Неизреченное благоухание

0
552
Время на чтение 4 минуты

Не описать утонченности и благородства подвижников! Эти люди, хотя и несут на себе следы грубого подвига, хотя их тело так иссохло и измождено, имеют благоухание и запечатленную на их удивительной душе благодать.

 

Монастырь Симонопетра, Афон. Фото: Трейвис Дав / travisdove.com
Монастырь Симонопетра, Афон. Фото: Трейвис Дав / travisdove.com     

1976 год. Месяц август - 22 июля по старому стилю. Панигир[1] святой Марии Магдалины в Симонопетре. Эту святую так любят в ее монастыре! Здесь хранится ее левая рука: запястье, ладонь и пальцы, с кожей и сухожилиями. Температура устойчиво держится на 37 градусах - доказательство того, что эта рука живой свидетельницы Воскресшего Христа, живое доказательство того, что и ей «смерть ктому не обладает» (Рим. 6:9).

На всенощном бдении[2] мне указали стасидию почти в центре. Рядом со мной - седовласый старчик. Стоит прямо, как свеча, не шелохнется. По ходу службы слабеет. Он явно устал. Вернее всего, спит. Но не так, как обычно, расслабившись. Его состояние своеобразно и занимательно: голова наклонена к руке, глаза прикрыты. Время от времени слышится деликатное и спокойное похрапывание. Но всякий раз, как только певчие допускают ошибку, он вступает и без промедления ее поправляет. И возвращается в ...свой покой. «Тело спит по нужде природы, а сердце его бодрствует по множеству любви». И действительно - его ум бодрствует. Этот человек, кажется, живет в ином мире.

Дошли до эксапостилария. Отцы все встают, снимают скуфьи, низко нагибаются, когда служащий священник совершает литанию над лежащими на посеребренном подносе мощами великой святой покровительницы обители. Вскоре начинается поклонение. Я ошеломлен. Смотрю, что делают остальные. И чувствую, что я не с ними, пытаюсь определить свою роль и верные действия, не могу прикоснуться к тайне. Все вокруг, я это ощущаю, переживают некое событие, которое мне неведомо. Певчие усиливают торжество. Монахи всем своим видом показывают, что испытывают нечто такое, чего я не в силах постичь. Единственное, на что я способен, это следить за происходящим - поверхностно и с любопытством. Вскоре старец, стоящий рядом, покидает свое место и направляется согласно своей чреде к мощам. Положив три земных поклона, лобызает их, помазуется священником и в умилении возвращается в стасидию.

- Иди и ты, - говорит он мне, - не робей, сегодня святая благоухает. Получи немного ее благодати.

Я послушался и пошел к мощам. Так, кроме всего прочего, делали и другие. Но мои сомнения остались при мне. Я не особенно верил во все это. В задумчивости подошел. И был потрясен благоуханием. Мне неутолимо хотелось подтвердить констатацию этого факта с исследовательской точки зрения и снова приложиться к мощам. Но я почувствовал неловкость - был неподходящий момент для экспериментов! Телом я вернулся на место. Мыслью же остался со святой. Умножились мои вопросы, но не возросла моя вера. Это было «знамение», которого я просил, но это не было «знамение», в котором я нуждался. Я не мог в него поверить и опять-таки не мог себе представить, чтобы монахи говорили неправду. У них были такие чистые лица, и происходящее они переживали без рассуждений и аргументов. Я не имел оснований подозревать их во лжи.

Фото: Трейвис Дав / travisdove.com
Фото: Трейвис Дав / travisdove.com     

- Геронда, как это происходит? - спросил я, - может быть, отцы из благоговения брызнули немного благовония? Или мощи сами благоухают?

- Здесь благоговение разрушается, как только ты брызнешь благовоние. Благоговение укрепляется, когда ты воспримешь в простоте неизреченное благоухание. Святая Гора полна такого.

- Что значит: «неизреченное благоухание»?

- Если бы мы брызнули немного благовония из парфюмерного магазина, тогда было бы «благоухание». Сейчас, когда мы ничего не брызгаем, а благоухание изливается само, это называется «неизреченное благоухание».

Я наклонился и поцеловал его руку. Благоухал и он сам. Словно потрогал ладан. Всенощное бдение продолжалось. Оно длилось двенадцать часов.

Ко мне подошел знакомый монах:

- Ты взял благословение у старца Арсения?

- Кто это? - спросил я в недоумении.

- Старчик, что стоял рядом с тобой.

- Старчик, что спал рядом со мной? - произнес я про себя.

- У него есть «дар неумовения», - добавил монах, - вот уже десять лет он не умывал лица и весь благоухает. Он чист, как слеза. Живет он в Каламице, в уединенной келье, в полуторах часах ходьбы отсюда. Беги, пока он не ушел.

Я не догнал его. До начала праздничной трапезы он удалился в свою келейку. Он напитался Божественным служением. Ему не нужно было ни еды, ни слов, чтобы наполнить душу. Двенадцать часов кряду он стоял, сидел, дремал, при этом ежесекундно вдыхая мед всенощного бдения. «Благую часть избра, яже не отимется» от­ него (Лк. 10, 42).

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Перевела с греческого Александра Никифорова

Переведено по книге «Глас ветра тонка»: Μητροπολίτης Μεσογαίας και Λαυρεωτικής Νικόλαος, Φωνή αύρας λεπτής, Αθήνα 2006, σ. 139-144.

[1] Панигир - «престольный праздник». - Прим. перев.)

[2] Агрипния, или всенощное бдение - торжественное и весьма продолжительное богослужение, совершаемое на Афоне в воскресные дни, великие и храмовые праздники, а также в дни памяти чтимых святых.

http://www.pravoslavie.ru/put/67472.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Никифорова
Все статьи Александра Никифорова
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау)
Все статьи Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау)
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 21:31
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12