Государственный музей-заповедник «Московский Кремль» открыл экспозицию,
посвящённую Вознесенскому монастырю. Она размещена прямо над древними
погребениями русских государынь. Когда эти великие гробы перенесли сюда,
в подвал Архангельского собора, они оказались доступны для учёных.
Некрополь постепенно раскрывал свои тайны. Анализ костных тканей
погребённых позволил сделать вывод, что эти женщины были озабочены своим
внешним видом и пытались улучшить его с помощью подручных косметических
средств - красок, применявшихся в иконописи. Они покрывали лицо, шею и
руки свинцовыми белилами, румянились киноварью, которая на 2/3 состояла
из ртути и на 1/3 из серы. Этим объясняется присутствие в тканях
погребённых свинца, ртути, меди, мышьяка. Впрочем, помимо хронических
отравлений, выявлены и случаи острых смертельных - у Елены Глинской,
Анастасии Романовны, у представительниц рода Старицких, павших жертвами
придворных интриг.
А вот исследования содержимого белокаменного саркофага с надписью
«Евдокея» дали противоположный результат. Благочестие княгини -
основательницы монастыря Евдокии (преподобной Евфросинии) подтверждено
отсутствием в её останках следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в
состав средневековой косметики, - это уникальный случай для кремлёвского
некрополя.
Там хоронили русских государынь
Евдокия Дмитриевна - жена великого князя Дмитрия Донского. В 1407 году в
основанном ею Вознесенском монастыре великая княгиня заложила
белокаменный храм в честь Вознесения Господня, приняла постриг под
именем Евфросинии и после смерти была погребена в основанной ею церкви.
Это захоронение у Спасской (Фроловской) башни Кремля положило начало
формированию усыпальницы для женской ветви великокняжеской, а потом и
царской семьи. На протяжении более трёх столетий Вознесенский собор
служил местом упокоения великих княгинь и цариц. Под его сводами были
похоронены Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III) и Анастасия
Романовна (первая жена царя Ивана IV Грозного), Ирина Годунова (жена
царя Фёдора Иоанновича) и Наталья Кирилловна (мать императора Петра I). В
общей сложности там легли представительницы четырёх правивших домов -
Даниловичей, Шуйских, Годуновых и Романовых.
В 1918 году, после переезда советского правительства в Москву, монастырь
был закрыт, а в 1929-м последовало решение о его сносе вместе с Чудовым
монастырём и Малым Николаевским дворцом.
Предвидя такой оборот, сотрудники Оружейной палаты и Главнауки настояли
на изучении обители и обследовании некрополя. На эти работы им выделили
всего месяц. Комиссию специалистов возглавлял Николай Николаевич
Померанцев. Он организовал архитектурные обмеры и фотографирование
монастыря. Историк архитектуры Пётр Максимов зафиксировал внешний вид
монастырских построек и захоронений государынь. Эти рисунки сохранились
до наших дней.
Тогда же были спасены богослужебные предметы и иконы из монументального
шестиярусного иконостаса: Померанцев разместил их в церкви Двенадцати
апостолов и в фондах Оружейной палаты.
Когда начали разбирать церковный пол, обнаружилось, что захоронений под
ним почти в два раза больше, чем предполагалось. Ценой героических
усилий в кратчайшие сроки захоронения были обследованы, а гробницы с
останками погружены на телеги и вывезены в подвал под южной пристройкой
Архангельского собора. Для этого пришлось взломать фундамент и через
образовавшееся отверстие по доскам спускать саркофаги: лестница
оказалась слишком узкой.
Именно здесь, в южной пристройке Архангельского собора, и размещена сейчас новая экспозиция.
Что можно теперь увидеть в музее
- Важнейшие из спасённых реликвий связаны с преподобной Евфросинией, -
говорит заместитель генерального директора музея-заповедника «Московский
Кремль» доктор искусствоведения Андрей Леонидович Баталов. - Несколько
лет назад мы перенесли мощи и саркофаг преподобной Евфросинии в придел
святого Уара Архангельского собора. Это был первый этап программы по
восстановлению памяти о Вознесенском монастыре. В новой экспозиции - её
монашеский кожаный пояс с тиснёными изображениями двунадесятых
праздников. Одна витрина отдана вкладам великих княгинь, цариц и
представительниц важнейших российских родов. Здесь размещён великолепный
покров с образом Богоматери «Одигитрия», созданный по заказу великой
княгини, позже - инокини Домники Мстиславской, жены Фёдора
Мстиславского. Ещё одно пожертвование - от инокини Марфы, матери Михаила
Романова: шитая икона «Богоматерь Фёдоровская». Другая витрина содержит
святыни, связанные с алтарём собора: иконы, драгоценные богослужебные
сосуды, запрестольный крест - как память о восстановлении обители после
разграбления наполеоновской армией. В разорённой Москве по копеечке
собирали деньги на его создание.
Вознесенская обитель - один из двух монастырей в Кремле, которые президент Владимир Путин предложил восстановить.
Елена Литовченко
Время работы экспозиции - ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00