Цель клуба - помогать друг другу в воспитании детей, сподвигать другие семьи следовать их примеру. В его арсенале - творческие мастерские, организация совместных экскурсий и праздников. Первооткрывателями патронажа в районе стала семья педагогов Сторожевых из села Тухани - преподаватель биологии и начальных классов Светлана Геннадьевна и учитель физкультуры Андрей Александрович. Светлана Геннадьевна, кстати, и возглавляет этот родительский клуб. А личный опыт этой семьи стал для многих членов клуба примером. Вот что рассказала нам сама педагог.
- Это было в 2006 году, в стране только-только начали создаваться патронажные семьи. Однажды сидели дома у телевизора, шла реклама о таких семьях, и у кого-то вырвалось: «А давайте тоже возьмем в семью мальчика». Наши родные дети к тому времени уже подросли, одному исполнилось 14, другому 11 лет, они были достаточно самостоятельны, хорошо учились, и идею подхватили на «ура». Поддержали ее и наши родители. И еще раз посоветовавшись с мужем, мы приняли решение стать приемной семьей.
Поехали в детский дом в Торжок.
Приехали. Меня завели в зал, где играла музыка, и предложили ознакомиться с базой данных о детях, а муж в это время был в классе, где дети занимались. Когда мы вернулись домой, он и говорит, что там есть мальчик, который только-только поступил в детдом, потому его не было в базе, но он такой самостоятельный, рассудительный, все делает сам. «Давай возьмем его, он даже похож на нас».
Мальчика звали Даниил. Сейчас он уже в 9 классе учится. Как-то идем с ним, он и говорит: «Мама, знаешь, а одноклассники даже не поняли, что я не ваш сын». Даня знает, что у него есть родная мама. На тот момент, когда мы его взяли, он учился во 2 классе. И очень спокойно относится к тому, что растет в приемной семье. У нас не возникало никаких вопросов по этому поводу. Даня быстро вошел в семью, наши дети его сразу приняли, адаптировался он очень хорошо.
В 2008 году мы сподвиглись еще на один поступок. Поскольку мальчики у нас есть, была потребность в девочке - хотелось заплести косичку, купить красивой платьице... И решили взять девочку, но поменьше, которая бы еще не ходила в школу. В отделе соцзащиты нам подобрали ребенка, и мы поехали. На месте оказалось, что у девочки есть еще и братик. Что делать? Не разлучать же. Долго не раздумывали: надо брать обоих. И взяли. Таким образом, у нас в семье оказалось трое приемных детей.
Что хочу сказать тем, кто решит последовать нашему примеру? Вы должны помнить, прежде всего, о том, что это дети своих родителей. Не ваши. Со своими характерами, привычками, они никогда не будут похожи на нас с вами и ваших детей. И не нужно, чтобы были похожи.
Главная наша задача - научить их жить в семье, воспитывать в них традиции семьи, научить их жить в обществе. Они, может быть, не будут учиться так же хорошо, как учатся ваши дети. Заниматься тем, чем они занимаются.
Не надо переносить кальку с наших детей на приемных. Не надо придумывать себе то, чего у них нет, а развивать то хорошее, что в них заложено.
По опыту скажу: чтобы приемные дети быстро вошли в семью, нужно больше с ними проводить времени. К примеру, у нас есть определенные праздники, которые мы празднуем только дома и только с детьми. Единственное исключение: в день рождения именинник приглашает своих друзей. Летом каждый год ходим в походы, собираем ягоды, купаемся, устраиваем пикник. Ездим все вместе в Москву, в Тверь, просто отдыхать или на экскурсии. Дважды были на «Поле чудес», участвуем в различных соревнованиях. А в дни рождений не просто сидим за праздничным столом, а устраиваем различные конкурсы. Все это объединяет. Завтракаем, обедаем и ужинаем обязательно тоже всей семьей. И дети к этому приучены. Они уже ждут, что вот сейчас мы все сядем вместе за один стол, и можно будет поговорить. Закон: пока ем, я глух и нем - здесь не действует. Причем, они делятся всем, что, может быть, у них наболело. Кто-то их обидел, кто-то не нравится или кто-то зашел на их территорию. Ведь у каждого человека должна быть своя территория, где он мог бы побыть наедине с собой и куда входить без спроса, а тем более вламываться, другому человеку непозволительно.
Все вместе взятое - это и духовное, и культурное воспитание, и моменты, когда ты бываешь с ребенком.
И теперь это уже не чужие, а твои дети. За них переживаешь, наверное, больше, чем за своих. Вот он пошел гулять, долго нет, и ты все окна проглядишь, переживая. За своего так не переживала. А отдача действительно есть. Ребята очень стараются.
Нам, наверное, повезло, дети у нас здоровые и физически, и умственно. Вначале, может быть, и была какая-то незначительная задержка в развитии, но быстро ликвидировалась. У нас есть домашние животные - собака и кот, они за ними ухаживают, это тоже воспитывает чувство ответственности. Дети по-своему талантливы. Вечерами тихонечко все рисуют. Старшие играют на гитаре, младшие тоже у них учатся. Вадим тянется к технике. Даня увлекается фотографией.
Когда много детей, это хорошо. Дети лучше развиваются, больше узнают, поскольку общаются, каким-то своим опытом делятся.
Какими они были и какими стали, их не узнать. Когда-то они не понимали, что надо, к примеру, за собой чашку помыть, их этому там не учили. Как в детском доме пришли группой в столовую, так и ушли группой. Одежду прибрать, погладить, повесить - всему этому нужно было их учить. Учить за собой ухаживать.
Многие удивляются, как это мы решились взять на воспитание троих приемных детей? Но однажды мы познакомились в поездке с женщиной-лезгинкой. Так вот, она этому ничуть не удивилась. Потому что у них на родине вообще нет детских домов. Если остался ребенок без родителей, его берут родственники. Если нет родственников, берут соседи.
Когда-то ведь и в России так было...
http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/_za_svojego_tak_ne_perezhivajesh_487.htm