itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Уроженец Дивеева

О книгах Алексея Петровича Арцыбушева

0
351
Время на чтение 6 минут

«1929 год. Дивеевский монастырь, как сотни других, растащен и разворован (...) удалая молодежь вскрыла дверь храма, в притворе которого стояло распятие, и стала его вытаскивать, чтоб надругаться над распятым Христом, неся распятие во главе своего антирелигиозного шествия ночью. Сколько они ни старались, сколько ни пыхтели, а вынести его не смогли. Тогда один из них схватил топор и рубил им по перекладине распятия, пока лезвие топора не коснулось руки распятого Христа, и из руки хлынула кровь. Я сам, своими глазами видел эту кровь. Окно было высоко, и мама, подняв меня на руки, спросила: "Видишь?"»

В 1915 году дед будущего художника, скульптора и мемуариста Алексея Арцыбушева, почтенный столичный нотариус Петр Михайлович Арцыбушев с супругой, принадлежавшей к древней черногорской аристократии и носившей в девичестве фамилию Подгоричание-Петрович, покинули Санкт-Петербург и поселились в Нижегородской губернии, недалеко от Сарова и совсем близко от Дивеевского женского монастыря. Выбор места жительства не был, конечно, случайным: все Арцыбушевы отличались глубокой религиозностью, подчас не совсем понятной петербургскому кругу их общения. Семья нотариуса не бедствовала, и Петр Михайлович много жертвовал на монастырь. Потому и получил в полное распоряжение маленький домик Мантурова - духовного сына преподобного Серафима, излеченного им от тяжкой болезни и затем много потрудившегося ради устроения Дивеевской обители. Сын Петра Михайловича, Петр Петрович Арцыбушев, женился на Татьяне Хвостовой - дочери министра юстиции в правительстве последнего русского царя: они познакомились, ухаживая за ранеными в госпитале, что было вполне естественно для тогдашних русских (шла ведь германская война). В домике Мантурова Арцыбушевых застала революция: сыновья Петра и Татьяны, Серафим и Алексей, будущий автор представляемых нами сегодня книг, появились на свет уже после нее. Раннее детство мальчиков не было золотым; однако то настоящее, доброе, что впитали они в себя тогда, подрастая под звон дивеевских колоколов, не снятых еще и не отправленных на переплавку,- хранило Алексея Арцыбушева на протяжении всей его долгой, сложной, неидеальной и многострадальной жизни. И после каждого падения помогало ему, по его собственному выражению, «хоть на четвереньки, да встать».

Отец Серафима (погибшего на фронте в 1942‑м) и Алексея, Петр Арцыбушев, умер, когда дети были еще совсем маленькими. Осиротевшую семью опекал и поддерживал его брат, Михаил Арцыбушев, занимавший заметный пост в советской рыбной промышленности. Но в 1930 году «бывшего аристократа» Арцыбушева расстреляли в числе других «разоблаченных вредителей», а Татьяну Александровну с двумя маленькими детьми выбросили из домика Мантурова и отправили в ссылку в Муром. Не дав, конечно, собраться, не дав ничего взять с собой... Алексей Арцыбушев не забыл дивеевских баб, которые быстренько сбросили с себя шубейки и укрыли ими сидевших на санях ссыльных детей. Об этом эпизоде он рассказывает в книге с таким понятным названием: «Милосердия двери». Это двери, которые на самом деле всегда открыты. Бог не оставляет человека ни в какой беде, но Он действует через людей: оглядываясь на пройденный путь, человек понимает, что в живых остался - только благодаря чьей-то доброте, а вернее - цепочке добрых, хороших людей, которые, сами того не ведая, как бы передавали его друг другу.

Татьяна Арцыбушева, в девичестве Хвостова, дочь министра, в Муроме «со своим декомпенсированным пороком сердца по двенадцать часов в сутки отгребала лопатой зерно на элеваторе» - так пишет ее сын. Ссыльную семью никто не хотел брать на квартиру, и они мыкались по каким­то жутким углам, спали на полу... Но милосердия двери и здесь не закрылись - добрые люди помогли Татьяне Александровне найти крышу над головой, окончить фельдшерскую школу, устроиться на работу в туберкулезный диспансер - к людям, так нуждавшимся в сострадании и утешении... А впереди Татьяну Арцыбушеву ждал арест, шестимесячное сидение на полу в битком набитой камере, счастливое (легендарная щель между Ежовым и Берией!) освобождение... И ранняя - в 48 лет! - смерть от того самого декомпенсированного порока сердца.

«Я никогда не видел ее злой, раздраженной, нетерпеливой. Всегда ровная, спокойная, сдержанная», - пишет о своей маме Алексей Петрович. Только став взрослым, он узнал, что мать его носила монашеское имя Таисия. На тайное монашество ее благословил старец, известный на всю Россию, - иеросхимонах Алексий Зосимовский. Духовным руководителем монахини Таисии был священномученик епископ Серафим (Звездинский)... В книге «Святые среди нас» Алексей Петрович опубликовал записки мамы, своего рода дневник ее духовной жизни. Дневник молодой женщины, вдовы с двумя маленькими детьми, в страшное время совершенно сознательно выбравшей тесные врата (Мф. 7, 13) и не пожалевшей об этом, и не отпавшей. Когда читаешь эти безыскусные записки, становится стыдно за собственную жизнь и за те вялые трепыхания, которые готов именовать чуть ли не духовным деланием...

Книга «Святые среди нас» рассказывает о жизни потаенной Церкви тех лет, «Церкви непоминающих» (т. е. не молившихся за богослужением «о властех», поскольку у власти стояли безбожники и гонители христианства). Следует, однако, подчеркнуть: Алексей Петрович Арцыбушев, сам смолоду окормлявшийся в подпольной Церкви и именно за это отсидевший шесть лет, решительно отвергает и разоблачает попытки противопоставить ее Церкви легальной, «сергианской», как «честную» «нечестной». Церковь непоминающих не есть церковь раскольников, возгордившихся своей «чистотой»; и то, что непоминающие впоследствии признали власть Московского Патриархата - единственно разумно и неизбежно.

Но в 20‑х и 30‑х годах в потаенной Церкви священник для конспирации именовался «тётей»: «Завтра к нам тётя в гости приезжает, приходите». Очень часто, впрочем, «тётя» не приезжала, а приходила - ночью, пешком, полями и лесами, из одного села в другое. В абсолютном большинстве случаев такого пешеходца ждал мученический венец.

Из книги «Милосердия двери»: «Камера (...) преддверие бездны и преддверие рая. В этой камере на нарах последние дни доживал отец Дмитрий Крючков, наш одноделец. По Москве я его мало знал. Мы ездили к нему не то в Кратово, не то в Кусково, где он работал садовником, выращивая цветы. Он, по просьбе Коленьки, дома отпел Ольгу Петровну. (...) Теперь он близок был к вечной свободе, его светлый лик, мир и покорность воле Божией были потрясающими. Вот почему я назвал эту камеру преддверием рая. Умер он на этапе...».

Рассказ Алексея Арцыбушева о следствии, тюрьме, тюремной психбольнице, лагере и ссылке - страшен, как все рассказы переживших, но что отличает его от иных? Книги Алексея Петровича - это книги действительно честные. И во многом покаянные. Как уже говорилось, жизненный путь дивеевского уроженца не был идеален. И вот - «Когда я оказался отсеченным от мира, в нависшей беде, один на один с ней, единственной соломинкой спасения была вера, всплывшая в душе на поверхность и открывшая мне "множество содеянных мною лютых". Пришло раскаяние, пришло покаяние...». Кара перестала казаться несправедливой: «...все мытарства, выпавшие на мою долю, принимал как заслуженное, как наказания за свои грехи. Такая внутренняя позиция справедливости наказания, его необходимости для меня помогала мне и поддерживала». И именно она дала возможность дорасти до благодарности Богу «за все - за каждый цветок, растущий на земле, за каждую былинку, за каплю росы, каждую птичку, славящую песнями Бога, за звезду на небе, за ветерок дуновения, за снежинку, за все, за все, что сотворено Богом на земле, в небесах, в глубинах вод... за жизнь, которую Ты мне дал, за страдания, за веру, за любовь и вечную жизнь с Тобой».

В 1990 году уроженец Дивеева вернулся в родные места. Он содействовал возрождению обители: как художник, восстанавливал иконостас Троицкого собора, знакомого ему с детских лет. По проекту Арцыбушева в Софрино отчеканили новую ризу для образа Божией Матери «Умиление», который находился в келье преподобного Серафима, а после революции был спасен и сохранен верующими людьми: удивительную историю этой иконы Алексей Петрович рассказывает в своей книге «Дивеево и Саров - память сердца». Работы велись на средства Фонда помощи возрождению Дивеевского монастыря, созданного его троюродной сестрой по материнской линии - Натальей Хвостовой, живущей в Париже.

Книги Арцыбушева переполнены любовью. К Богу и сотворенному Им миру. К людям, к природе, к России, к Церкви... Может быть, поэтому они, эти книги, так согревают. И так помогают жить...

Газета «Православная вера» №1 (501)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-urojenec-diveeva

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04