Отвечаем ли мы за грехи своих отцов, дедов и прадедов? Может ли Бог наказывать ребёнка за вину его родителей? Эти вопросы часто задаются в православной среде, и, что скрывать, ответы на них даются весьма различные, порою противоречащие друг другу. Сегодня мы попросили ответить на них клирика Свято-Троицкого Измайловского собора, известного петербургского священника протоиерея Константина Пархоменко.
- Итак, представим себе такую картину: в давние времена некий человек совершил смертный грех и умер нераскаянным. И вот в наказание за грех предка все его потомки страдают тяжкой болезнью, или все они несчастливы в браке, или в роду нередки случаи самоубийства, или... Одним словом: «родовое проклятие» - некая беда, которая переходит с поколения на поколение... Теперь вопрос: скажите, отец Константин, может ли православный человек разделять веру в существование «родового проклятия»?
- Большая, интересная тема... Я рад, что мы сегодня будем беседовать об этом. Действительно многие люди считают, что существует родовое проклятие. Надо с этим разобраться: что с точки зрения христианства представляет собой эта идея? Сразу скажем: она отражена в тексте Библии. Мы находим её в Ветхом Завете, да и в современном иудаизме. Считалось, что человек расплачивается за грехи своих предков до третьего или до седьмого поколения, а порой утверждали, что даже и седьмое поколение - не предел. Эта идея очень чётко соответствует всему духу Ветхого Завета. И всё-таки уже тогда, в Ветхом Завете, у пророка Иеремии мы читаем такое предсказание: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», - но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер.31,29-30). Подобное предсказание есть и у пророка Иезекииля в 18-й главе... То есть лучшие из ветхозаветных праведников всегда верили и надеялись, что беда родовых проклятий будет некогда преодолена, разорвётся порочная цепочка.
И она разорвалась! Разорвалась с приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа! С тех пор христианин, омываясь в водах крещения, соединяясь со Христом, полностью порывает со всем греховным прошлым, которое хвостом тянется за ним от предыдущих поколений. Отныне, если человек честно идёт за Господом, решительно порывает со своим собственным греховным прошлым, наследственные грехи перестают оказывать на него влияние. Об этом мы читаем и у апостолов, и у Святых Отцов; об этом писали св.Иустин Философ, апологеты Татиан, Афинагор и многие другие. Так утверждает Новый Завет: если ты во Христа крестился, то ты умер для прежней жизни и воскрес для новой. Все прежние связи порваны. Древние христиане при крещении даже брали себе новые имена, чтобы ещё раз подчеркнуть: возврата к прошлому нет! Все греховные гири, все цепи, все прегрешения дедушек и прадедушек - всё это порвано, всё кануло в прошлое и уже не может нам помешать.
Казалось бы, о чём тут ещё говорить? Зачем вспоминать то, что ушло, то, что преодолено? И тем не менее разговоры о «родовом проклятии» по-прежнему звучат - сегодня, как и в древности, среди православных христиан - как и среди ветхозаветных иудеев. Почему же так происходит?
Тому есть несколько причин. Во-первых, причиной тому людская косность: некоторые понятия по инерции следуют за нами из древности. И вот уже кто-то из христианских богословов заявляет, что Ветхого Завета никто не отменял, а следовательно, и его установки вполне приложимы к нам... И вот мы тянем из ветхозаветных времён такой совершенно лишний груз, как, например, понятие о «чистом» и «нечистом»... Почему, скажем, у нас на Руси возникло убеждение - типично иудейское! - что собака - нечистое животное? К этой же группе идейных реликтов относится и мысль о проклятии до седьмого колена, совершенно не соответствующая православному понятию о новой жизни со Христом.
Но это только одна сторона вопроса. Наиболее мудрые из наших Святых Отцов утверждают: да, святое крещение даёт человеку возможность порвать с греховным прошлым - своим и своих предков. Но только возможность! Воспользуется ли ею крещаемый? Если христианин новой жизни не начал, если в его душе не произошёл переворот от греха к святости, если человек не хочет избавиться от собственного греховного багажа, то можно сказать, что и грехи прошлых поколений, к сожалению, остаются при нём.
Но и тут нет ничего фатального! Достаточно христианину покаяться, вернуться на путь истины - и он будет свободен от всех родовых проклятий!
В не преображённом благодатию Божией человечестве: ветхозаветном, языческом, а сегодня и в атеистическом, - все греховные причинно-следственные связи действуют: на нас оказывают влияние грехи, ошибки, преступления наших предков. И только для настоящего христианина никакой родовой грех не имеет значения. Но для того, кто христианином лишь числится, или вовсе для неверующего можно говорить об актуальности этого понятия.
- Скажите, отец Константин, а нельзя ли сделать вывод, что первородный грех - это то же самое «родовое проклятие», которое весь род людской получил через Адама и Еву?
- Да, ситуация весьма схожая! Вот смотрите: в католическом понимании первородный грех - это некая вина, которая передаётся от предков к потомкам. Но это глупость! Всякий здравомыслящий человек понимает: если наши предки согрешили десять поколений назад, то мы-то в чём же виноваты? Нашей вины в их преступлении нет. Православная точка зрения иная: первородный грех - это не вина, а некая порча породы человеческой, её удобосклонность ко греху, слабый иммунитет против греха. Он передаётся нам от предков, как, скажем, и наша смертность, потому что мы имеем природу, заимствованную от Адама и Евы. Адам и Ева, согрешив, испортили свою природу, и теперь эта порча достаётся нам по наследству. Вы это видите повсюду: даже ребёнок, родившийся в хорошей христианской семье, воспитанный в христианском духе, - и он то и дело поддаётся искушениям. Его как будто что-то влечёт!.. Это очень хорошо подмечено у Блаженного Августина в его «Исповеди»: и у невинных детей уже есть поползновение ко греху. Слаб иммунитет!
Впрочем, конечно: христианин в крещении омывается от первородного греха. Христианину гораздо легче противостоять искушению. Кто-то скажет: «Омывается-то он омывается, но нельзя же сказать, что ему вообще не хочется грешить!» Увы, всё равно хочется - это несомненно! Но несомненно и то, что в крещении мы получаем новые силы, поддержку Божественную в борьбе с грехом. Когда крестишь маленьких детей, то со стороны не видишь эти механизмы... Но, беседуя с людьми, окрещёнными во взрослым возрасте, я не раз слышал примерно такие слова: «Знаете, отец Константин, мне раньше сложно было победить в себе такие-то грехи, а теперь стало легко». Некрещёный блудит, обманывает, ленится... Но вот его окрестили - и он не то чтобы сразу становится праведником, но вдруг понимает, что ему легко покончить с блудом, перестать обманывать, воровать, сделать усилие над собой, чтобы не лениться... Происходит не полное освобождение от влечения ко греху, но мощное целительное воздействие, и для человека открывается возможность более удобного и лёгкого духовного восхождения.
- Отец Константин, хочу задать вам вопрос, может быть, не впрямую касающийся темы нашего разговора. Что вы думаете о врождённой склонности к определённому виду греха? Может ли человек быть от рождения вором, или блудником, или убийцей? Ведь бывают же врождённые, наследственные алкоголики...
- Недавно я читал интервью с директором Московского института мозга. Он утверждает, что генетической предрасположенности к алкоголизму не существует... Но мы-то знаем, что в пьющих семьях дети часто становятся алкоголиками. Можно сказать, что это социальная проблема: дескать, ребёнок видит, как отец пьёт, и подражает ему. Но мы знаем другие случаи: мама с папой разошлись, ребёнок остался с матерью - непьющей женщиной - и не знал, что его отец алкоголик... Но ребёнок вырастает и становится падким именно на этот грех! Опыт нам показывает, что наследственная греховность возможна. Я лично знаю по пастырскому опыту, что, если отец блудник, ребёнок очень часто идёт по той же дорожке, хотя отец тщательно скрывал от всех свои связи на стороне. Между прочим, психологи говорят, что дети могут сердцем считывать даже ту информацию, которую родители скрывают от них. Недаром, когда в семье конфликт - пусть и тайный, - дети начинают нервничать, плохо учиться...
Опыт показывает: какие-то страсти властвуют над нами сильнее, чем над прочими людьми. Приведу пример, для всех читателей понятный: чревоугодие. Есть люди, которым очень трудно отказаться от вкусного, трудно ограничить свою трапезу. А есть люди, которые вообще от пищи не зависят! И поститься им легко - они могут всю жизнь поститься и не подумают, что чего-то лишаются. А для других это подлинный подвиг - победить требования чрева.
Что можно на это сказать? Что Господь относится особо к каждому человеку. Господь знает тайные, скрытые недуги нашей души, особенности нашей психики...
И Церковь говорит однозначно: как бы нам ни было трудно, как бы ни мешали нам наши врождённые склонности, мы должны бороться со всеми греховными проявлениями. Кому-то будет легче бороться, кому-то - труднее. А выполненное домашнее задание принесём на суд Божий. Господь будет к нам подходить не как комиссия ЕГЭ, но как нежная, заботливая учительница, которая каждого ученика знает лично. Экзаменационная комиссия за плохую работу сразу поставит двойку и швырнёт тетрадь в сторону и даже смотреть на неё не будет, а мудрая учительница знает, что этот ученик происходит из неблагополучной семьи, видит, как тяжело ему даётся учёба и как он всё-таки старается... Вот она ему троечку-четвёрочку и натянет! Господь так к каждому отнесётся и каждого помилует по его усилиям: что-то оценит снисходительно, а за то, в чём мы были сильны, спросит по всей строгости.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН