Сегодня Православная Церковь отмечает день памяти святых праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. До глубокой старости они не имели детей, но продолжали молиться и плакать, прося Господа послать им ребенка и тем самым снять «поношение безчадства». Почему же теперь поносят именно многодетных родителей, в норму жизни вошло детоубийство, а ещё одна идеология - childfree - становится всё более популярной? На эти и другие вопросы корреспондента портала Православие.Ru отвечают многодетные священники Олег Булычев и Филипп Ильяшенко, а также матушка Елена Фетисова.

* * *
«Безумие в наше время стало нормой»

- Богоотцы Иоаким и Анна - идеальный пример для подражания всем семейным парам. Свое Дитя они вымолили и выстрадали, вложили все свое благочестие, силы и душу в его воспитание. По детям можно судить и об их родителях. Их дочь стала Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Поэтому свв. Иоаким и Анна в совершенстве исполнили предназначение каждого родителя - воспитать дитя для Бога, для вечной жизни.
Дети как были благословением Божиим в древности, таким благословением они остаются и в наше время. И не важно, как смотрит на это суетный мир. Ведь союз мужчины и женщины - это Божественное установление. Также «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) есть Божия заповедь и благословение. Отсюда вывод, что чем больше детей в семье, тем больше Господь этой семье благоволит и о ней заботится. Хотя главное в отношении детей - это не количество, а качество воспитания. Можно иметь много детей, но сделать из них безбожников, людей порочных - тому немало примеров в истории. А Иоаким и Анна угодили Богу, вымолив и воспитав единственную Дочь, Которая стала Заступницей пред Богом за весь род человеческий.
Спасается женщина через деторождение, если этих детей приобщает к нравам христианским
По слову апостола Павла, жена «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим., 2:15). Рожают многие и даже помногу, но многие ли пребывают в вере? Спасается женщина через деторождение, если этих детей приучает к почитанию Закона Божия и приобщает к нравам христианским. Таковых матерей в наше время совсем немного.
Вырождение такого явления как семья в наше время напрямую связано с отступлением от законов Творца, с забвением Самого Бога. Бог есть учредитель семьи. А значит, во главе семьи, как малой церкви, должен стоять Христос. Если в семье не знают Его, не руководствуются Его заповедями, эта семья неполноценна и не имеет Божьего благословения. Таковой союз мужчины и женщины можно сравнить с домом, построенным на песке (Мф., 7:26), или с сухой веткой. Как показывает действительность, подобные семьи зачастую не выдерживают и первого небольшого испытания. Мы видим, с какой легкостью люди в наше время сходятся и расходятся.
Понятие о ценности крепких брачных узах у большинства людей отсутствует. Мало кто связывает идею семьи с Богом. Отсюда у людей так мало ответственности и серьезности в момент принятия важного решения о создании семьи. А уж истину о том, что брак по природе нерасторжим, и вовсе высмеивают. Как правило, в подобных семьях многодетность презирается и категорически не приемлется. Семьи эти частенько напоминают вертеп разбойников, в котором находит себе прибежище любая гнусность и преступление: детоубийства во чреве, взаимные измены, побои детей и т.п.
Большая часть человечества обольщена демонами. Пожелания плоти превознесены на пьедестал
Если люди не хотят знать Бога, то к ним приходят демоны, которые приносят с собой ложь и всякое обольщение. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что в последние времена человечество увлечется необычайным вещественным развитием. Наше поколение его предсказание может наблюдать воочию. Большая часть человечества обольщена демонами. Пожелания плоти превознесены на пьедестал. На союз мужчины и женщины смотрят только как на источник удовольствия. Поэтому даже дети стали помехой для таких псевдосемей. Во многих странах появляются целые движения и организации, пропагандирующие семейную жизнь без детей.
Оно и понятно. Ведь настоящая семья есть лекарство от эгоизма. Через воспитание детей мы легко обнаруживаем в себе многие душевные язвы. Настоящая семья, как правило, многодетна и требует ежедневного тяжелого самоотверженного труда. Такая семья, семья во Христе, чужда современному миру, она им отвергается как ненормальная.

Безумие и в наше время стало нормой, к нему постепенно привыкают. Ведь отношение большинства современных людей к абортам, блуду и содомии, с одной стороны, а также к Богу и Его Церкви, с другой, - настоящее безумие по меркам наших предков, живших ещё 150 лет назад. Деградирует не только институт семьи, но и весь мир.
Мир же, для которого истинная норма, т.е. жизнь во Христе, является безумием, долго не продержится. И пока он пропагандирует пространный широкий путь, путь без скорбей и помех, путь доступных и легких удовольствий, путь, ведущий в погибель (Мф., 7:13), задача здравомыслящих людей защитить и сохранить нравственно здоровую семью. Ибо только совестливые отец и мать могут научить ребенка умению жертвовать собой ради ближнего, терпеть скорби, сделают его способным выбрать «узкий путь, ведущий в жизнь» (Мф., 7:14).
* * *
«Для верующего человека появление
ребенка
- это осязаемое действие Бога в его
жизни»
Матушка Елена Фетисова, колумнист портала Православие.Ru, многодетная мать:
- С практической точки зрения время многодетных действительно прошло. Мы не монаршие особы, которым нужно много наследников мужского пола, мы не купцы и не крестьяне, которым нужны рабочие руки, помощники по хозяйству и опора в старости. Наши дети теперь не столько помощники, сколько основная «статья расходов». И даже «инвестировать» в детей не слишком-то удается: кто знает, кем еще они в итоге вырастут, чем «отплатят» своим родителям. В общем, это все широко известные аргументы.
Ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство
Смешным было бы утверждение, что много детей поднять на ноги стало труднее - ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство. Разве что мы лишены в городах такого блага, как безопасная придомовая территория, на которой дети могли бы резвиться, дышать свежим воздухом, общаться и высвобождать таким образом часть родительского времени. Хотя и этот вопрос во многих городских кварталах уже бывает неплохо решен. Мы не имеем реального повода сказать, что рожать детей в наше время стало труднее - это именно что просто невыгодно.
Остаются умозрительные, идеальные причины. Думаю, большинство современных многодетных семей руководствуется именно «идеальными» мотивами. Такие мотивы были и раньше, а сейчас остались только они. Кстати, я думаю, что число таких «сознательных» многодетных не слишком отличается от того, что было «давеча». Нам привычно сравнивать «наше время» с былым, сетуя, что тогда и трава была зеленее, а люди благочестивее... Все-таки по существу человек не слишком меняется, и немощи его не новы. Ещё Толстой в «Крейцеровой сонате» описывал, как уже в «те времена» в образованной среде появилась мода меньше рожать. Теперь многодетность окончательно перестала быть выгодной, изменился фактор общественного мнения (раньше не родить было делом постыдным, и потому рожали даже те, кого дети не слишком-то сами по себе и интересовали) - и вот изменилась численность семьи, остались многодетными лишь те, для кого важны не только выгода и общественное одобрение.
Часть современных многодетных семей - это семьи религиозные, но есть и те, кто просто любит детей и искренне радуется возможности жить большой и шумной семьей. Когда мы говорим про религиозное обоснование деторождения, у людей со стороны как-то сразу возникает желание пожалеть нас, «бедненьких» за наше «примитивное» богословие. Почему-то многие считают, что многодетность зиждется лишь на повелении Бога Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь». И всегда находятся те, кто скажет: «Ребята, да мы же тоже не против этой заповеди - просто вы «плодитесь» только количественно, а мы - качественно. У нас в семье есть только один Петенька, зато какой всесторонне развитый мальчик!»
Мы воспринимаем многодетность как проявление веры
Но в том-то и дело, что религиозное сознание вовсе не так узко воспринимает многодетность: надо скорее родить, и чтобы было всех побольше! Для верующего человека появление ребенка - это непосредственное, очень конкретное и осязаемое действие Бога в его жизни, новый поворот, новая задача, новое чудо. Именно поэтому мы воспринимаем многодетность как проявление веры - ведь в этом действительно выражается вера, доверие Богу, готовность принять из его рук новое послушание в надежде на дальнейшую помощь Божию в исполнении этого послушания.
Вот здесь, наверное, можно немного попричитать про «теперича не то, что давеча». Все-таки именно принимать, доверять, отдавать главенство в собственной жизни Кому-то, кроме себя, современный человек умеет хуже своих предков. Предки жили, окруженные смертью. Даже в переписке августейших особ невероятно часты упоминания о безвременных смертях в кругу родственников. Умирали от родов, простуды, кори, пореза на пальце, легкого огнестрельного ранения - от всего того, что теперь в 99% случаев успешно лечится и в захолустной районной больнице. Это смиряло. Иллюзий о том, что ты можешь все-все в своей жизни распланировать на годы вперед, было меньше... Было легче принять вмешательство Промысла в жизнь. Дитя - так дитя. Еще двое? Ну, еще двое. Еще? И слава Богу! Сейчас людям кажется, что у них в руках ключи от всех вариантов счастья, и они вольны построить свой вариант исключительно по собственному проекту....
Доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни
А еще доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни. Понятно, что, не доверяя даже Богу, современный человек тем более не может доверить свою жизнь «какому-то там мужу». Кто его, скажут, знает: сегодня муж есть, а завтра к другой уйдет - и что мне делать с пятью детьми? На это можно отвечать долго, но хочется сказать лишь одно. Трудно, наверное, жить с человеком и, простите, делить с ним ложе, считая его в глубине души потенциальным предателем, потенциально чужим. Это грех против любви - и прививка против счастья, какими бы красивыми иллюзиями ни тешила себя та женщина, которая не желает вынуть камень из-за пазухи.
* * *
«Дети - это награда семейной жизни»
Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отец 9 детей:
- Древние представители израильского народа считали, что спасется тот, кто доживет до прихода Мессии. Но жизнь человека конечна, и древние верили в то, что их жизнь можно продолжить в детях. Люди, не имевшие детей, считались недостойными благодати Божией. Соответственно цель всякого человека в те времена была одна - вступить в брак с целью рождения детей. Но не нужно думать, что цель брака - это рождение детей, потому что дети - это награда семейной жизни.
Надо сказать, что в современном обществе христианское представление о браке фактически отошло в прошлое. В современно мире люди, даже если любят друг друга, не стремятся рано создавать семьи. В лучше случае они считают, что сначала надо найти хорошую работу, получить большую зарплату, объездить весь мир и только потом, когда пришло пресыщение этой жизнью, когда человеку стало скучно и хочется семейного тепла и спокойствия, только тогда они задумываются о детях. В худшем случае люди будут придерживаться идеологии чайлдфри, которая говорит: «зачем тебе обуза, когда ты спокойно и в достатке можешь прожить всю жизнь?» Парадокс заключается в том, что, когда людям предлагают материальную помощь, чтобы они дали жизнь своему ребенку, люди от этой помощи отказываются и просто губят и своих детей и свои души.
Если основная ценность нашей жизни - это деньги, достижение материального и бытового комфорта, то в этом случае дети всегда будут преградой на пути к получению неких удовольствий. В современном мире дети стоят, может быть, и не на последнем, но на весьма удаленном месте в «списке» радостей жизни современного человека. И это удручающий показатель ценностной шкалы нашего общества.
В молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку
Поэтому, на мой взгляд, в молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку, к семье, а также к любви как к высшему чувству. Молодым людям нужно учиться любить. А это значит, не ждать счастья для себя, а пытаться его дать другим: мужу, жене, своему ребенку, родителям, тогда счастливыми будут не только родные, но и сам человек.
Подготовила Анна Ерахтина