 1943 года словацкий отряд во взаимодействии с советскими партизанами и войсками 1-го Украинского фронта участвовал в боях за освобождение Овруча. Партизаны Яна Налепки атаковали город, захватили и удержали (несмотря на сильные контратаки противника) мост через реку Норин, оказали помощь в боях в районе аэродрома и за железнодорожную станцию.
В ходе жестокого сражения за здание вокзала, где немцы создали несколько долговременных огневых точек, Ян Налепка погиб. Но похоронили его в братской могиле воинов чехословацкого корпуса в городе Черновцы.
Здесь был возведен мемориал советско-чешским воинам, где погребено 58 бойцов. Улица, ведущая к мемориалу, была названа в честь воина-партизана. Среднюю школу, расположенную рядом, тоже названа его именем. В ней в 1970 г. был открыт музей имени героя, который посещали чешские и словацкие консулы, родные Яна Налепки, соратники по оружию.
Сегодня здесь, на «родине премьера Яценюка», все покрылось пылью, разрушается... Новые украинские власти всячески стараются предать забвению подвиги воинов в Великой Отечественной войне, ведут войну с памятниками «советской эпохи». В Овруче память вытравить не удалось. Там по сей день не забывают, что звание Героя Советского Союза (посмертно) Яну Налепке было присвоено 2 мая 1945 г. «за умелое командование партизанским отрядом и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками». А 5 мая того же года в Чехословакии он, тоже посмертно, был удостоен звания «Герой Словацкого национального восстания». В октябре 1948 г. награжден (посмертно) орденом Белого льва 1-й степени, его родное село было переименовано в Налепково.
Не забыт он и в новой Словакии, отделившейся от Чехии и ставшей суверенным государством. 31 августа 1996 г. по решению правительства он был награжден (посмертно) орденом Людовита Штура II степени с мечами. А 7 мая 2004 г. был опубликован указ президента Словацкой Республики о присвоении Яну Налепке звания «бригадный генерал» (посмертно).
Вообще, из 16 граждан европейских государств, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, шестеро - из Чехословакии.
Среди Героев - Иосиф Буршик, Антонин Сохор, Рихард Тесаржик, Штепан Вайда. А надпоручик Отакар Ярош из Первого отдельного Чехословацкого батальона вообще стал первым иностранцем, удостоенным высшей степени отличия СССР.
В первых числах марта 1943 г. батальон, в котором он воевал, принял боевое крещение в составе 25-й гвардейской стрелковой дивизии (Чапаевской) Воронежского фронта. 1-я рота под командованием Отакара Яроша участвовала в ожесточенных боях, которые развернулись 8 марта 1943 г. у села Соколово Змиёвского района Харьковской обл. В 13.00 около 60 немецких танков и несколько бронетранспортёров атаковали село. Бойцы роты Отакара Яроша подбили 19 танков и 6 бронетранспортеров, уничтожили около 300 солдат и офицеров противника.
Ярош был дважды ранен, но продолжал командовать ротой. В ходе боя, когда фашистский танк прорвался на позиции, мужественный офицер со связкой гранат в руках бросился к бронированной машине. Но был сражен очередью из танкового пулемета. А танк, наехав на тело Яроша, все равно подорвался на его гранатах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 г. за умелое управление подразделением и проявленные героизм и самоотверженность гражданину Чехословакии Отакару Ярошу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
12 октября 1943 г. у деревни Ленино Могилевской области впервые вступила в бой с немецко-фашистскими войсками 1-я Польская дивизия имени Тадеуша Костюшко. Боевое крещение дивизия выдержала с честью. 239 польских воинов были награждены советскими орденами и медалями.
Капитанам Владиславу Высоцкому, Юлиушу Гюбнеру и рядовой Анеле Кживонь присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, полячка Анеля Кживонь - единственная женщина из иностранцев, удостоенная этого звания.
Хорошо также известна боевая деятельность французских летчиков знаменитого истребительного полка «Нормандия - Неман». За образцовое выполнение заданий командования полк награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. Французское правительство наградило полк орденом Почетного легиона, Боевым крестом с пальмой, Крестом освобождения и Военной медалью. 96 французских летчиков были награждены советскими боевыми орденами, а четверо самых отважных стали Героями Советского Союза: старшие лейтенанты Марсель Альберт, Роллан де ля Пуап, Марсель Лефевр (посмертно) и младший лейтенант Жак Андрэ.
Кавалером Золотой Звезды стал и командир пулеметной роты 35-й гвардейской стрелковой дивизии испанец гвардии капитан Рубен Руис Ибаррури, сын неистовой Пассионарии, как ее называли в Испании, - Долорес Ибарурри. В конце августа 1942 г. в бою под Сталинградом Рубен заменил раненого командира батальона и повел бойцов в атаку. Был тяжело ранен и умер третьего сентября. Ему было всего 22 года.
Мужество и бесстрашие проявил и немецкий патриот Фриц Шменкель, воевавший в партизанском отряде «Смерть фашизму». Вот только один эпизод из его боевой биографии. Однажды он, облачившись в форму генерала вермахта, остановил на дороге немецкий обоз, в котором было оружие и продовольствие, столь необходимое партизанам. В ночь с 29 на 30 декабря 1943 г. при переходе линии фронта Шменкель и двое других партизан пропали без вести. Лишь спустя много лет после войны выяснилось, что он с товарищами попал в плен. Его пытали и казнили по приговору германского военно-полевого суда в оккупированном Минске. 6 октября 1964 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Последним из военных в 1972 г. был удостоен звания Героя (посмертно) расстрелянный в 1942 г. по приговору суда царской Болгарии генерал артиллерии Владимир Заимов. Будучи уволенным из армии за свои антимонархические убеждения, он с 1935 г. тайно работал на Советский Союз.
Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба характеризовало его деятельность так: «... за время работы организации Заимова (1939-1942) от нее систематически поступала военная и военно-политическая информация по Болгарии, Германии, Турции, Греции и другим странам. После вступления немецких частей на территорию Болгарии Заимов предоставил информацию об их численности и вооружении. В июле 1941 г. Заимов передал информацию, получившую высокую оценку Центра, о политике болгарского правительства по отношению к СССР и другим странам. После нападения Германии на Советский Союз он давал сведения о продвижении и нумерации румынских и венгерских частей, отправляющихся на Восточный фронт... Заимов - крупный нелегальный разведчик, серьезный, рассудительный и правдивый... Его работа высоко ценится советским командованием».
О каждом из героев-иностранцев можно рассказывать и рассказывать. В одной статье это, понятно, сделать невозможно.
Напомним также, что всего за боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 11626 воинов.
При этом за освобождение Чехословакии это звание присваивалось 88 раз, за освобождение Польши - 1667 раз, за Берлинскую операцию - более 600 раз.
И думаю, вполне оправданно будет закончить эти заметки словами из песни «Москвичи» на стихи Евгения Винокурова (музыка Андрея Эшпая), которую в далеких уже 1950-х годах проникновенно исполнил Марк Бернес: «В полях за Вислой сонной//Лежат в земле сырой//Сережка с Малой Бронной//И Витька с Моховой.//Но помнит мир спасенный,//Мир вечный, мир живой//Сережку с Малой Бронной//И Витьку с Моховой».
И задаться жгучим для нас сегодня вопросом: действительно ли этот мир помнит, кто спас его от фашизма?