«Человек веры, труда и чести...»: О жизненном подвиге епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), уроженца Тамбовской епархии

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
327
Время на чтение 17 минут
В публикуемом материале Екатерина Налитова, кратко излагая основные вехи жизненного путиепископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), подробно останавливается на описании его неординарной и высоконравственной личности. Еще до возведения в сан епископа Николай Никитич Орлов был выдающимся педагогом и знатоком русской литературы, любимым многими учениками и педагогами. Его жизнь оборвалась в 1922 году, когда он был безвинно приговорен к расстрелу.

Жизнь выпускников Тамбовской духовной семинарии конца XIX-начала XX веков

сложилась по-разному, но всем им пришлось пройти через трагические годы

революции и братоубийственную гражданскую войну, когда коренным образом

насильственно менялся традиционный уклад жизни миллионов людей.

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий[1]

Тамбовская духовная семинария - старейшее учебное заведение Тамбовской земли, ставшее «своего рода колыбелью Тамбовской профессиональной школы»[2]. В ее стенах учились будущие иерархи Русской Православной Церкви, глубокочтимые в народе пастыри, выдающиеся ученые и общественные деятели. Среди известных выпускников Тамбовской духовной семинарии были преподобный Амвросий Оптинский; священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский); духовный писатель митрополит Вениамин (Федченков); архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский); епископ Таврический Михаил (Грибановский); священномученик протоиерей Илия Михайлович Громогласов; историк Русской Церкви профессор Казанской духовной академии Иван Михайлович Покровский; ректор Ленинградской духовной семинарии профессор протоиерей Михаил Кронидович Сперанский, писатель и литературный критик Александр Константинович Воронский; экономист, вице-президент Академии наук СССР Константин Васильевич Островитянов; врач Михаил Григорьевич Сперанский; ботаник, доктор естественных наук, Семен Иванович Гремячинский; историк Иван Иванович Дубасов и многие другие[3].

Еще одним замечательным выпускником Тамбовской духовной семинарии, ставшим впоследствии выдающимся педагогом и специалистом по русской литературе, был Николай Никитич Орлов, в будущем епископ Нижне-Чирский, викарий Донской епархии, безвинно пострадавший за «сопротивление изъятию церковных ценностей» в 1922 году.

Николай Никитич Орлов родился 17 декабря 1859 года в семье священника Тамбовской губернии[4]. В 1886 году, защитив диссертацию, молодой человек окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и «правом при искании степени магистра не держать устного экзамена»[5].

С 27 марта 1887 года в течение двух лет он преподавал гомилетику и литургику во Владимирской духовной семинарии, где сразу зарекомендовал себя талантливым педагогом[6]. Один из его бывших учеников, протоиерей П.Л. Миртов из Санкт-Петербурга, вспоминал: «Николай Никитич приехал во Владимирскую Семинарию еще юношей; все мы, семинаристы, сразу полюбили его за прямоту, сердечность и за талантливое преподавание. Уроки литургики и гомилетики, обычно скучны, у Н[иколая] Н[икити]ча проходили с необыкновенным оживлением и интересом: так все было ново, занимательно, а вдохновенная речь его - незаурядного оратора - приводила нас в восхищение; влияние его на учеников было неотразимое»[7].

С 22 декабря 1888 года молодой педагог был приглашен в Тамбовскую духовную семинарию в качестве преподавателя по основному, догматическому и нравственному богословию[8]. Еще через два года, с 27 декабря 1890 года, Орлов стал преподавать словесность и историю литературы[9].

Об этом времени остались воспоминания нескольких его учеников. Один из них, писатель Александр Константинович Воронский, исключенный из семинарии за революционную деятельность и настроенный весьма критично к своей alma mater, тем не менее отзывался о Николае Никитиче Орлове с уважением: «Орлов был поклонник Пушкина, Гоголя, Лермонтова, слыл превосходным преподавателем... Орлова почитали, и, кажется, он был единственным, к кому не пристало ни одно из злых, оскорбительных и обычно метких семинарских прозвищ»[10]. О его уроках Воронский вспоминал: «Небольшого роста, большеголовый, он бодро входил в класс, потирал энергично руки, поправлял золотые очки, проводил урок содержательно и интересно. Лекции он читал торопливо, заключал их неизменными словами - вот и все, - вся сила его содержалась в умелых вопросах и замечаниях»[11].

Похожая оценка содержится и в мемуарах другого революционера и известного советского ученого Константина Васильевича Островитянова, тоже недовольного семинарскими порядками, что, однако, делает его воспоминания о преподавателе словесности еще более ценными. «Редким исключением были в семинарии хорошие педагоги, искренне любившие свой предмет и пользовавшиеся уважением семинаристов. Таким был преподаватель литературы Николай Никитич Орлов. Он очень любил Пушкина, знал наизусть "Евгения Онегина", восхищался Татьяной. Когда спрашиваемый ученик доходил до объяснения Онегина с Татьяной, то слова Татьяны: "Но я другому отдана и буду век ему верна" - всегда произносил сам и вкладывал в них много искреннего восхищения»[12].

Еще более восторженно отзывается об Орлове Александр Андреевич Нечаев, ставший впоследствии также преподавателем Тамбовской семинарии: «Часы, проведенные на уроках литературы, были лучшими часами времени, проведенного в средней школе. Сколько добрых чувств было тогда пробуждено Вами в наших юных сердцах! Сколько светлых мыслей было привито нам, сколько прекрасных образов запечатлено в наших молодых душах! Все замирало, когда Вы начинали свою вдохновенную речь, жаль было проронить слово, не только что мысль»[13].

Педагоги, в свою очередь, также высоко оценивали преподавательскую деятельность Николая Никитича Орлова, «честного благородного труженика, в течение долгих лет сохранившего жар пылкой молодости в преподавании, и этим огнем умевшего неизменно из года в год одушевлять своих учеников и учениц»[14]. Главным душевным качеством преподавателя словесности, за которое его любили и коллеги, и ученики, было его «благородство в отношениях к высшим и низшим»[15].

По воспоминаниям современников, свои уроки Николай Никитич Орлов строил таким образом, чтобы его воспитанники получали не разрозненные сведения о жизни и творчестве каждого писателя, а узнавали его как «живую цельную личность, обладающую определенным мировоззрением»[16]. Отдельные произведения служили в качестве иллюстраций основных идей автора, которые под умелым руководством преподавателя словесности выстраивались в стройную систему взглядов писателя. В свою очередь, каждый новый автор сопоставлялся с творчеством других, изученных ранее писателей, что помогало юным умам лучше понять процесс развития авторских идей и их влияние на общество[17].

Давая темы для домашних сочинений, преподаватель словесности всегда стремился так подбирать их, чтобы каждый семинарист мог найти себе тему по душе. Таким образом, работая с интересом и желанием, воспитанники Николая Никитича приносили ему обширные сочинения, которые опытный педагог тем не менее внимательно рецензировал, отмечая достоинства, как бы малы они ни были, и тактично указывая на недостатки с единственным желанием помочь и вдохнуть надежду на успех в будущем. Со временем такое самоотверженное отношение Николая Никитича к своему делу приносило плоды: «энергия в ученике подымалась, и искусство писать связно и красиво со временем достигалось»[18].

Добросовестно готовясь к урокам и увлеченный своим предметом, Николай Никитич и от учеников ждал полных и обстоятельных ответов. Если же его ожидания не оправдывались, он очень огорчался, но, по воспоминаниям его учеников, самым сильным выражением его недовольства «бывало: "Как же это так? Не ладно". И в этом "Как же это так? Не ладно" всегда звучала тяжелая грусть»[19].

Стремление Николая Никитича «захватить лучшие стороны души юношества»[20] не ограничивалось стенами Тамбовской духовной семинарии. С 27 сентября 1891 года он также преподавал историю русской литературы в Тамбовском епархиальном женском училище[21]. Несколько лет Орлов вел словесность и в двух женских тамбовских гимназиях - министерской и Д.А. Пташник[22], где его предмет, по утверждению современников, «был излюбленным у большинства учениц»[23]. Он был также известен как автор крупных и редких по достоинству исследований о Пушкине, Гоголе, Достоевском. Под его руководством и по его указаниям занимались изучением русской и иностранной литератур как студенты русских и заграничных университетов, так и начинающие преподаватели литературы в средних учебных заведениях, бывшие студенты семинарии и многие другие лица - Николай Никитич никому никогда не отказывал в своей профессиональной помощи и компетентной консультации[24].

Сердечное отношение и искренняя симпатия Николая Никитича к его воспитанникам, горячее желание помочь и научить оставались неизменными на протяжении всей его жизни, несмотря на неприятные инциденты, свидетелем и участником которых стал преподаватель словесности во время семинарского бунта в 1905 году. Судя по литературно обработанной автобиографии Александра Константиновича Воронского, во время погрома семинаристами учительской Орлов был в числе находившихся там преподавателей и мужественно пытался остановить разъяренную толпу. Однако разгоряченная кровь уже ударила юношам в голову, и лучший ученик, с которым Николай Никитич неоднократно беседовал о Чехове, Горьком, Толстом и всегда ставил высший балл, поднял руку на учителя, нанеся ему несколько жестоких ударов. Вот как об этом вспоминает Воронский: «Орлов быстро шагнул в нашу сторону, загородил собой дорогу: "Что вы делаете? Опомнитесь, нехорошо. Успокойтесь". Он схватил Валентина за руку. Валентин вырвал руку, с размаху полновесно ударил Орлова по лицу. Орлов попятился назад, споткнулся о кресло, упал. Валентин начал бить его ногой. Орлов поднялся, губа у него оказалась рассеченной, кровь стекала на подстриженную клином бороду... Началось рукопашное побоище. Преподавателей загнали в угол. Их били долго, упорно - табуретками, стульями, палками, галошами, зонтиками, кулаками, били с ругательствами, с воем и рыком»[25]. Однако ничто не смогло поколебать отеческого отношения Николая Никитича к своим воспитанникам. Спустя 5 лет после описываемых событий сами студенты семинарии свидетельствовали: «Мы видели в вас удивительную любовь к своему делу, удивительную мягкость, гуманность к нам... лучшего наставника и друга, который понимал нас и наши слабости, как отец. Мы к вам привыкли, вы один только заставляли забывать в вас официального учителя, а видеть кого-то ближе... Кто-то другой, а не учитель, сказывался в вас и тогда, когда вам приходилось иметь с нами неприятные истории!..»[26].

С осени 1910 года Орлова назначили на высокую должность уфимского епархиального наблюдателя церковных школ - факт необычный для провинциальных тружеников средней школы, но, как показало время, закономерный[27].

При Орлове, по мнению современников, церковные школы Уфимской епархии ожили и расцвели. Был проведен съезд отцов уездных наблюдателей, выработавший много полезных мероприятий по упорядочению и развитию церковно-школьного дела; состоялись педагогические курсы, обогатившие преподавателей церковных школ и педагогическими, и общеобразовательными сведениями. По инициативе Николая Никитича были открыты постоянные церковно-учительские курсы при Подлубовской второклассной школе; Камско-Березовская миссионерская двухклассная школа преобразована во второклассную; поднята деятельность уездных отделений Епархиального совета. Николай Никитич сам давал образцовые уроки и читал блестящие лекции[28].

Современники отмечали, что и в Уфе, добросовестно исполняя обязанности наблюдателя, Николай Никитич также зарекомендовал себя «страстным любителем и редким знатоком литературы, не только русской, но и всемирной». После ревизии какой-либо школы он с вдохновением беседовал с заведующими и учителями «о наших писателях и о их произведениях, и как живые, пред сельским священником пройдут и корифеи родной литературы, и созданные им типы...»[29]. Непринужденная и увлекательная беседа, широкий кругозор и прекрасная эрудиция выдавали в проверяющем чиновнике, которого обычно с трепетом ждут в любом учреждении, человека высокообразованного, доброжелательного, деликатного, внимательного, чуждого сухого формализма[30]. По свидетельству современников, такие беседы благотворно действовали на педагогов школ: инстинктивно чувствуя в Николае Никитиче живую душу, они стремились к нему и несли ему свои души в ответ, а затем с новой энергией принимались за нелегкий труд преподавателя[31].

В Уфе, где Николай Никитич проработал до 1912 года, педагог отметил 25-летие своей педагогической деятельности. Это событие не осталось не отмеченным его многочисленными почитателями: много теплых, добрых слов было высказано в адрес доброго «воспитателя духовного юношества», «талантливого администратора» и «славного труженика»[32].

С 1914 года по 1917 Николай Никитич являлся директором Синодальных школ в городе Новочеркасске Донской области[33].

После 1917 года сведения о нем становятся отрывочными. Видимо, в период между 1917 и 1921 годами Орлов потерял супругу Зинаиду Викторовну, с которой прожил не менее 20 лет, и остался один с пятью дочерьми[34]: Софией (1891 г.р.), Александрой (1894 г.р.), Екатериной (1896 г.р.), Антониной (1900 г.р.) и Зинаидой (1902 г.р.)[35]. Ничего также неизвестно о его старшем сыне Борисе (1888 г.р.): достоверно только то, что до 1896 года он жил с родителями[36]. Вероятнее всего, после смерти жены, будучи человеком высоких христианских идеалов, Орлов постригся в монашество. В августе 1921 года он был хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии[37].

Но недолог был путь этого замечательного человека в качестве архипастыря. Менее чем через год, 12 апреля 1922 года, полномочный представитель ГПУ сообщил из Царицына, что во 2-м Донокруге «ведет контрреволюционную агитацию» епископ Николай (Орлов). Вскоре он был арестован вместе с несколькими священниками и другими лицами. В деле указана дата ареста: 20 апреля 1922 года, хотя первый допрос был произведен уже 12 апреля. Епископу Николаю выдвинули обвинение в том, что он якобы возглавлял группу, которая «активно противодействовала проведению в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих»[38].

По приговору суда, начавшегося 9 июня 1922 года в Царицыне, епископ Николай (Орлов) был приговорен к расстрелу за сопротивление изъятию церковных ценностей. Однако, по некоторым данным, он умер в тюрьме до того, как приговор был приведен в исполнение[39]. Неизвестны ни дата его кончины, ни место погребения.

После обращения митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в прокуратуру Волгоградской области и УФСБ 20 ноября 2007 года епископ Нижне-Чирский Николай, викарий Донской епархии, был реабилитирован. Вместе с владыкой Николаем были реабилитированы: священник Дикарев Илларион Александрович (1876 г.р.), священник Царевский Иван Иванович (1873 г.р.), граждане станицы Нижне-Чирской Позднышев Василий Никифорович (1876 г.р.), Пронин Ефрем Дмитриевич (1869 г.р.), Клецкова Евдокия Александровна (1876 г.р.)[40].

Особая благодарность за помощь в сборе материала Антонине Викторовне Лебедевой-Емелиной - правнучке епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова)



[1] Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Тамбовская духовная семинария в конце XIX-начале XX веков в воспоминаниях и дневниках ее выпускников // Тамбовские епархиальные ведомости (ТЕВ). 2012. № 8. С. 26.

[2] Орлова В.Д. Тамбовская духовная семинария в системе мужских учебных заведений губернии в конце XVIII - первой половине XIX века // ТЕВ. 2014, № 7. С.

[3] Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Указ. соч.; Он же. Выдающиеся выпускники Тамбовской духовной семинарии в 1867 - 1884 годах. // ТЕВ. 2009. № 11. С. 20.

[4] Ф. 186. Оп. 92. Д. 28. Л. 1 об.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Уфимские епархиальные ведомости (УЕВ). 1912, № 10. С. 435.

[8] Ф. 186. Оп. 92. Д. 28. Л. 2 об.

[9] Там же.

[10] Воронский А.К. За живой и мертвой водой. М.: Антиква. 2005. С. 24, 25.

[11] Там же. С. 24.

[12] Островитянов К.В. Думы о прошлом. [Электронный ресурс]. URL:http://www.tambox.ru/?q=node/605&page=0,10 (дата обращения: 19.11.2014).

[13] ТЕВ. 1910. № 39. С. 1353.

[14] Там же. С. 1352.

[15] ТЕВ. 1910. № 36. С. 1267.

[16] ТЕВ. 1910. № 39. С. 1353.

[17] Там же.

[18] Там же. С. 1354.

[19] Там же.

[20] Там же. С. 1350.

[21] Ф. 186. Оп. 92. Д. 28. Л. 2 об.

[22] Ф. 186. Оп. 92. Д. 28. Л. 3 об.

[23] ТЕВ. 1910. № 36. С. 1265-1266.

[24] УЕФ. 1912. № 10. С. 435.

[25] Воронский А.К. Указ. Соч. С. 25, 26.

[26] УЕФ. 1912. № 10. С. 435.

[27] ТЕВ. 1910. № 36. С. 1265-1266.

[28] УЕФ. 1912. № 6. С. 231; УЕФ. 1912. № 10. С. 435.

[29] УЕФ. 1912. № 6. С. 231.

[30] Там же.

[31] Там же.

[32] УЕФ. 1912. № 6; УЕФ. 1912. № 10; Уфимский край. 1912. № 70.

[33] Сайт Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuBe8eieu0d60WCs8iicW0Be8eieu0d66qceeXWeCQd** (дата обращения: 21.11.2014)

[34] Там же.

[35] Ф. 186. Оп. 92. Д. 25. Л. 2.

[36] Ф. 186. Оп. 92. Д. 28. Л. 2.

[37] Сайт Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuBe8eieu0d60WCs8iicW0Be8eieu0d66qceeXWeCQd** (дата обращения: 21.11.2014)

[38] Там же.

[39] Там же.

[40] Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/334162.html (дата обращения: 21.11.2014)

http://www.bogoslov.ru/text/4458063.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Налитова
Все статьи Екатерина Налитова
Бывший СССР
День памяти князя Василия Васильевича Голицына
Сегодня мы также вспоминаем графа А.А.Аракчеева, протоиерея Димитрия Абрюцкого, мореплавателя Н.Н.Назимова, поэта С.С.Бехтеева, летчика В.И.Андрианова и хирурга Б.В.Петровского
04.05.2024
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2024
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04