Политические траектории униатства

Владислав Гулевич 
0
19.02.2014 119

С исторической точки зрения греко-католицизм был попыткой Ватикана подчинить себе русско-православные земли, но многим публицистам и политикам недостает более взвешенного подхода к теме униатской церкви. Они часто грешат огульными обвинениями в адрес украинского униатства, забывая, что из греко-католической среды вышла целая плеяда знаменитых галицко-русских деятелей XVIII-XIX вв., сохранявших общерусское самосознание под жесточайшим польско-австрийским давлением.

Примечательно, что не существует термина «римо-православие», потому что религиозная экспансия шла не с востока на запад, а наоборот. Но даже рядовые греко-католики долгие века считали свою веру «русской». Да и как могло быть иначе, если внешняя византийская обрядность в униатстве сохранялась, а подчиненность папе римскому носила административный характер. До вникания ли было простому поселянину-униату в административно-юридическую казуистику межцерковных отношений? Даже кафедральный собор св. Юра, главная униатская святыня Львова, назывался «русским».

Политической религией украинских националистов униатство стало не сразу. Совместное проживание на одной территории поляков и галицких русинов привело к тому, что среди греко-католиков было множество лиц польской национальности, а литургийным языком греко-католической церкви для них был польский. Особенно часто такие случаи встречались в деревнях, где польские поселенцы со временем перенимали язык и веру местного населения.

В 1904 г. духовный лидер политических украиноманов и будущий поклонник фюрера униатский митрополит Андрей Шептицкий (кстати, внук польского драматурга Александра Фредры) даже выдал «Пастырское письмо к полякам греко-католического обряда». В 1900 г. количество поляков греко-католиков только в самом Львове достигало почти 15 тыс.

Превращением униатской церкви исключительно в духовный институт украинского национализма занялись австрийцы. Немцы - народ обстоятельный, и к этому вопросу Вена тоже подошла обстоятельно. Украинизированное униатство должно было выступить противовесом польскому этническому элементу с его политическими устремлениями к восстановлению Речи Посполитой и, одновременно, оторвать Галицкую Русь от Державной Руси (так в Галиции называли Российскую империю).

Одна из самых распространенных сегодня ошибок - это мнение, будто русины живут только в Закарпатье. Отнюдь! Население Галиции также называло себя русинами и русскими, и польские письменные источники (газетные статьи, речи политиков) только к началу 1900-х годов начинают термин «русины» использовать как синоним термина «украинцы». Более того, поначалу эти термины часто противопоставлялись, указывая, таким образом, на тех, кто остался верен традиционной этнической идентификации (русины), и тех, кто принял новую (украинцы). Уже после Первой мировой войны с трибуны польского сейма Михаил Бачинский, галицкий общественный деятель, державшийся русинского самосознания, изрек: «Закрыли украинцы перед русинами ворота теологических наук», имея в виду дискриминацию первыми украинскими националистами русинского населения Галиции, представители которого изгонялись из духовных семинарий при попустительстве властей. Так униатская церковь была зачищена от русинского элемента и полностью украинизирована.

Параллельно с этим австрийские власти развернули кампанию мягкого выдавливания из греко-католической церкви поляков. Был запущен девиз, что истинный поляк может быть только римо-католиком, а греко-католицизм - это украинская вера. В итоге поляки-униаты стали массово переходить в лоно римской церкви, и вскоре униатство, действительно, превратилось в духовно-политическую трибуну украинского националистического движения (наиболее активные униаты-русофилы к тому времени были австрийцами практически все уничтожены).

Униатские иерархи украинской формации всецело ориентировались на своих создателей - немцев. Берлин и Вена видели в украинизированных униатах удобное орудие своей восточной политики. С начала 1900 г. вплоть до Первой мировой войны деятели галицко-украинского национализма плотно контактировали с германской организацией Deutscher Ostmarkenverein, целью которой была германизация польских земель, и совместно с нею составляли планы своих политических акций.

Стоит ли удивляться сегодня той позиции, которую занимает УГКЦ в отношении евроинтеграции Киева и событий на «евромайдане»? Сегодняшнее галичанское униатство, претендующее на духовное первенство над всем народом Украины, разительно отличается от униатства первых веков после Брестской унии.

Из истории украинского греко-католицизма изгнана память о соучастии униатов-националистов в уничтожении австрийским режимом десятков тысяч униатов-русофилов. Произведена идеологическая ревизия, итогом которой стало вычеркивание из числа видных греко-католических деятелей таких лиц, как Тит Мышковский, Василий Залозецкий, Владимир Хиляк, Генрих Полянский. И многих других. Не все из них, кстати, были сторонниками возвращения галицких униатов в православие, но все были сторонниками идеи единой Руси, «от Карпат до Камчатки».

Нам сегодня преподносят усеченную версию истории униатской церкви на Украине, так сказать ее украинскую часть, при полном забвении ее исторической русской составляющей.

Некоторые польские политики первой трети ХХ в. необходимым условием нейтрализации полонофобских настроений внутри галичанского униатства считали возвращение ему частично польского облика.

Исход поляков из греко-католической церкви расчистил украинским националистам дорогу к ее радикализации. Похожий рецепт можно предложить и для вытравливания из греко-католицизма его русофобской сущности - не предавать забвению русофильскую составляющую галичанского греко-католицизма, напоминая самим же галичанам, кем были их предки.

Ведь массовый геноцид политических украиноманов против своих же галичан-соотечественников, принадлежавших к той же конфессии, что и сами гонители, также способствовал радикализации, а с 1930-х годов - фашизации униатской церкви в Галичине.

Вовсе не случайно, что двое из трех лидеров «евромайдана» - западно-украинские греко-католики (А. Яценюк, О. Тягнибок). Вовсе не случайно, что атаманы «евромайдана» находятся под дипломатическим покровительством Берлина.

В своих антиправославных политических игрищах Берлин вновь использует матрицу, заложенную им самим более века назад. Только теперь украинизированное униатство, прежде всего в лице его священнослужителей, насытив духом национализма многих жителей Западной Украины, грозится «перевоспитать» русскоязычный юго-восток страны. В начале 1900-х годов украинские униаты-националисты находились на побегушках у Deutscher Ostmarkenverein. Сегодня они находятся на побегушках у тех же политических сил, только слегка увеличившихся в численности, - Германии и ее союзников по НАТО.

C началом «евромайданной» горячки в некоторых городах Западной Украины прошли акции против сближения Киева с ЕС. Они были проведены представителями Украинской Правоверной Греко-Католической Церкви, которая отделилась от УГКЦ в знак несогласия с ее проевропейской идеологией. Во время некоторых акций их участники подверглись нападениям со стороны украинских радикалов. Ситуация разительно напоминает начало 1900-х.

http://odnarodyna.com.ua/node/18761
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владислав Гулевич
Западные державы стремятся охватить влиянием народы Крайнего Севера России
На Россию распространяют преступления европейского колониализма
22.02.2021
Казаки в вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве
Значимое общественное явление, возникшее «из низов»
20.12.2020
Турция избрала стратегию геополитического наступления по всем азимутам
От Турецкой Республики – к новой Османской империи
16.11.2020
Румынские фашисты: из карателей в герои
О вооружённом антикоммунистическом сопротивлении в Румынии
16.10.2020
Новый польско-шведский союз против России
О стратегии блокады скандинавскими странами при содействии Польши Санкт-Петербурга и Калининградской области
02.10.2020
Все статьи Владислав Гулевич
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2021 01:33
Это доктринёрство, Геннадий Андреевич!
Новый комментарий от Туляк
19.04.2021 00:25
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2021 20:04
«Не что иное, как религиозный расизм»
Новый комментарий от Советский недобиток
18.04.2021 16:36
«Путин-Крымский вернулся в Кремль!»
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2021 16:23