Путешествием в эпоху Ивана
Грозного можно назвать новую выставку в Третьяковской галерее. Её основу
составили экспонаты из музеев Казани, Мурома, Ярославля. Здесь можно
увидеть древние иконы, необычную церковную вышивку, рукописное Евангелие
и даже митру святителя Германа - одного из основателей Свияжска, города
с удивительной судьбой.
Крепость построили за четыре недели
Создание Свияжска похоже на сказку. Город-крепость в 30 километрах от
Казани возвели в мае 1551 года менее чем за месяц. Все брёвна и балки
заранее изготовили в лесах возле Углича, пронумеровали и доставили по
Волге. В Свияжске осталось лишь расчистить место и собрать
«конструктор». Первым делом построили крепостные стены, а в них -
православный храм.
Через год Свияжск стал опорным пунктом, где собирались войска Ивана
Грозного для наступления на Казань. Сюда прибывали воины, здесь
складировали продовольствие и снаряды. После покорения ханства город
стал важным духовным центром. В 1555 году была учреждена Казанская
епархия. У её истоков стояли святители-чудотворцы Гурий, Герман и
Варсонофий. Им предстояло строить монастыри, привлекать местных жителей к
православию. Из Москвы трёх будущих святых провожали царь Иван Грозный и
митрополит Макарий.
Вскоре в Свияжске возвели Успенский монастырь, а в Казани -
Спасо-Преображенский. Всего за несколько десятилетий бывшее ханство
украсили храмами, а их ризницы наполнили драгоценными рукописями и
святынями. Некоторые из них можно увидеть на выставке.
«Государев ангел» похож на Ивана Грозного
Экспозиция выстроена как путешествие в середину XVI века. Собравшись в
поход на Казань, царь Иван Васильевич по примеру великого предка князя
Дмитрия Донского совершил паломничество в Троице-Сергиеву лавру, а потом
делал остановки в поволжских городах и молился почитавшимся в них
святым: в Ярославле - благоверному князю Фёдору и его сыновьям Давиду и
Константину, в Муроме - Петру и Февронии. Старинные образы этих святых
мы видим в первом зале.
Находящееся неподалёку иконографическое изображение Иоанна Предтечи в
образе крылатого ангела пустыни тоже не случайно. Иоанн Креститель -
небесный покровитель Ивана IV. Во время его правления существовала
традиция обозначать царское присутствие в подвластных городах иконой
«государева ангела». Были эти образы и в свияжских храмах, но не
сохранились. На выставке представлена икона из Спасо-Преображенского
собора Ярославля - мощный, величественный образ. Считается, что в нём
можно увидеть и черты самого государя: характерная осанка, фигура, нос с
горбинкой.
А в центре экспозиции - два потрясающих по красоте иконостаса из Музея
изобразительных искусств Татарстана. Один находился в деревянной
Троицкой церкви, построенной в 1551 году (этот старейший храм Поволжья
сохранился в Свияжске по сей день). Другой иконостас стоял в каменном
Успенском соборе, где служил архимандрит Герман, будущий казанский
чудотворец. Этот собор Свияжска - уникальный памятник архитектуры: летом
прошлого года его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Царь ведёт народ в Царствие Небесное
Ещё один замечательный экспонат - икона «Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая)».
- Долгое время она считалась едва ли не изображением самого Казанского
похода, - рассказывает куратор выставки сотрудник Третьяковской галереи
Татьяна Самойлова. - Но это не так. Икона «разговаривает»
аллегорическим языком. Написана она для Успенского собора Московского
Кремля вскоре после взятия Казани.
Почти четыре века образ находился возле царского места - трона Ивана
Грозного. После революции он поступил в собрание Третьяковской галереи.
- На иконе мы видим кавалькады святых воинов-мучеников, которые шествуют
от земного града к Небесному Иерусалиму, - рассказывает Татьяна
Самойлова. - Их возглавляет архангел Михаил, но композиционным центром
является фигура первого христианского императора Константина с крестом в
руках. Идея образа в том, что русский государь хранит православие и под
его знаменем ведёт народ в Царствие Небесное.
Возможно и такое прочтение: воины-мученики - русское войско, а
византийскому императору Константину подобен сам Иван Васильевич,
утвердивший в Казани крест, символ истинной веры.
Пелена с исчезнувшей иконы
Завершает выставку рассказ об иконе Божией Матери, обретённой в Казани в
июле 1579 года. В начале XX века чудотворный образ украли. Он исчез, но
сохранилась пелена «Богоматерь Казанская». Она представлена в
экспозиции. Это самое древнее дошедшее до нас изображение знаменитого
лика. Важно, что иконография и размер полностью соответствуют
утраченному оригиналу: пелена предназначалась для украшения образа, в
честь которого в Казани был возведён Богородицкий монастырь.
Будущий святитель патриарх Гермоген назвал Казанскую икону Одигитрией -
путеводительницей. Через несколько десятилетий эта великая святыня стала
духовным знаменем для народного ополчения Минина и Пожарского,
освободившего Москву от иноземцев.
Елена Литовченко
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открыта до 20 мая. Каждую среду вход для посетителей бесплатный