Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мф.5:44-45
Ровно год назад в широкий прокат вышел фильм режиссера Н.Досталя и сценариста Ю.Арабова «Монах и бес», сразу ставший заметным явлением российского кинематографа, где в гротескной, гоголевской манере говорилось о покаянии, о любви к ближнему, преодолении искушений и подлинной, горячей вере в Бога, позволяющей не только претерпеть гонения и страдания, но и стать совершенным в выборе следования за Иисусом Христом, взявши крест свой и не отвергаясь его.
Фильм Н.Досталя оказался настолько многогранным, что в него вошли многие сказания и даже легенды, причудливо переплетаясь между действующими лицами повествования, которое происходило в 30-е годы XIX века. Режиссер умело вводил в фильм таких подвижников русской Земли, как насельник Нило-Сорской пустыни Иван Семенович Шапошников, Феодор Томский (Александр I), святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, а также Государя Императора Николая I в сопровождении графа А.Х.Бенкендорфа, начальника тайной канцелярии Его Императорского Величества.
Сценарист фильма «Монах и бес» Ю.Арабов, предваряя опубликование сценария в журнале «Искусство кино» за декабрь 2013 года, писал:
Этот сценарий написан по просьбе режиссера Николая Досталя и для него. В нем мы пытались приспособить гоголевскую эстетику смешного-страшного для нужд сегодняшнего российского кино. Результат оказался предсказуемым: для финансирования картины не хватает денег1.
Несмотря на финансовые трудности, фильм все же вышел в прокат и получил много положительных отзывов со стороны критиков, православных пастырей и зрителей. На церемонии открытия фестиваля «Покров» в Киеве в октябре 2016 года президент форума Андрей Деркач рассказал о реакции Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, когда Предстоятель УПЦ МП услышал название фильма «Монах и бес». Его Блаженство сказал: «О, это то, что я вижу каждый день»2. И в этих словах содержится вся правда о фильме, который соединяет в себе покаяние и искушение, исполнение заповедей и их нарушение, горячую веру и теплохладие, именно об этом говорит Н.Досталь:
Можно любовью бороться со злом. Не только "добро с кулаками", но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: "О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть". Об этом наше кино. И хотелось бы, чтобы его так и воспринимали3.
В фильме есть очень интересные сценарные находки, со всей откровенностью демонстрирующие оскудение веры и обретение ее через подлинную, нелицемерную любовь к ближнему своему и даже к врагам своим:
- Колодец древний, запущенный, но в прежние времена целебный был.
- Ты что, и врагов своих любишь? - Есть такая слабость. - И врагов
церкви Христовой? - Этих - особенно. - Зачем? - Чтоб они добровольно
пришли бы в наши объятия4.
Целебный колодец весь заполнился зловонной жижей. Почему? Это символ оскудения веры, отпадения от Церкви, когда мирские заботы заслоняют Слово Божие и это место немедленно заменяют собой греховные помыслы - зловонная жижа, отравляющая существование каждого человека, подобно притче о Сеятеле, где говориться о том, что только семя, посеянное на добрую почву, дает обильные всходы, а добрая почва - это любовь к Богу и ближнему своему. Нет любви к Богу, нет любви к ближнему и даже к врагу своему - немедленно святой колодец нашей души наполняется зловонием духовной смерти. При этом очень показательно дальнейшее повествование сценария, где продемонстрировано настоящее смирение и безграничная любовь, когда монах Иван сын Семенов говорит о любви к врагам Церкви - бесам и князям ада, чтобы обратить их от дел зла к делам милосердия, меняющим падшую природу ангелов преисподней. Но не только к слугам царя тьмы относятся эти слова подвижника, но и ко всем нам, навыкающим делам мира сего, лежащего во зле и тьме кромешной. Ко всем нам взывает Иван сын Семенов, призывая покаяться и принести плоды покаяния, заключающиеся в любви к ближнему, в любви к Церкви, без которой нет спасения, и в любви к Богу, как призывающему следовать за Ним, взявши крест свой. И дальнейшее повествования фильма «Монах и бес» прямо относит нас к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому, о котором с большой любовью говорит Н.Досталь:
Посетив Великий Новогород, я узнал об Иоанне Новгородском, святом XII столетия. Однажды он молитвой поймал беса в рукомойнике. Бес взмолился: отпусти! Отпущу, - сказал Иоанн, - если ты меня донесешь в одну ночь в Иерусалим ко Гробу Господню. Бес так и сделал, а потом стал мстить: подбрасывать святому в келию женские вещи - будто он греховодник. Братия монастырская соблазнилась, посадила Иоанна на плот и пустила по реке: дескать, плыви от нас подальше. Но плот поплыл против течения, доказав невиновность подвижника. Видя такое чудо, люди ужаснулись; позабыв о злобе, они разрывали свои одежды и с плачем говорили: - Согрешили мы и неправедное дело сотворили, ибо мы, овцы, осудили невинно тебя, нашего пастыря. Идя по берегу, они молили святителя, чтобы он простил их прегрешения и возвратился на свой престол. Уходя от святителя, бес умолял его не говорить никому, как он служил ему, как был связан клятвой, как повиновался он, словно пленник5.
Особое место в фильме «Монах и бес» отводится Государю Императору Николаю I, на чью долю выпали многие испытания, как царского управления, так и войн: Персидской, Турецкой и Крымской. Именно в царствование императора Николая I родилась триада, которую нужно назвать единственно возможной русской идеей: «Православие, Самодержавие, Народность», составленную замечательным учёным, министром народного просвещения С.Уваровым, утверждавшим, что первый после Бога - это русский народ в заботах и помыслах русского Царя во все времена существования России. Весьма показателен диалог в фильме между Государем Императором Николаем I и графом А.Х.Бенкендрофом:
Первое: сократить количество крепостных крестьян с половины до одной трети от общего их поголовья на территории Российской империи. Наделить государственных крестьян собственными наделами земли. - Невозможно. Что скажут помещики? - Они скажут: «Слава государю-императору». А если не скажут, то пожалеют, что не сказали. - А почему эти вопросы возникли именно сейчас? - Потому что без праци не бенде колораци. Я разгадал, что он имел в виду. Без правды нет и царствования. И монастыря нет6.
Без правды Божией нет ни монархии, ни Церкви, ибо Государь соединяет в себе власть государственную и власть церковную, давая при коронации обеты Богу защищать свой народ и свою страну, хранить веру православную и ее догматы в неприкосновенности. Без подчинения собственной воли Божественному Промыслу о Царе и России, то есть без Божией Правды, невозможно успешно защищать и сохранять то, что вручено Царю Самим Богом через Дары Святого Духа при помазании святым миром на царство. Все русские монархи прекрасно понимали свою роль удерживающего в российской истории и никогда не шли против своей совести и данных обетов. Понимал это и Александр I, чей образ был перенесен на Ивана сына Семенова, когда в фильме «Монах и бес» странник был задержан урядником за бродяжничество и предан на наказание плетьми. Именно так, смиряясь и достигая удивительной высоты духа, был наказан Феодор Кузьмич, ставший странником, но не Царем Александром I, чье высокое положение Государь сменил на ветхую одежду богомольца, вымаливающего весь русский народ у Бога, когда оскудела вера и колодец русского духа оказался заполнен нечистотами. Подобный подвиг подвижничества спустя сто лет повторил Государь Император Николай II, не пожелавший покинуть страну и до последнего своего вздоха остававшийся Императором Всероссийским, сохраняющим нашу Державу до сегодняшнего дня.
Таким образом, фильм Н.Досталя и Ю.Арабова стал подлинным православным фильмом о покаянии и любви к Богу и к ближнему, когда через исторические параллели и жития святых, режиссер и сценарист демонстрируют важность сохранения веры в России, необходимость покаяния для очищения души от скверны мирской суеты и любви, как стремление к Горнему миру, к соединению с Богом в заповедях блаженства.
Прот. Александр Федосеев
-------------------------------------------
1 Ю.Арабов «Искусство кино» 2013 - 12
2 http://foma.in.ua/news/nikolaj-dostal-rasskazal-o-svoem-filme
3 Там же
4 http://www.kinoart.ru/archive/2013/12/monakh-i-bes-stsenarij
5 https://iz.ru/news/621846
6 http://www.kinoart.ru/archive/2013/12/monakh-i-bes-stsenarij