Он здесь - близко!

0
182
Время на чтение 5 минут

Радоваться прибытию мощей - не есть ли это признак легкомыслия или, быть может, бегства от проблем каждодневной жизни? Что даруют святые мощи? Почему православные христиане поклоняются им? И могут ли люди уже более 2000 лет прибегать к «сухому источнику»? С 9 по 16 марта в Покровский храм Саратова непрестанно шли люди - к мощам святителя Феофана Затворника и иконе Божией Матери «Казанской Вышенской», которые были привезены сюда из Успенского Вышенского монастыря (Рязанская область).

Разве что с прибытием высокопоcтавленной особы можно сравнить эту встречу святынь. Люди, расступившись перед вносимыми в храм иконой и ковчегом с мощами, тут же вновь сливаются в единый организм. «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!» - возглашает хор молитвенную песнь Богородице. Я продвигаюсь ближе к месту у алтаря, где поместят святыни, слыша, как люди вторят чудесно-радостному: «...избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево». Удивительно, что храм полон, потому что святителя Феофана Затворника знают немногие даже церковные люди, в основном читающие, как метко замечает игумения Вышенской обители Вера (Ровчан). Святитель - автор многочисленных духовных и богословских сочинений. На входе в храм каждому дают небольшую листовку с описанием жизни святого.

Он родился в семье сельского священника в Орловской губернии в 1815 году, был высокообразованным человеком, возглавлял духовные учебные заведения в разных городах России. В 1859 году будущий святой стал епископом и был назначен управляющим Тамбовской епархии. Но позже он принял решение нести подвиг особо строгого молитвенного предстояния перед Богом - уйти в затвор. С того момента его день насыщали молитва, богослужение, переводы и создание трудов по изъяснению Священного Писания. «Сколько раз приходилось жалеть, что не умею писать так, чтобы всех затрагивал, - печалился постоянно пребывающий в труде подвижник. - Если бы умел, составил бы книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать соделывать свое спасение».

Святитель Феофан затворился, но не удалился от людей: он помогал советом, поддержкой, одобрением тем многим, кто регулярно обращался к нему в письмах: «Не погрешаю ли, продолжая нести иго начальства?», «Как суметь проходить должность терпеливо?», «Как избавляться от суеты при неизбежных хлопотах?», «Как иметь телесное здравие?» - в день святой давал по 20-40 ответов. Читаю эти письма и не решаюсь отделить в них бытовое от духовного - так просто и сердечно сумел вышенский затворник соединить одно и другое для пользы вопрошающего.

- Молила Бога, чтобы привезли мощи святого, хотела поклониться им, - делится молодая девушка, Катя. - Я читала собрание писем святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», когда была, скажем, только на пороге Церкви, и он будто бы за руку меня вел. С такой любовью написано - словно письма родного дедушки. Не всякий такие письма от близких получает, да и сейчас пишет ли кто? А это человек, живший за полторы сотни лет до нас, и вот он здесь - близко!

С разными просьбами приходят люди к мощам святителя Феофана Затворника и иконе Божией Матери «Казанской Вышенской», которую он чтил: кто-то с проблемой, не в силах ее разрешить, кто-то с душевной опустошенностью, кто-то с горестью, а кто-то и с радостью, с благодарностью за помощь.

- Каждый раз, когда привозят мощи святых, мы приходим к ним, чтобы поклониться, - рассказывают мама и дочь, прихожанки храма Митрофана Воронежского. - Самые душевные, самые сокровенные просьбы звучат в молитве, перед тем как прикоснуться к святыне.

- Я испытала сегодня ощущение спокойствия и Божьего милосердия, приятного душевного волнения перед святыми мощами, - медленно и вдумчиво, будто переживая все вновь, произносит строгая и красивая Любовь Викторовна. - Это нечто особенное...

Чувство, что происходящее в храме есть реальная, непридуманная жизнь, во мне достоверно, я это знаю сердцем. Но вновь и вновь вспоминаю мучающий многих вопрос: почему же православные молятся праху и пеплу, ведь мощи - по сути останки человека? В том-то и дело, что, молясь перед мощами, мы обращаемся не к телу, а к самому святому как к личности.

Почитание мощей родилось в христианстве в первые века его существования. Тогда правителями были язычники, поэтому последователей Христа, как иноверцев, гнали, издевательски и жестоко убивали. Как указывают документальные свидетельства, христиан часто бросали на публичное растерзание диким зверям. Останки их тел выбрасывались на дорогу, для попрания, но благочестивые люди, подвергаясь смертельной опасности, подбирали их, а затем помещали в гробы и устанавливали в катакомбных храмах - возводить наземные христиане себе позволить не могли. На этих гробах, на этом материальном свидетельстве победы веры во Христа Спасителя совершались первые богослужения. Традиция частично сохранилась в православных храмах и по сей день: самая важная служба - Литургия совершается на особом полотне, антиминсе, в которое вкладываются частицы мощей святых.

Нетление останков тела никогда не являлось для Церкви доказательством святости человека и обязательным критерием при прославлении его в лике святых, как о том заявляла атеистическая пропаганда. Большинство мощей - это кости, и именно кость наши предки называли словом «мощь». При этом у некоторых святых тела действительно имеют большую степень сохранности, потому что еще здесь, на земле, христианский подвижник становится фактически живым храмом Бога, Который есть источник и создатель жизни, победитель смерти и во власти Которого изменить законы естества. Термин «нетленные» по отношению к мощам главным образом подчеркивает неиссякаемую благодать, которую люди черпают по молитвам к святым. Как пояснил клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца иерей Сергий Кузин: «Чудо случается не потому, что мощи святого находятся здесь и сейчас и человек стоит и произносит нужную комбинацию слов, а при условии живой веры и по молитвам самого святого, который, приблизившись ко Господу при жизни и став после смерти частью Небесной Церкви, может пред Богом ходатайствовать за людей».

И, конечно, если бы не истинная святость тех, чьи мощи почитает Православная Церковь, если бы не живой отклик святых на молитвы, разве приходили бы к ним люди, такие разные по силе своей веры, по возрасту и социальному положению?! Сейчас, стоя у ковчега с мощами некогда, как и мы, человека во плоти, а сейчас прославляемого святого, по молитвам которого люди получают исцеление души и тела, думаю: как же прожить жизнь так, чтобы потом, после моей смерти, кто-то захотел молиться... нет, конечно, не мне - за меня?

Фото Юлии Ракиной

«Саратовская областная газета» 26 марта 2014 года


http://eparhia-saratov.ru/Articles/Get/on-zdes-blizko
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Ковалева
Все статьи Мария Ковалева
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28