Техника семейной безопасности-2

Зачем «бояться мужа»

0
521
Время на чтение 7 минут

Источник: Православие.ру
Иллюстрация: Православие.ру

Итак, написав про ложный патриархат, логично было бы подумать и про здоровое семейное устройство – такое, где никто никого не «ломает об колено», однако же и некая иерархия прослеживается. Какая она, эта иерархия, и для чего нужна? В представлении светских людей она порой низведена к карикатуре «суровый православный мужик и забитая жена», так что даже поднимать в публицистике вопрос семейной иерархии – почти что не комильфо.

Однако же вопрос не только поднят, но и рассмотрен весьма подробно – апостолом Павлом. Так что если мы не хотим лукавить сами с собой, читая Новый Завет по принципу «тут мне нравится, а тут не нравится, опустим», давайте посмотрим, зачем, в конце концов, жене «повиноваться мужу»?

 

Обыденное сознание часто оперирует несколькими яркими цитатами о семейном укладе из Послания апостола Павля к Ефесянам (то есть эфесцам) и прилагает эти цитаты к любой ситуации, которую хочется «поддомкратить» в свою пользу. Мужчины твердо усвоили, что «жена да боится мужа» и «жены, повинуйтесь своим мужьям», а женщины предпочитают помнить только «посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» и «мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Так большой – на шесть глав – и единый по цели и смыслу текст оказался раздерган на коротенькие «рецепты», применяя которые вне их общего смысла семья получает совсем не то «блюдо», на которое рассчитывала.

О чем же то самое Послание апостола к эфесцам, из которого мы так любим «дергать» цитаты? Если очень коротко – о единении со Христом, любви и единстве христиан между собой. Апостол идет от общего к частному – от темы принципиального единства во Христе бывших эллинов и иудеев до темы единомыслия в конкретной христианской общине, внутрисемейного единства и любви между мужем, женой и детьми.

В каждой главе рефреном в разных вариациях звучит одна мысль, выраженная, например, так:

«…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 1–2).

Это пока что обращение к христианам в целом, не только к супругам. Пятая глава, в которой речь доходит уже до узкой – семейной – темы, начинается со слов:

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5: 1–2).

И далее почти вся глава о любви и единомыслии, о том, как сохранить и приумножить их в семье. Именно из этой главы мужья и жены обычно выбирают себе «подходящие» цитаты. Но, прежде чем мы перейдем к роли этих цитат в общем контексте, упомяну один устойчивый миф.

Часто, пока человек не женился или не вышел замуж, он пребывает в иллюзии, что для гармоничных отношений в семье достаточно изначальных любви и единомыслия. Мол, просто создавайте семью по взаимному чувству и с единоверцем – тогда и трудностей не будет, не придется любовь хранить, растить и «вот это вот всё» скучное про терпение да смирение. Всё, мол, тогда само. К счастью, апостол Павел не хуже любого физика знал, что «само» может только катиться вниз, а путь горе требует усилий и иногда даже альпинистских навыков. Он знал, что сосуществование двух воль (мужской и женской), тронутых первородным грехом, не может «само» всегда проходить гладко, как бы сильно изначально ни любили друг друга муж и жена. И вот для того, чтобы облегчить это сосуществование, чтобы проще было возрастать в любви, апостол Павел дает отдельно мужчинам и отдельно женщинам ряд советов.

В первой части пятой главы апостол, уже ранее много сказавший о единстве, обличает мнимое единство – сиюминутное единодушие на почве интереса к одинаковым грехам: таким как блуд, пустословие, любостяжание (здесь и впрямь возможно особенное единодушие – по принципу «рука руку моет»). Такому спонтанному объединению на основе общей греховной склонности противопоставляется взаимное добродетельное служение:

«…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5: 19–21).

 

Именно после этого призыва ко взаимному повиновению в любви – то есть, по сути, к труду друг друга слышать и друг другу служить – следует обращение к женам:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5: 22–23).

Мы видим, что тема иерархии в браке в этой части текста вводится как пример, противоположный беззаконным сообществам – вполне, думается, анархическим и панибратским, – о которых сказано в начале главы. Там – сборище, основанное на сиюминутных порывах, здесь – взаимное служение, объединенное подражанием образу Христа и Церкви. Кроме того, долгий опыт наблюдения «за собой любимой» дает мне повод сделать и еще одно, немного ехидное, предположение. Думаю, апостол Павел, призвав всех ко взаимному повиновению, мог еще дополнительно обратиться к женщинам, поскольку мы уж очень любим поспорить. А тут как бы уточнение: «Да-да, это и вас касается, причем особенно вас».

Почему особенно для женщины важно послушание в браке? Посмотрим, дальше апостол ставит задачу уже перед мужчиной, причем задачу куда более сложную:

«Мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5: 25).

Это призыв вплоть до самопожертвования любить жену и в немощах, и в её душевных нестроениях, и в несовершенстве характера. А самому мужу при этом велено стремиться к высочайшему идеалу Христа, Который ведь говорил о Себе: «Кроток есмь и смирен сердцем».

Ниже апостол уточняет свое сравнение: Христос предал Себя за Церковь, «чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова». Аналогия вообще-то страшная, ведь, по сути, мужьям сказали: хочешь в чем-то исправить жену – сначала умри за неё. Хотя бы образно «умри», умертвив эгоизм. А чтобы уж точно никто из мужчин не прослушал, апостол на протяжении еще нескольких стихов уточняет мысль:

«Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 28–31).

И вот после этих высочайших требований апостол вновь обращается к женам:

«…а жена да боится своего мужа».

Греческий глагол, который перевели словом «бояться» (по вполне понятной аналогии с выражением «бояться Бога»), имеет помимо просто «бояться» значение «чтить», «уважать». Речь здесь идет именно об уважении и почтении, а если и о страхе в прямом смысле – так это о страхе оскорбить, причинить боль любящему сердцу.

Мужу задана высокая планка христианской добродетели, значит, жена не должна в ответ «сесть на шею», превратившись в старуху из «Золотой рыбки» от его любви и заботы. Согласитесь, на фоне максималистского требования к мужчинам женщине уже как-то странно возмущаться, что «нас-де Церковь слишком закрепостить желает». По сути, нам сказали: «Дамы, Господь знает, что вы с характером, и мужу придется порой терпеть как Христу, но вы хотя бы имейте совесть: не дерзайте унижать мужа, бойтесь оскорбить любовь». Контекст дает понять, что смиренная роль «второй скрипки» в браке просто предохраняет женщину от неприглядной роли мадам Хоботовой из весьма поучительного фильма «Покровские ворота», где, как мы помним, слишком послушный муж слишком авторитарной жены – это мило, конечно, но быстро надоедает.

При этом жена – вторая скрипка, но тоже скрипка, а не канифоль для смычка. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя отрывок про повиновение, сравнивает супругов с полководцами:

«…если они (муж и жена – Е.Ф.) единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благовонием. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство. И как, если военачальники в мире друг с другом, то все идет как следует, а если между ними возникнет распря, то там уже не бывает порядка, – так и здесь».

Военачальники – оба офицеры. Да, они могут быть не равны по званию, но, взаимодействуя ради общей цели, оба приближают победу.

 

В данном случае речь идет о победе любви, ведь иначе о какой любви к Богу и ближним может идти речь, если двое христиан и друг друга-то любить не научились? Речь о том, чтобы жена не разочаровалась в муже, которого сама же зачем-то привыкла ни во что не ставить. О том, чтобы муж сохранил нежность по отношению к жене, а не раздраженное: «Что мне делать со сварливою бабой?», – как происходит, если она узурпирует власть в семье. И о том, чтобы оба не растеряли элементарного уважения друг к другу, как это бывает в том случае, когда муж начинает подражать не Христу, а какому-то карикатурному образу казака с нагайкой и зычным голосом. Иерархические принципы из послания к эфесцам – это своего рода «техника безопасности» для сохранения и умножения любви. А вовсе не повод одному из супругов надмеваться над другим, размахивая правильно подобранными цитатами.

Увы, на практике многие из нас начинают искать свое «но…»:

  • «Но если муж не похож на Христа…»,
  • «Но если муж не хочет быть главой?»,
  • «Но если я точно знаю, что сделать по-моему – лучше для всех…».

И тут я прерываюсь и откладываю многообразное практическое преломление этой темы для отдельного текста, а также приглашаю высказаться и других авторов.

Елена Фетисова

9 декабря 2021 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Фетисова
Все статьи Елена Фетисова
Последние комментарии
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Советский недобиток
12.11.2024 18:24
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Советский недобиток
12.11.2024 18:20
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от prot
12.11.2024 16:41
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
12.11.2024 15:42