«...А у детей на зубах оскомина»

0
625
Время на чтение 6 минут

Отвечаем ли мы за грехи своих отцов, дедов и прадедов? Может ли Бог наказывать ребёнка за вину его родителей? Эти вопросы часто задаются в православной среде, и, что скрывать, ответы на них даются весьма различные, порою противоречащие друг другу. Сегодня мы попросили ответить на них клирика Свято-Троицкого Измайловского собора, известного петербургского священника протоиерея Константина Пархоменко.

- Итак, представим себе такую картину: в давние времена некий человек совершил смертный грех и умер нераскаянным. И вот в наказание за грех предка все его потомки страдают тяжкой болезнью, или все они несчастливы в браке, или в роду нередки случаи самоубийства, или... Одним словом: «родовое проклятие» - некая беда, которая переходит с поколения на поколение... Теперь вопрос: скажите, отец Константин, может ли православный человек разделять веру в существование «родового проклятия»?

- Большая, интересная тема... Я рад, что мы сегодня будем беседовать об этом. Действительно многие люди считают, что существует родовое проклятие. Надо с этим разобраться: что с точки зрения христианства представляет собой эта идея? Сразу скажем: она отражена в тексте Библии. Мы находим её в Ветхом Завете, да и в современном иудаизме. Считалось, что человек расплачивается за грехи своих предков до третьего или до седьмого поколения, а порой утверждали, что даже и седьмое поколение - не предел. Эта идея очень чётко соответствует всему духу Ветхого Завета. И всё-таки уже тогда, в Ветхом Завете, у пророка Иеремии мы читаем такое предсказание: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», - но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер.31,29-30). Подобное предсказание есть и у пророка Иезекииля в 18-й главе... То есть лучшие из ветхозаветных праведников всегда верили и надеялись, что беда родовых проклятий будет некогда преодолена, разорвётся порочная цепочка.

И она разорвалась! Разорвалась с приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа! С тех пор христианин, омываясь в водах крещения, соединяясь со Христом, полностью порывает со всем греховным прошлым, которое хвостом тянется за ним от предыдущих поколений. Отныне, если человек честно идёт за Господом, решительно порывает со своим собственным греховным прошлым, наследственные грехи перестают оказывать на него влияние. Об этом мы читаем и у апостолов, и у Святых Отцов; об этом писали св.Иустин Философ, апологеты Татиан, Афинагор и многие другие. Так утверждает Новый Завет: если ты во Христа крестился, то ты умер для прежней жизни и воскрес для новой. Все прежние связи порваны. Древние христиане при крещении даже брали себе новые имена, чтобы ещё раз подчеркнуть: возврата к прошлому нет! Все греховные гири, все цепи, все прегрешения дедушек и прадедушек - всё это порвано, всё кануло в прошлое и уже не может нам помешать.

Казалось бы, о чём тут ещё говорить? Зачем вспоминать то, что ушло, то, что преодолено? И тем не менее разговоры о «родовом проклятии» по-прежнему звучат - сегодня, как и в древности, среди православных христиан - как и среди ветхозаветных иудеев. Почему же так происходит?

Тому есть несколько причин. Во-первых, причиной тому людская косность: некоторые понятия по инерции следуют за нами из древности. И вот уже кто-то из христианских богословов заявляет, что Ветхого Завета никто не отменял, а следовательно, и его установки вполне приложимы к нам... И вот мы тянем из ветхозаветных времён такой совершенно лишний груз, как, например, понятие о «чистом» и «нечистом»... Почему, скажем, у нас на Руси возникло убеждение - типично иудейское! - что собака - нечистое животное? К этой же группе идейных реликтов относится и мысль о проклятии до седьмого колена, совершенно не соответствующая православному понятию о новой жизни со Христом.

Но это только одна сторона вопроса. Наиболее мудрые из наших Святых Отцов утверждают: да, святое крещение даёт человеку возможность порвать с греховным прошлым - своим и своих предков. Но только возможность! Воспользуется ли ею крещаемый? Если христианин новой жизни не начал, если в его душе не произошёл переворот от греха к святости, если человек не хочет избавиться от собственного греховного багажа, то можно сказать, что и грехи прошлых поколений, к сожалению, остаются при нём.

Но и тут нет ничего фатального! Достаточно христианину покаяться, вернуться на путь истины - и он будет свободен от всех родовых проклятий!

В не преображённом благодатию Божией человечестве: ветхозаветном, языческом, а сегодня и в атеистическом, - все греховные причинно-следственные связи действуют: на нас оказывают влияние грехи, ошибки, преступления наших предков. И только для настоящего христианина никакой родовой грех не имеет значения. Но для того, кто христианином лишь числится, или вовсе для неверующего можно говорить об актуальности этого понятия.

- Скажите, отец Константин, а нельзя ли сделать вывод, что первородный грех - это то же самое «родовое проклятие», которое весь род людской получил через Адама и Еву?

- Да, ситуация весьма схожая! Вот смотрите: в католическом понимании первородный грех - это некая вина, которая передаётся от предков к потомкам. Но это глупость! Всякий здравомыслящий человек понимает: если наши предки согрешили десять поколений назад, то мы-то в чём же виноваты? Нашей вины в их преступлении нет. Православная точка зрения иная: первородный грех - это не вина, а некая порча породы человеческой, её удобосклонность ко греху, слабый иммунитет против греха. Он передаётся нам от предков, как, скажем, и наша смертность, потому что мы имеем природу, заимствованную от Адама и Евы. Адам и Ева, согрешив, испортили свою природу, и теперь эта порча достаётся нам по наследству. Вы это видите повсюду: даже ребёнок, родившийся в хорошей христианской семье, воспитанный в христианском духе, - и он то и дело поддаётся искушениям. Его как будто что-то влечёт!.. Это очень хорошо подмечено у Блаженного Августина в его «Исповеди»: и у невинных детей уже есть поползновение ко греху. Слаб иммунитет!

Впрочем, конечно: христианин в крещении омывается от первородного греха. Христианину гораздо легче противостоять искушению. Кто-то скажет: «Омывается-то он омывается, но нельзя же сказать, что ему вообще не хочется грешить!» Увы, всё равно хочется - это несомненно! Но несомненно и то, что в крещении мы получаем новые силы, поддержку Божественную в борьбе с грехом. Когда крестишь маленьких детей, то со стороны не видишь эти механизмы... Но, беседуя с людьми, окрещёнными во взрослым возрасте, я не раз слышал примерно такие слова: «Знаете, отец Константин, мне раньше сложно было победить в себе такие-то грехи, а теперь стало легко». Некрещёный блудит, обманывает, ленится... Но вот его окрестили - и он не то чтобы сразу становится праведником, но вдруг понимает, что ему легко покончить с блудом, перестать обманывать, воровать, сделать усилие над собой, чтобы не лениться... Происходит не полное освобождение от влечения ко греху, но мощное целительное воздействие, и для человека открывается возможность более удобного и лёгкого духовного восхождения.

- Отец Константин, хочу задать вам вопрос, может быть, не впрямую касающийся темы нашего разговора. Что вы думаете о врождённой склонности к определённому виду греха? Может ли человек быть от рождения вором, или блудником, или убийцей? Ведь бывают же врождённые, наследственные алкоголики...

- Недавно я читал интервью с директором Московского института мозга. Он утверждает, что генетической предрасположенности к алкоголизму не существует... Но мы-то знаем, что в пьющих семьях дети часто становятся алкоголиками. Можно сказать, что это социальная проблема: дескать, ребёнок видит, как отец пьёт, и подражает ему. Но мы знаем другие случаи: мама с папой разошлись, ребёнок остался с матерью - непьющей женщиной - и не знал, что его отец алкоголик... Но ребёнок вырастает и становится падким именно на этот грех! Опыт нам показывает, что наследственная греховность возможна. Я лично знаю по пастырскому опыту, что, если отец блудник, ребёнок очень часто идёт по той же дорожке, хотя отец тщательно скрывал от всех свои связи на стороне. Между прочим, психологи говорят, что дети могут сердцем считывать даже ту информацию, которую родители скрывают от них. Недаром, когда в семье конфликт - пусть и тайный, - дети начинают нервничать, плохо учиться...

Опыт показывает: какие-то страсти властвуют над нами сильнее, чем над прочими людьми. Приведу пример, для всех читателей понятный: чревоугодие. Есть люди, которым очень трудно отказаться от вкусного, трудно ограничить свою трапезу. А есть люди, которые вообще от пищи не зависят! И поститься им легко - они могут всю жизнь поститься и не подумают, что чего-то лишаются. А для других это подлинный подвиг - победить требования чрева.

Что можно на это сказать? Что Господь относится особо к каждому человеку. Господь знает тайные, скрытые недуги нашей души, особенности нашей психики...

И Церковь говорит однозначно: как бы нам ни было трудно, как бы ни мешали нам наши врождённые склонности, мы должны бороться со всеми греховными проявлениями. Кому-то будет легче бороться, кому-то - труднее. А выполненное домашнее задание принесём на суд Божий. Господь будет к нам подходить не как комиссия ЕГЭ, но как нежная, заботливая учительница, которая каждого ученика знает лично. Экзаменационная комиссия за плохую работу сразу поставит двойку и швырнёт тетрадь в сторону и даже смотреть на неё не будет, а мудрая учительница знает, что этот ученик происходит из неблагополучной семьи, видит, как тяжело ему даётся учёба и как он всё-таки старается... Вот она ему троечку-четвёрочку и натянет! Господь так к каждому отнесётся и каждого помилует по его усилиям: что-то оценит снисходительно, а за то, в чём мы были сильны, спросит по всей строгости.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/pspb/n275/ta009.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Анатольевич Бакулин
Кто-то должен шагнуть из окопа первым
Рецензия на книгу Б.А. Орлова «Добро и зло»
04.09.2023
Русский мир – это мы с вами
Слово русского писателя
22.06.2022
Все статьи Алексей Анатольевич Бакулин
Протоиерей Константин Пархоменко
Все статьи Протоиерей Константин Пархоменко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 21:44
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
22.11.2024 21:12
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 20:16
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54