Обновленцы и советская власть против святых мощей

0
315
Время на чтение 7 минут
Обновленцы и советская власть против святых мощей

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

Почитание святых мощей - одна из очень древних и благочестивых традиций Христианской Церкви, берущей свое начало из первых веков христианства. Нетленные останки святых с благоговением почитаются верующими - по молитве от мощей происходят исцеления, нередко мощи благоухают и мироточат. Трудно представить себе более благочестивого отношения к телу усопшего святого, чем создание специальных гробниц - рак - для сохранения его и возможности поклонения и молитвы. Русская Православная Церковь знает великое множество мощей, обретенных за более чем тысячелетнюю ее историю. Но в начале ХХ века эта традиция была поставлена под угрозу.

В 1918 году началась советская кампания по вскрытию и изъятию у Церкви святых мощей с целью якобы разоблачения обмана верующих. Фактически, происходило ничем не оправданное надругательство над святынями, имевшими огромное значение в жизни всякого православного христианина. Первой от советских комиссаров пострадала рака с мощами святого Александра Свирского, также были осквернены мощи преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Невского и многих других святых, чья праведность никогда не вызывала ни малейшего сомнения.

Но своей цели кампания по вскрытию мощей так и не достигла. Выставленные в музеях под стеклом мощи, чаще всего представлявшие собой только кости святых, вызывали не отторжение простых верующих, на что рассчитывала Советская власть, но благоговейное отношение к разоренным останкам святых. Наоборот, у многих кампания вызвала религиозный подъем и стремление заступничества - из истории мы знаем тысячи примеров стояния за святые мощи даже до смерти. Люди умирали не желая отдавать богохульникам свои святыни.

Особенно заметно это было в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где в открытом виде были выставлены на обозрение мощи Преподобного Сергия. «Мощи его, ничем не прикрытые, лежали под большим стеклом. Почти все богомольцы подходили с букетами и цветами и, явно желая прикрыть ими обнаженные мощи, разбрасывали цветы по стеклу. Толпа была безмолвная, лица сумрачные и сосредоточенные. Казалось, всех за сердце сосет одна дума: «До чего дожили! И какое наглое и безумное кощунство и надругательство!» - вспоминала одна из очевидиц.

Справедливости ради стоит отметить некоторые неблаговидные факты, открывшиеся во время кампании. Желая сохранить внешне тела святых абсолютно целыми, а так же для удобства расположения мощей в церковных облачениях, священнослужители прибегали к воску, вате, металлоконструкциям и другим приспособлениям. Существовало поверие о святости мощей только в случае их полной нетленности. Советские власти надеялись, что показав людям вместо абсолютно целого тела лишь 12 небольших косточек святого Александра Невского, уничтожить веру в людях, но как мы знаем из описанного выше, почитание мощей не только не прекратилось, но вышло на новый уровень.

В условиях столь очевидной неудачи антирелигиозной пропаганды было принято решение обесчестить святые мощи на церковном уровне, для чего соответствующее задание было выдано так называемым «обновленцам», возглавлявшим Церковь в отсутствии Патриарха Тихона, находящегося в заключении. Тот факт, что обновленчество было раздробленным церковным расколом советскую власть, безусловно, не смущал.

Видные деятели раскола с радостью и энтузиазмом принялись за дело низложения святых мощей. Антонин Грановский, Александр Введенский и прочие - эти деятели как будто только и жили тем, что мечтали хоть что-нибудь преобразовать в ненавидимой ими Русской Православной Церкви. В 1923 году начал свое заседание обновленческий поместный собор, на котором была осуждена якобы фальсификация святых мощей. Два основных доклада по вопросу останков угодников Божьих были зачитаны на соборе.

Первым с речью выступил протоиерей А.И. Боярский:

«Мощи, по учению православной церкви, есть всё то, что остаётся от тела угодников Божиих, в чём бы оно не состояло: кости, пепел, т. д. и т. п.

На Афоне понятие о мощах совершенно обратное русскому. Там неразложимость тела считают признаком греховности человека, а мощами признают лишь кости. Периодически каждые три года тела умерших монахов извлекаются из могил, и если они оказались нетленными или разложение их идёт медленно, то братия предаёт их снова земле и усиленно молится о скорейшем их разложении. На Западе останки святых хранятся в храмах без всяких гробниц, в их натуральном виде.

Русская православная церковь установила совершенно другой подход к мощам. Из мощей русских святых некоторые сохранились в целом виде, и лучшие их экземпляры можно видеть на Петровке, в музее Наркомздрава. Всякий православный верующий, имевший представление о мощах как о нетленных телах, бывает глубоко потрясён их настоящим видом: иссохшие, обуглившиеся, во многих местах разложившиеся трупы. Стараясь подвести все мощи святых под ложное понятие нетленных тел, русская высшая иерархия прибегла к грубой фальсификации: так, вместо нетленного тела Тихона Воронежского, оказался голый череп, увенчанный митрой, вместо грудной клетки - железный каркас, кости рук и ног обтянуты чулками. Кости Питирима Тамбовского, с целью придания им контуров человеческого тела, - оказались залитыми воском. Для создания более удобной почвы для эксплуатации верующих сооружались драгоценные гробницы, в которые помещали несколько костей. Так, в раке Александра Невского в Петрограде, найдены были 12 небольших костей разного цвета и конверт с пеплом. Небезызвестный Антоний Храповицкий соорудил в Житомире для головы мученицы Анастасии целую раку. Бывали случаи, когда монахи находили мощи «нетленные», а затем уже решали вопрос, какому святому их приписать. Жизнь знает мощи нетленные далеко не святой жизни людей, так, например, в Митавском замке хранится труп известного временщика Бирона. В западных монастырях, в сухих подвалах, где хоронили видных монахов, также далеко не безгрешных, мы находим много сохранившихся тел. Кроме того, церковь спекулировала ещё на частицах мощей. Так, например, наблюдается большое количество от мощей Авраама, Исаака, Иакова, избиенных вифлеемских младенцев, всех апостолов, волосы Христа, млеко Богородицы и т. д. Долг Собора поставить вопрос о том, чтобы все мощи были пересмотрены и все реликвии проверены. Необходима борьба с магизмом, эксплуатацией и игрой на вере народа».

Мысли обновленческого протоиерея предельно ясны и понятны - мощи следует уничтожать чтобы избавить наконец простых верующих от этого пережитка прошлого. Второй доклад на соборе принадлежал перу митрополита Антонина:

«Мощи - суть останки угодников, которые святостью своей жизни, своим подвигом создали себе большую против обыкновенных людей тело неразложимость, освятили свои тела, но нетление их тел небезконечно; продолжается дотоле, доколе недостаточно ещё вошёл в массив верующего сознания, доколе не создал себе прочного авторитета. По мере выхождения и укрепления духовно-нравственной личности святого, документальность его святости, необходимость вещественных доказательств исчезает, и его останки предаются постепенному тлению, но всё же не до последнего физического атома, который остаётся реальным возбудителем живых, нравственных чувств в отдельных сердцах верующих.

Акт вскрытия мощей надо отнести на счёт исторической необходимости, подготовленной корыстными мотивами прошлого, с одной стороны, и позитивным подходом современности к нравственным вопросам, с другой. Ликвидация этого печального явления намечается такая: открытость и безхитростность, с одной стороны, и благоговение не столько к физическим останкам и телам святых, сколько к тем нравственным нежным чувствам уважения и почтения, которые остаются и живут в нас независимо от количества сохраняемого вещества - сохраняется ли тело в большом объёме или же только несколько косточек.

Мы своих святых любим и чтим, они наши герои, светочи, наши нравственные руководители. Нам дорог их прах, их останки для нас хранители и действительные возбудители нравственной энергии в нас и мы должны хранить их так, чтобы на нас не падало подозрение и укора в подделке святого материала ради торговли и барышей. Для чувства они остались такими же сияющими. Мать остаётся для каждого матерью, если её обрядят и в лохмотья. Мы пережили конфуз за неосторожное касание к нашей святыне. Но святыня эта для нашего сердца осталась. Кутания эти проистекали не столько из злостных побуждений обмана, а из чувства деликатности и бережного отношения к останкам тех, где это не переступало границ.

Верчение кукол, кутание мощей вытекало из неправильной мысли, что нетление должно быть вечно нетленно. И раз видели, что тело разрушается, боялись, что с этим разрушится и обаяние святости. И этот гипноз необходимо отнести больше на счёт невежества, а не на счёт злостного обмана. Мы должны сказать: останки святых дороги нам, это - доказательство наших моральных ценностей, их выставлять в музеях не следует, это не мумии, а мощи, дорогие нашим сердцам, останки, которые доселе возбуждают в нас живые чувства любви, которые питают нас. Закутывать их ввиду того, что обвиняют нас в фальсификации, отсюда не следует. Пусть они лежат на виду, на вскрытии. ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1) Мощами по учению Св. Церкви являются останки св. угодников Божиих, которые почитаются нами за их праведную жизнь.
2) Собор осуждает всякую фальсификацию нетленности, каковые факты ясно установлены в революционное время.
3) Во избежание могущей быть и впредь фальсификации мощей - предавать их земле.
4) Сущие останки святых по вскрытии держать в простоте и на вскрытии.
5) Кости и другие реликвии недоуменного происхождения на поклонение не выставлять, а предать земле».

Резолюция митрополита была встречена бурными овациями всех участников собора. Нет смысла уточнять, что до конца своих дней каждый уважающий себя член обновленческого движения считал своим долгом высказаться против почитания мощей, презрительно называя останки святых «трупами». Своим «разбойничьим» собором обновленчество легализирует в глазах советской власти кампанию по изъятию святых мощей с церковной точки зрения, чего Ленин со товарищи и добивались.

Впрочем, трусливые комиссары к тому моменту уже часто не открыто изымали мощи, боясь народного сопротивления, но закрывали монастыри и храмы, и уже позже, тайно, вывозили мощи для выставления их в музеях. Куда все так же приходили тысячи верующих для поклонения пусть и оскверненным, но несомненно святым останкам. Злопыхающие обновленцы вместе со своими покровителями из числа пламенных революционеров остались ни с чем - все их действия лишь умножили сонм Новомучеников Российских и обеспечили духовный подъем русского народа, встававшего на защиту своих святынь.

Обновленческое движение не могло серьезно поколебать основы Русской Православной Церкви, так как являлось очевидным расколом, построенным на идеях якобы обновления церковной жизни, а по сути на удовлетворении мелких личных интересов вождей раскола. Обновленцы не ограничились второбрачием для священнослужителей, женатым епископатом и прочим околоцерковным творчеством - они покусились на величающую святыню - нетленные мощи.

Но не могли события нескольких лет мгновенно вымарать из сердец русских православных людей почитание останков святых. Не могли никакие соборы заставить верующих отказаться от молитвенного поклонения частицам Креста Господня, Ризы Пресвятой Богородицы и другим святыням. И сегодня, заходя в храм Божий, и видя раки с мощами святых угодников мы понимаем, что истинное православие не было сломлено ни обновленцами, ни советской властью, и вера Христова живет по сей день в нашем народе, и русская духовность не оскудеет никогда.

http://sozidatel.org/articles/obchestvo/5104-obnovlentsyi-i-sovetskaya-vlast-protiv-svyatyih-moschey.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Федосеев
Все статьи Протоиерей Александр Федосеев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48