itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храм жив и ждет

0
417
Время на чтение 5 минут

Наш журнал уже обращался к этой трагической теме - поруганные и разрушенные храмы нашей земли. Красота обреченная, красота несдающаяся, продолжающая, вопреки всему, светить нам, поражать нас и взывать к нашей совести. Посмотрите на то, что осталось от Никольской церкви в Кутьино, от ее росписей - и представьте, какова она была, когда ее только-только построили. Один из сотен тысяч сельских, крестьянских храмов, построенных при помощи шапки, традиционно пущенной по кругу. Есть ли у него будущее или он останется только на снимках, вовремя сделанных неравнодушными людьми? От кого зависит судьба храма? Кто-то скажет: «От Церкви! Ее дело, пусть она и позаботится». Но ведь Церковь - это не только священники или архиереи, это народ Божий, то есть мы с вами...

Храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в селе Кутьино Новобурасского района - объект культурного наследия Российской Федерации. У него обвалился купол, в аварийном состоянии крыша и колокольня, по словам экспертов, может обвалиться кладка,- храм рушится, но назвать его разрушенным не поворачивается язык. Он все еще может быть восстановлен. Крепкие рельефные стены красного кирпича, кажется, стоят прочно. На аркатурных окнах - кованые решетки, сквозь которые даже снаружи можно разглядеть то, что осталось от стенной росписи. Впервые здесь оказавшись, я так и делала: смотрела и фотографировала сквозь решетки, сквозь щели в мощных железных дверях. Пораженная величием храма и одновременно его заброшенностью, я интуитивно делала как можно больше снимков, желая запечатлеть исчезающую красоту.

Решение строить просторную каменную церковь не менее чем на 500 человек вместо небольшой деревянной было принято жителями села в начале ХХ века. Храм строили на средства жителей Кутьино и близлежащих сел. Квалифицированные рабочие были приглашены в основном из Саратова и из Москвы. Но и местные участвовали в строительстве. По свидетельству Николая Токарева - правнука Василия Новопольцева, главы попечительского совета по строительству храма, кованые решетки на окнах - это работа кузнеца Никиты Карташова и его жены Анны, которая была при муже молотобойцем.

В первой половине 1910-х годов возведение храма завершилось. Была установлена звонница. Двум большим колоколам подпевали десять маленьких. Все они были изготовлены из сплава меди и серебра и позолочены. Самый большой весил почти пять тонн. Звон его был слышен даже в Петровске, который от Кутьино не ближе чем в 30 километрах. Отовсюду звон созывал народ. Церковь утопала в зелени, была обнесена изгородью. Чуть поодаль нашлось место для небольшого кладбища. Был и добротный дом, где ребятишек учили Закону Божьему и церковному пению.

В начале 1920-х годов, по сведениям Большой саратовской энциклопедии, богослужения в Никольском храме были прекращены. Разорялся храм в 20-30-е годы ХХ века, но ни один из кутьинцев по доброй воле не принял в этом участия. Наоборот, местные жители старались сохранить святыни церкви: рискуя жизнью, прятали у себя храмовые иконы. По разным сведениям, от колоколов избавились, сбросив в глубокий колодец или переплавив на хозяйственные нужды. Само здание не поддалось разрушению и, конечно, в годы советской власти не могло пустовать. Храм стали использовать как зернохранилище: порой его до потолка заполняло зерно. По расписной плитке пола, полностью сохранившейся до наших дней, проехала не одна грузовая машина: храм использовали и как зернохранилище, и как гараж.

Вторая жизнь храма началась в 90-е годы ХХ века, когда он был возвращен Православной Церкви. Все святыни, которые удалось сберечь, кутьинцы вернули в храм. Им очень хотелось видеть его возрожденным. Однако за 90 лет в стране и в народе поменялось многое. Местные жители сделали посильные вклады, но сколько-нибудь стабильных источников средств не появилось. Удалось только построить временную церковь - малый Свято-Никольский храм, в котором хранится часть возвращенных икон.

С 2006 по 2009 год трижды приезжали в Кутьино ребята из молодежного православного общества - так называемый трудовой десант. Работы в Свято-Никольском храме было неимоверно много: высокая трава и кустарники росли прямо посреди храма. На полу скопились кучи земли и строительного мусора, валялись гнилые балки, упавшие с разрушившейся крыши. Ребята сделали, что могли, но привести храмовую территорию в относительный порядок было для них задачей минимум. А задачей максимум - собственным примером вовлечь в работу местных жителей. Но энтузиазм кутьинцев к тому времени уже иссяк. К тому же те, кому храм по-настоящему дорог, постарели. В 2009 году рухнуло деревянное перекрытие купола, и храм стал аварийным.

Сегодня в Кутьино проживает около 380 человек. На первый взгляд село кажется заброшенным и безлюдным, но это не совсем так. Местные жители рассказали, что и работа есть - действуют два частных фермерских хозяйства. Но, по словам отца Иоанна Ковача, настоятеля малого Свято-Никольского храма, люди местные живут не очень-то хорошо. Молодежь, которая не спивается, просто уезжает из села.

- Я знаю три молодые семьи из Кутьино, - рассказывает отец Иоанн, - которые вместе снимают одну однокомнатную квартиру в Саратове. В городе работают, а на субботу-воскресенье приезжают домой к детям, которые живут с бабушками и дедушками. Это, конечно, не жизнь. Но, слава Богу, в Кутьино пока есть школа.

В кутьинской школе сегодня 31 ученик, из них два первоклассника. И пусть по городским меркам это очень мало, но сам факт их присутствия в селе вселяет надежду и на некое будущее Свято-Никольской церкви.

Храм в Кутьино неизменно привлекает людей. Проходящий мимо местный житель заметил меня и с некоторым раздражением бросил: «Только и делают, что фотографируют».

- А что же еще нужно делать? - спросила я.

Его суровость сменилась на простодушную веселость. Он был, видимо, удивлен тем, что я не понимаю очевидного:

- Да ничего. Не восстановишь его уже.

Не однажды от кутьинцев я слышала и такие слова: «Какой красивый у нас храм! Вот бы приехал кто-нибудь и сделал». Живет в этих людях такая мечта и служит оправданием собственного бездействия. Однако бездействуют не все. Есть в селе человек, который регулярно, без чьих-либо просьб, без ожидания похвалы или благодарности, просто убирает территорию храма, косит траву, чтобы путь к храму не зарастал. Это Мария Погодина. Она не ждет, когда придут сильные и молодые, - сама, своим смиренным трудом делает несравненно большее, чем просто уборку, - пробуждает в людях веру в силу малых дел, которых не может не замечать Господь.

Фото автора

Журнал «Православие и современность» № 27 (43)

Мария Ковалева

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-hram-jiv-i-jdet

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Ковалева
Все статьи Мария Ковалева
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 09:41
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от Сергей
28.03.2024 09:05