День памяти святителя Григория Паламы Церковь вспоминает 27 ноября (также в второе воскресенье Великого поста) - святого, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день).
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье
сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику,
риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа
Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о
сочинении «Логика» этого античного мудреца.
В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений - проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.
Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя - монах Варлаам Калабрийский (из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому чтоапостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1Фесс.5,16-18)
Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.
По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку . При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергиии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу, и даже наше тело.
Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий - нетварного света.
Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логчески невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.
После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.
Святитель Григорий Палама - ориентир для всех нас
Ректор Коломенской духовной семинарии, епископ Зарайский Константин о святителе Григории Паламе.
Личность
святителя Григория Паламы, жившего в далеком 14 веке, поставлена святой
Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень
важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и
свидетельство великого Фессалоникийца?
Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный
богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской
концептуализации мистического опыта православного монашества -
святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви,
который и сам достиг вершин богопознания, и смог изложить и передать нам
великий опыт православного подвижничества.
Великий делатель Иисусовой молитвы, - он утверждал истины о
Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических
умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта,
укорененного в Священном Предании Церкви.
Его жизнь и богословие - это ориентир всем нам. Его пример показывает,
что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы,
возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское
пребывание с Ним.
Для всякого человека важно, чтобы в своей жизни он выбирал, как ориентир и пример, таких людей, которые являлись лучшими в своем деле. Для православного христианина, призванного к деятельной духовной жизни, одним из таких примеров, безусловно, является святитель Григорий Палама, искатель Бога, обретший Его и возвестивший нам о возможном для каждого из нас Рае.
http://foma.ru/svyatitel-grigoriy-palama-teoretik-praktik-neprestannoy-molitvyi.html