"Всех приютить, успокоить, приискать дело"

Новости Москвы 
0
452
Время на чтение 8 минут

Протоиерей Алексей Мальцев: "Если мы пожелали бы стать истинными и верными последователями Христа, то не могли бы сделать ничего для Него более угодного и любезного в сей день, как принять на себя посильное исполнение завещанной Им заповеди о любви к ближнему"

В нынешнем году исполняется 160 лет со дня рождения человека, без упоминания о котором история российской благотворительности будет неполной. Впрочем, протоиерей Алексей Мальцев оставил след также и в истории литургики, и в истории миссионерства, и истории богословия. Люди, знавшие его лично, вспоминают о нём, как о человеке с удивительно широким кругозором и разносторонними интересами. И в наше время, когда часто приходится говорить о положении русских людей, оказавшихся за границей, опыт отца Алексея может оказаться весьма полезным, ведь он более четверти века (с октября 1886 г. по июль 1914 г.) был настоятелем русского посольского храма в Берлине и большую часть этого срока (с 1890 г.) - руководителем Князь-Владимирского братства, организованного специально для помощи русским людям, оказавшимся на чужбине.

Алексей Петрович Мальцев родился 26 марта 1854 г. в Ярославской губернии в семье священника. Учился в Ярославской духовной семинарии, позже в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1878 г. со званием кандидата богословия. После этого он преподаёт философию, психологию и педагогику в Санкт-Петербургской духовной семинарии, а также педагогику в нескольких женских учебных заведениях. Женился на своей землячке, уроженке Ярославля Марии Аполлинариевне Крыловой. В 1882 г. был рукоположен во пресвитера к храму при Санкт-Петербургском училище и дирекции императорских театров. В те годы было издано два труда Алексей Петровича, связанных с его профессиональной деятельностью - "Основы педагогики" и "Вопросы матерям о детях" (совместно с П. Ф. Каптеревым). Тогда же и начала проявляться его склонность к благотворительности - он состоял действительным членом "Общества вспомоществования недостаточным студентам" Санкт-Петербургской духовной академии, жертвовал книги в библиотеку епархиального трёхклассного женского училища. Но поворотным моментом в биографии отца Алексея становится рекомендация митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) назначить его настоятелем небольшого посольского храма в Берлине - это случилось осенью 1886 года.

Когда отец Алексей с семьёй прибыл в столицу Германии, то обнаружил, что его новое место служения - убогая внешне церковь, вмещавшая до 150 человек, рассчитанная на сотрудников русского посольства и их домочадцев и закрывавшаяся на лето. Отец Алексей сразу же принялся менять ситуацию коренным образом: богослужения начинают совершаться круглый год, а вокруг храма формируется приходская община, в которую входят не только русские, но и перешедшие в Православие немцы. Последнему немало поспособствовало то, что отец Алексей вскоре после своего назначения в Берлин стал совершать богослужения на немецком языке. В течение нескольких последующих лет он при участии своего соработника, священника Василия Гекена переводит на немецкий и издаёт большую часть православных богослужебных книг. Его переводы лежат в основе и современного немецкого православного богослужения. За годы жизни в Германии протоиерей Алексей Мальцев стал известен не только как переводчик на немецкий православного богослужения и миссионер, но и как богослов и полемист с представителями других конфессий. Однако мы остановимся на одном его детище - Свято-Князь-Владимирском братстве.

Приехав в Германию, отец Алексей столкнулся с большим количеством людей, нуждающихся в помощи со стороны Российской Православной Церкви. Это были и те, кто хотел вернуться в Россию после неудачных попыток найти работу за границей, и жители русской колонии Александровка, и конечно, новообращённые в Православие немцы. Итак, уже через год после своего назначения отец Алексей отправляет митрополиту Исидору докладную записку с ходатайством об учреждении в Берлине братства во имя святого равноапостольного князя Владимира.Уже в сентябре 1888 года митрополит Исидор утвердил устав братства. В основные задачи нового церковного сообщества входило оказание помощи всем находящимся в Берлине и его окрестностях нуждавшимся российским подданым всех наций и всех христианских исповеданий, а также строительство православных храмов и развитие духовного просвещения. В 1890 году Князь-Владимирское братство официально начало свою деятельность. По этому поводу митрополит Исидор написал в своей резолюции: "Нужда уравнивает все исповедания. Помогайте, сколько можете, всем!"

За год до открытия братства отец Алексей Мальцев овдовел, и на него вдобавок к устройству церковной и братской жизни легли заботы о двух дочерях и сыне. А братство стало центром, который сплотил русских, проживавших тогда в Германии. И в том же 1890 году оно начало оказывать помощь переселенцам-крестьянам, пожелавшим вернуться в Россию из Бразилии, а также тем из них, кто даже и не добрался до Америки и решил повернуть назад, ещё находясь в Германии. Многие из них остались на чужбине без средств, но в братстве они находили тёплый приём и поддержку. В 1891 году, когда голод начался в некоторых регионах России, отце Алексей после Литургии обратился с призывом к прихожанам, и в результате было собрано более 500 марок в помощь голодающим. Через некоторое время стало понятно, что посольский храм уже не вмещает всех новых прихожан отца Алексея, и братство приобрело два участка земли в северной окрестности Берлина, неподалёку от селения Тегель. К 1894 году там был построен храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, При этом храме устроено кладбище, что было крайне важно потому, как до этого усопших отпевали или под открытым небом, или прямо в лавке гробовщика, куда в любой момент мог прийти новый заказчик, из-за чего обряд отпевания пришлось бы прервать. Кладбище было обнесено каменной оградой, рядом храмом построили домик для посетителей и разбили сад для отдыха.

В то время в Германии был рабочий кризис, и русским людям найти работу было почти невозможно. Поэтому братство решило устроить дом трудолюбия, где нуждающиеся находили бы не только найти приют, но и получали бы возможность добыть средства для пропитания и возвращения на родину. Братский дом в память императора Александа III (Keiser-Alexander-Heim) открылся в конце 1896 года к огромной радости прежде всего русских - собравшиеся на открытие люди плакали от радости и целовали друг друга, так важна для них была возможность собраться вместе вокруг русского православного храма. В нижнем, подвальном этаже братского дома трудолюбия были устроены мастерские: столярная, слесарная, переплётная, свечная. Этажом выше находились жилые помещения, а третий этаж занимали приёмные комнаты дял посетителей, библиотека и Русский музей, в котором были собраны экспонаты, рассказывающие о жизни русских людей на территории Германии. Музей этот сам по себе достоин отдельного рассказа, здесь же стоит упомянуть, что отец Алексей собирал различные предметы по всей стране, что-то даже приобретал на аукционах и в антикварных лавках. В итоге музей состоял из 14 витрин, в которых были выставлены иконы, гравюры, бюсты, кресты, медали, монеты и старинные бумажные деньги, живописные полотна и многое другое. Каждый экспонат был снабжён пояснениями на русском и немецком языках. Также отец Алексей внимательно следил за книжными новинками и приобретал для братской библиотеки книги по всем отраслям знания. Понятно, что богословская литература занимала в этом собрании особое место. Библиотека имела алфавитный и предметный каталоги. А посещение библиотеки и музея порой заканчивалось приглашением на чай в семейном кругу отца Алексея.

Вот как высказался о русских братских учреждений в разных странах гостивший в Князь-Владимирском братстве в 1895 году епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров): "Я, как епископ епархии, находящейся вне пределов нашего отечества, более чем кто другой, понимаю и смысл святого дела, и заслуги создателей и благотворителей его! Этим добрым делом спасена будет не одна душа русского человека от уныния и тоски по родине, от голода душевного!... Здесь будут объединяться между собой православные люди не только в духе молитвы, но и в духе русской народности, в духе всеславянства!" Между тем, братство активно помогало нуждающимся, в коих не было недостатка. В мастерских братского дома люди зарабатывали деньги для того, чтобы возвратиться в Россию. Для них были также построены часовня, два жилых домика, оранжерея, отапливаемые теплицы и 20 парников. Каждый рабочий, проживавший в братстве 7-8 недель, получал за труды по хозяйству 2 марки в день, причём одна марка выдавалась ему на руки, а вторая откладывалась на его дорогу до родины. Тем беднякам, кто по каким-либо причинам не мог работать, братство безвозмездно выдавало выдавало на проезд и содержание 9-10 марок или больше, смотря по нужде. Братство организовывало и медицинскую помощь для своих подопечных, приглашало врачей, доставляло больным всё, необходимое для жизни, а также книги.

С помощью привлечённых благотворителей отец Алексей приобрёл участки для строительства православных храмов и в других городах Германии. К 1908 г. было построено ещё семь храмов в разных уголках страны, которые стали не только духовным убежищем для православных христиан, но и свидетельством истины Православия для инославных жителей Западной Европы. Тем более, что отец Алексей вёл обширную полемику с представителями различных конфессий и мировоззрений, занимался издательским делом. Как уже было сказано выше, немало немцев приняло Православие при его содействии. Увы, не сбылась мечта отца Алексея построить в центре Берлина собор во имя святого апостола Андрея Первозванного - этому помешала Первая Мировая война. Объём данной статьи не позволяет даже вкратце остановится на самых разных сторонах жизни и деятельности протоиерея Алексея Мальцева. В 12-м номере журнала "Христианская мысль" за 1916 г. есть такое воспоминание об отце Алексее одного из его знакомых: "Кого бы ни занесла судьба в Берлин, он не мог там чувствовать себя одиноким и покинутым, пока там был Алексей Петрович. Всех приютить, успокоить, приискать дело, всячески помочь - вот что ставил своей прямой задачей Алексей Петрович". Отец Алексей переписывался с руководителями всех германских фабрик и заводов, на которых работали русские люди, а также ходатайствовал за своих подопечных перед представителями власти и дипломатами. Например, если рабочий терял паспорт, отец Алексей выправлял ему новый у губернатора той области, из которой рабочий являлся. По воспоминаниям современников, отцу Алексею при этом было неизвестно то, что теперь принято называть профессиональным выгоранием - столь широкая деятельность его не угнетала. При этом в личной жизни отец Алексей был очень скромен. Характерен такой эпизод из его биографии: ближайшие его сотрудники собрали 300 марок на приобретение креста любимому священнику и руководителю братства, но отец Алексей уговорил их потратить эти деньги на братство, строительство храма и помощь голодающим. Вот как он сам говорил в одной из своих проповедей, произнесённой в Великий Четверг: "Если мы пожелали бы стать истинными и верными последователями Христа, то не могли бы сделать ничего для Него более угодного и любезного в сей день, как принять на себя посильное исполнение завещанной Им заповеди о любви к ближнему".

Реализации многих планов отца Алексея помешали его физическое состояние и начавшаяся в 1914 г. Первая Мировая война. Когда война началась, он хотел остаться в Берлине, но по решению германских властей он вынужден был вернуться в Россию. Сначала он поселился в Москве, но по совету врачей в январе 1915 г. переехал в Кисловодск, где также успел зарекомендовать себя, как человека, отзывчивого к бедам других. Но физическое истощение дало о себе знать, и в ночь 29 апреля протоиерей Алексей Мальцев скончался. Он похоронен в Санкт-Петербурге, неподалёку от своей alma mater - Санкт-Петербургской духовной академии, на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. В Германии до сих стоят православные храмы, основанные им. До сих пор существует и Свято-Князь-Владимирское братство. Конечно, в ХХ веке его деятельность в силу известных причин не была столь масштабной, как при отце Алексее. После Первой Мировой войны в братском доме долгое время жили беженцы. В 1983 г. председателем Свято-Князь-Владимирского братства стал известный публицист русского зарубежья Глеб Алексанндрович Рар, который много сделал для восстановления его благотворительной и издательской деятельности.

http://www.religare.ru/2_104041.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Лунев
Все статьи Игорь Лунев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09