Политика - это не наш вопрос
- В Европе отношение к России сейчас непростое, нам грозят изоляцией,
санкциями. Вам в таких условиях не сложнее стало вести переговоры с
местными властями об открытии наших новых храмов за рубежом?
- По таким вопросам нам чаще приходится общаться не столько с
государственными властями, сколько с представителями религиозных
организаций, ведь многие храмы, которые мы получаем для наших приходов,
находятся в их ведении. В Италии, например, они, как правило, в
собственности католических епархий. И никаких новых проблем в таком
общении не появляется. Вот совсем недавно я встречался с одним епископом
из северной части Италии. Так он сам, даже без каких-либо вопросов,
начал беседу с того, что сказал: «Мы не вмешиваемся в политику, это
другой вопрос». При этом был удивительно доброжелателен. Есть, конечно,
случаи, когда люди становятся заложниками политики или ориентируются на
то, что говорят им чиновники в столице, но в целом пока больших
сложностей, слава Богу, не чувствуем.
- А в жизни наших приходов за рубежом как-то отражаются украинские события?
- Общая ситуация там спокойная. Есть, конечно, отдельные случаи
нестроений. Вот, например, недавно в одном из храмов женщина, уроженка
Западной Украины, стала резко высказываться о последних событиях, а
другая прихожанка, родом из Восточной Украины, ей ответила. Завязалась
довольно острая полемика, возникла конфликтная ситуация. Такое бывает.
А в другом зарубежном приходе двое прихожан, выходцев с Западной
Украины, заявили даже, что теперь не будут ходить в «московскую
церковь».
Но это единичные случаи, а в целом в общинах наших храмов, как правило,
обстановка такая же, как прежде. Люди не уходят, а приходят. И это
естественно. Ведь Церковь не вмешивается в политику.
Мы с сожалением воспринимаем те сложности, с которыми сталкивается
сейчас Украина. И конечно, нам хотелось бы, чтобы эта страна была
динамичной, процветающей, а выбор её соответствовал бы воле большинства
жителей.
А вот чего не хотелось бы, так это чтобы люди стремились уезжать из
своей страны и где-то за границей влачить жалкое существование. Сужу об
этом не понаслышке. Часто бываю в разных приходах за рубежом и, встречая
там многих выходцев из Украины, Молдовы, из других регионов, вижу,
сколько страдания в глазах этих людей. Они идут на немалые жертвы и
лишения, чтобы заработать денег и отослать домой для помощи своим
близким. В Италии, например, многие из этих людей живут в чужих семьях,
ухаживая за престарелыми и детьми, выдерживают большие нагрузки - и
физические, и моральные. Для них очень важной оказывается поддержка,
которую они получают в наших приходах. Ведь у нас в храмах не делят
людей по национальности, по паспорту. Православная вера всех объединяет.
Украинские песни в русском храме Дании
- Значит, в зарубежных приходах людям разных национальностей удаётся
найти общий язык лучше, чем бывшим братским республикам между собой?
- В основном там прихожане действительно общаются по-семейному. Это
проявляется во всём. После освящения нашего храма в городе Хобро во
время трапезы протодиакон, который меня сопровождал, спел пару песен на
русском языке. Прихожане его поддержали. А один наш священник, который
служит в Норвегии, спел песни по-украински. И все вместе общались, пели,
молились. Такая была хорошая атмосфера. Слава Богу, люди понимают, что
Церковь не политикой занимается, а заботится и печалуется о нуждах
людей. А ведь в приходе и русские, и украинцы, есть и датчане.
- Что за иностранцы становятся прихожанами русского храма?
- Когда я только прилетел в Данию, меня вместе со священником встречал
один местный человек, датчанин. Он сам предложил свою помощь. Погрузил в
машину наши вещи, взял благословение и уехал. И провожать вызвался.
Точно так же - помог, довёз багаж до стойки регистрации, попрощался,
взял благословение. Всего лишь несколькими фразами мы обменялись. Но
ощутимы были его искренность, чистота души, желание что-то бескорыстно
сделать для другого. Он даже ещё не наш прихожанин, а только стремящийся
стать православным. Но видно, как много это для него значит. Когда
совершается богослужение в нашей общине в Копенгагене, он всегда
приходит на час раньше - приготовить всё к службе. Немало в разных
странах таких людей, которые стремятся в общины Русской Православной
Церкви. Их жизни и усердию можно только радоваться. Потому что это
стремление человека всецело предать себя Богу.
Духовное хобби или другая жизнь?
- Но что же влечёт европейца именно в русский православный храм? Может
быть, человека не устраивает, что на Западе религию всё больше хотят
сделать комфортной, приспособить к стандартам современной жизни,
превратить в некое духовное хобби, а в православной традиции гораздо
больше максимализма?
- Согласен. На Западе в целом религия идёт по пути обслуживания
потребностей человека. Помните, ещё в советское время у нас было такое
выражение - «удовлетворение религиозных потребностей человека». А теперь
я бы даже сказал резче: религия пошла по пути удовлетворения прихотей
человека. Вот что происходит в той же Дании. С одной стороны, это
страна, в которой есть государственная религия - лютеранство,
протестантизм. С другой стороны, это очень секулярная страна. Там
существует, например, государственный закон, согласно которому Церковь
обязана благословить в храме людей одного пола, если они желают вступить
в брак и получить церковное благословение. Правда, есть оговорка, что
если священник не желает этого делать, то тогда епископ должен найти
другого священника, который благословил бы их. Вот так и оказывается
религия служанкой прихотей человека, его страстей. А ведь православие,
наоборот, побуждает человека становиться лучше и искоренять в себе всё
греховное. Это вера, которая меняет человека, открывает ему другую
жизнь. Готовит его к этой другой жизни, а не приспосабливается к земной.
И конечно, везде есть немало людей, которые стремятся именно к этому.
Беседовал Валерий КОНОВАЛОВ