О смысле обновленчества

Протодиакон Владимир Василик 
0
14.01.2014 207

Всё чаще нам, православным людям, приходится слышать о том, что рядом с нами в Церкви действуют некие «неообновленцы», «церковные реформаторы». Естественно, у большинства возникает вопрос: о ком идёт речь, что за учение проповедуют эти люди?

Давайте разберёмся.

Если говорить кратко, то, на мой взгляд, обновленчество - это серьёзная духовная болезнь; это, если угодно, «кризис церковного иммунодефицита», нечувствие к тому, что есть литургическая и догматическая правда, нечувствие благодати Духа Святого. Но, разумеется, надо и более подробно определить, из чего составляется неообновленчество, чтобы всякий православный человек, столкнувшись с этим явлением, ясно понимал, на чью территорию он попал.

Итак: первая его составляющая - космополитизм, как церковный, так и светский. Церковный космополитизм - это вражда против идеи поместной Церкви. Обновленцам не нравится, что отдельная поместная Церковь объединяет в себе отдельный народ; им хотелось бы заменить такое объединение «общинами», группирующимися вокруг духовных вождей (причём даже не важно, из священников этот «вождь», из епископов или даже из мирян). Пусть члены «общины» живут в разных частях света, пусть они принадлежат к разным нациям - это не важно (скорее даже желательно). Исключение делается только для «избранного народа». В трудах известного московского священника-обновленца, убитого более двадцати лет назад, содержится идея о том, что Израиль должен иметь свою особую Церковь, причём не поместную, а этническую, которая должна совмещать в себе два избрания - ветхозаветное и новозаветное, чтобы получить, так сказать, избрание в квадрате. Но прочие неообновленцы к идее поместной Церкви относятся, как правило, весьма враждебно. Этот «церковный космополитизм» неизбежно соседствует и с космополитизмом светским. Обновленцы (как мы это неоднократно видели в последние годы) весьма враждебно относятся к русской истории вообще и к советской истории в частности. В русской истории они видят лишь тысячелетнее рабство, порабощение государством Церкви, тиранию и унижение человеческого достоинства... Правда, у людей думающих возникает вопрос: почему же в таком случае современная Россия едва ли не единственная из христианских стран сохраняет свою духовную свободу? Почему у нас можно говорить, думать и делать то, что невозможно ни в одной западной стране, а скоро будет невозможно и на Балканах? Почему русский человек, «тысячелетний раб», остался таким свободным? И откуда возник феномен новомучеников и исповедников российских, если русский человек способен только на бездумное подчинение? И почему этот «раб» победил в Великой Отечественной войне расу столь солидных господ? Ответов на все эти вопросы мы от обновленцев не услышим никогда.

Следующий отличительный признак неообновленчества - произвол в догматике. У них нет своего чёткого учения, просто они время от времени могут выступать с высказываниями, звучащими для православного человека более чем странно. То они отрицают Божественность Духа Святого, говоря, что Он - всего лишь нетварная энергия Божества, то учат о подчинённости Сына Божия Отцу, то называют девственное зачатие и Рождество Иисуса Христа «мифологизированным Евангелием»... Словом, речь идёт о весьма грубых нарушениях догматики, которые пытаются прикрыть длинными туманными разглагольствованиями.

Далее: экклезиологический произвол. Мы имеем в виду всё ту же нелюбовь обновленцев к поместным Церквам, к идее патриархата. Кроме того, неообновленцы проповедуют существование двух Церквей - видимой и невидимой. Как объяснить эту их мысль? Грубо говоря, «видимая» (экклесическая) Церковь - это подлинная, действительно существующая, к которой принадлежим и мы с вами. Она, по мысли обновленцев, - низшая, устаревшая, ветхозаветная, пригодная лишь для профанов. А вот «невидимая» (синагогально-синаксарная) - это высший круг, в который попадают лишь те, кто обновленцам симпатичен, причём не важно, какой конфессии, какой веры эти люди придерживаются. В этот круг могут быть зачислены и лютеранский пастор Дитрих Баннхоффер, и индус Ганди, и многие другие... Принцип таков: вероисповедание не важно, лишь бы человек хороший попался. В то же время вполне православные люди - даже священники и епископы - не будут «допущены» в «невидимую церковь», если они чем-то неугодны обновленцам. Идея «невидимой церкви» - сугубо масонская, её некогда провозглашал известный теософ Яков Бёме.

И наконец, то, что больше всего возмущает православных, впервые столкнувшихся с неообновленчеством, - их литургический произвол, то есть произвол в использовании богослужебных текстов, произвол в их правке и переводе, произвол в тех или иных священнодействиях. Отсюда же идёт их нелюбовь к чтению часов перед Литургией, стремление бездумно сокращать Всенощное бдение, читать Священное Писание исключительно на русском языке. Отсюда же и нелюбовь к нашему традиционному благочестию с его акафистами, крестными ходами, уставной истовой молитвой, с его тщательной подготовкой к Святому Причащению. Всему этому противопоставляется особый евхаристический энтузиазм, когда Причащение объявляется обязательным не только каждую неделю, но и чуть ли не каждый день. Некоторые обезумевшие последователи подобных учений умудрялись даже причащаться два раза в день, что канонически решительно запрещено.

Вот главные отличительные черты, по которым православный человек всегда сможет понять, что он имеет дело с неообновленцами. О чём ещё следует сказать? В их учении есть такое понятие, как «агапа» - «трапеза любви», «литургия после литургии». На практике агапа выглядит так: она не имеет своего закреплённого чина, просто община (вовсе не обязательно члены одного прихода) собирается после богослужения на некое закрытое квартирное сборище - примерно раз в два месяца. Организуется общий стол, все рассаживаются, а затем каждый по очереди встаёт и обращается к Богу с произвольной молитвой -
точь-в-точь как на протестантских собраниях. И это называется «пиром веры» и «браком Агн-ца», явлением более важным, чем Божественная литургия.

...Мы говорим «неообновленцы» - значит ли это, что прежние обновленцы, едва не погубившие Русскую Православную Церковь в 10-20-х годах ХХ века, являются духовными предтечами этого современного течения? Безспорно! Слыша разговоры о прежних обновленцах, мы обычно представляем такой обобщённый исторический образ: некоего женатого епископа, который служит литургию на русском языке, произвольно толкует догматы Православия, а на досуге сотрудничает с ВЧК-НКВД-ГПУ... Что ж, в таком представлении есть своя правда. Но мне бы хотелось заметить, что подлинное ядро обновленчества находилось не в красной Москве, а в белом Париже, именно там, где обосновались высланные из СССР русские религиозные философы, - я в первую очередь имею в виду Н.Бердяева и о.Сергия Булгакова. В особенности о.Сергия! Именно его идеи питали и церковное обновленчество советской эпохи, и нынешнее неообновленческое движение, которое сейчас становится серьёзной опасностью для Православия. Сюда же можно отнести и о.Павла Флоренского с его книжкой «Столп и утверждение истины», которую митрополит Антоний (Храповицкий) назвал «нераспустившимся букетом ересей». То, что проповедовал о.Сергий Булгаков, являлось смесью пантеизма и арианства, и проповедь его была осуждена и Архиерейским собором Зарубежной Церкви, и Синодом Московской Патриархии, - этими, казалось бы, антиподами, - но здесь антиподы сошлись. А то, что мы видим в творчестве современных обновленцев, - это лишь копирование еретических образцов, данных парижской богословской школой. Так, например, когда один московский священник, неоднократно державший ответ перед богословскими комиссиями, утверждает, что в начале Богу приходилось бороться с неким Мировым Злом, - то он ничего нового не изобретает. Он в данном случае лишь повторяет мысли Бердяева и отчасти о.Сергия Булгакова о некоем Мировом Зле, равном по силе Богу. И если тот же самый священник учит, что-де наиболее значимым для Иисуса оказалось Его крещение в Иордане, где Он получил Божественную силу и особое призвание на служение, то он просто рабски воспроизводит ересь Нестория и Павла Самосатского, которых весьма почитали и парижские богословы.

Чем, в сущности, было обновленчество 20-х годов? Одним из плодов революции. Ведь те же самые священники, что после Февраля бегали с красными бантами и кричали: «Долой царя, долой распутинских архиереев!», они же требовали и литургических реформ. «Реформ и реформ!..» И насколько мощным было это церковно-революционное движение!.. Ведь даже сщмч. митрополит Вениамин был вынужден терпеть рядом с собой одного из вождей обновленчества - Александра Введенского, всё равно как Христос терпел Иуду. Но если Иуда Христу был в сущности не нужен, то Введенский, к сожалению, был необходим владыке Вениамину: через него святой митрополит пытался хоть как-то урезонивать реформаторов. Но долго это продолжаться не могло: однажды Введенский вышел из-под контроля, предал владыку Вениамина и предал Церковь. Ради чего? Чтобы возглавить «церковную революцию». Но, как известно, революция пожирает своих детей. Вначале ЧК сажало православных, «тихоновских» священников, а потом и обновленческие священники пошли по этапу.

Сегодня мы наблюдаем сходное явление: современный мир переживает революцию - и научно-техническую, и политическую. Мы видим уничтожение и государства, и - по большому счёту - частной собственности. На наших глазах уничтожаются остатки традиционного общества, рушится семья... И в этой обстановке известные деятели церковного обновления (как и тогда, в лихие 10-е и 20-е годы!), пытаются возглавить этот виток истории, обернуть его на пользу христианству - как они понимают христианство. Но я уверен, что новая революция будет глотать своих детей точно так же, как и старая. Думая возглавить переворот, неообновленцы первые станут его жертвами, потому что после революции встаёт вопрос о революционерах.

Возвращаясь к событиям 20-30-х годов, хочу вспомнить следующий факт. Мы любим говорить о взрыве храма Христа Спасителя как о символе уничтожения нашей Церкви... Это справедливо отчасти. Но мы забываем следующий факт: с 1925 года храм Христа Спасителя Патриархии не принадлежал. Он принадлежал обновленцам, которые устраивали в нём свои кощунственные литургии, попирали святые каноны. В нём женатые епископы дерзали совершать Таинство таинств, проповедовать безумное социальное богословие... Что же вспоминается в этой связи? Ветхозаветный Иерусалимский храм! Некогда он был оплотом истинной веры, но пришло время - и Спаситель сказал иудеям: «Се оставляется дом ваш пуст». Слава Господня из храма ушла, когда в него пришли фарисеи. Так и с приходом обновленцев благодать и слава Господня ушли из храма Христа Спасителя. Поэтому-то, с точки зрения высшей справедливости, он и был взорван. Не дай же Бог, чтобы наша Церковь пошла по стопам обновленцев 20-х годов, - тогда мы действительно станем пустым домом, который разрушат завоеватели, и обуявшей солью, которую будут попирать свиньи атеизма и потребительства.

Диакон Владимир Василик, доцент исторического факультета СПбГУ

http://pravpiter.ru/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Протодиакон Владимир Василик
Без Креста нет Воскресения
Почему необходимо посещать службы Страстной Седмицы
30.04.2021
«Вряд ли можно говорить о Ватикане как о самостоятельной силе»
Говоря о попытках католиков через т.н. ПЦУ навязать унию, надо понимать, что действия и Фанара, и папы координируют глобалистские круги
24.04.2021
Ростовщичество ведёт к извращению религиозных взглядов
Протодиакон Владимир Василик выступил на заседании научного лектория «Крапивенский 4» с докладом «Православие и капитализм»
12.04.2021
Чего испугался Песков?
Безответственное заявление Мединского о великоросских землях в бывших советских республиках может расстроить российско-казахстанские отношения
05.04.2021
Сто лет борьбы и трудов
К столетию участника Таллинского перехода и обороны Ленинграда
18.03.2021
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Советский недобиток
15.05.2021 15:51
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.05.2021 15:49
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Полтораки
15.05.2021 15:14
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.05.2021 15:00
Подготовка к строительству Третьего храма?
Новый комментарий от Сант
15.05.2021 14:49