2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, на котором был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», подготовленный Межсоборным присутствием. Работа над ним велась несколько лет, но почему-то многие критики начали высказывать свое мнение только после принятия документа. И мнения эти свидетельствуют иногда о не вполне здоровой обстановке в Церкви.
Церковь "рукопожатных" христиан, или пара слов о Святом Причастии
Почти десять лет назад на выставке «Православная Русь» я собирал подписи под документом. Одни посетители отказывались это делать, другие соглашались, но нашелся человек, который сказал: «Я бы подписал этот текст, но...». В течение пяти минут мой собеседник рассказывал о своих взглядах на авторов текста, политику, Православную Церковь. Наконец он отошел от моего стенда. Я уже не помню, подписал он то обращение или нет. Меня поразило другое - он тратил мое и свое время на то, чтобы высказать свои замечания и поправки в ситуации, когда его никто об этом не просил.
Эту историю я вспомнил пару дней назад, после того как прочитал некоторые комментарии к документу «Об участии верных в Евхаристии» в социальных сетях. Оказалось, что я окружен специалистами по литургике, каноническому праву, библеистике, истории Церкви, гинекологии, специалистами по предсказанию будущего и путей развития Церкви. Проблема состояла лишь в том, что все эти несколько человек не были особо заметны, когда документ выносился на публичное обсуждение, не пытались повлиять на участников Межсоборного присутствия или как-то еще донести свою точку зрения до членов Церкви. Или пытались, но вскоре опустили руки и решили, что «наверху» их все равно никто не услышит.
«Всё не так, ребята»
Зато сейчас настал их звездный час. Они могут поджать губы, налить себе виртуальную или реальную чашечку чая, откинуться на спинку стула и удовлетворенно процитировать Высоцкого: «Да и в Церкви все не так, все не так, ребята».
Своих оппонентов они заранее заклеймили фразой о том, что те не решаются критиковать священноначалие. Похвалили друг друга за смелость и разошлись до новых встреч клуба «Как раскритиковать Церковь по любому поводу».
Обидно, что на этот раз жертвой их претензий стал важный документ о современной практике причащения мирян в Православной Церкви.
Сразу скажу, что мне в нем тоже показался не очень удачным один пункт, касающийся женщин и возможности их причащения в определенных ситуациях. Он отражает давнюю традицию Церкви и имеет под собой канонические основания, но.... Впрочем, мои претензии относятся к нескольким экстремальным случаям, которые мирянин может решить со своим духовником или священником, у которого исповедуется.
Но в целом документ мне понравился. Он отражает современную практику причащения верующих, дает конкретные рекомендации для мирян в зависимости от частоты их участия в таинстве Евхаристии, помогает молодым родителям с детьми, больным хроническими заболеваниями и людям с ограниченными возможностями.
Это хороший документ, свидетельствующий о том, что члены Русской Православной Церкви способны обсуждать важные проблемы и принимать решения, близкие к оптимальным. Но некоторые участники виртуальных дискуссий читали какой-то другой текст. Кто-то предлагает обязать мирян причащаться на каждой Литургии, на которую они пришли.
«Требовать от мирян причащаться за каждой Литургией - значит сделать так, чтобы люди ходили в храм еще реже, поскольку не у каждого хватит сил еженедельно готовиться к этому таинству»
Они сравнивают Евхаристию с праздничным угощением, забывая при этом, что гости перед этим должны попоститься, вычитать немаленькое правило, исповедаться и только после этого приступать к Чаше.
Требовать от мирян причащаться за каждой Литургией - значит сделать так, чтобы люди ходили в храм еще реже, поскольку не у каждого хватит сил еженедельно готовиться к этому таинству.
Другие критики сокрушаются, что слишком многое должен решать священник, а не сам мирянин. Видимо, их идеал - это частое причастие без подготовки, без поста и без исповеди, а функция священника сводится лишь к обслуживанию массы желающих. Тогда нужно сделать следующий шаг, и на большие праздники в городских соборах батюшка должен давать возглас: «Свободная Чаша».
«На наших глазах создается какая-то новая, неизвестная миру церковь»
А вообще все эти дискуссии вызывают у меня грустное впечатление. На наших глазах создается какая-то новая, неизвестная миру «церковь». Ей не нужны епископы, в ней нужно читать одни книги и не читать другие, в ней священники и епископы оцениваются мирянами по своим политическим симпатиям и антипатиям.
В ней уже пишется новый «символ веры», где главными догматами будут отношение к конфликту на Украине, некоторым политическим фигурам, любовь к определенной форме государственного устройства и рукопожатность вместо десяти заповедей.
Нет, конечно, все делается тоньше и мягче. Пока ее адепты говорят о том, что Русская Православная Церковь - это всего лишь юрисдикция, пока они признают за другими право быть «ветхозаветными» христианами (себя они, разумеется, называют христианами «новозаветными»).
Пока они не отрицают таинства, совершаемые клириками «этой Церкви», но уже ставят под сомнение право епископов запрещать или отлучать от Церкви клириков или мирян за нарушение церковных канонов. Пока они не готовы честно выйти из «юрисдикции» Русской Православной Церкви и основать какую-нибудь «свободную православную церковь», но с каждым новым общецерковным документом растет трещина между христианами внутри Церкви. Я опасаюсь, что рано или поздно все-таки «рукопожатные» христиане сделают последний шаг и отделят себя от «нерукопожатных». Пока они делают это в социальных сетях, но рано или поздно раскол в головах может стать реальностью и на уровне дел.