Источник: Православие.Ru
Христианам о карантине и закрытых храмах
Когда на Кипре из-за пандемии были закрыты храмы для посещения прихожанами, Митрополит Афанасий Лимассольский стал ежедневно утром и вечером в эфире радио Митрополии общаться со своими духовными чадами, успокаивая и утешая их. Еще он благословил «цепочку непрестанной молитвы», в которой участвуют все желающие. В начале каждой программы «Христу Богу предадим» Митрополит читает и объясняет Священное Писание или вспоминает подвижников, которых знал, а после звонят люди: они могут поделиться своей болью, что-то рассказать или спросить. Это общение напоминает беседы геронды с духовными чадами в монастырском архондарике.
Митрополит Лимасольский Афанасий
– Геронда, почему Господь послал нам вирус и смерть?
– Господь сотворил мир прекрасным. Смерть, несчастья, страдания, нищета, болезни, бедствия, зло, происходящее в мире, пришли потом. Их создал не Господь. Их выбрали мы, люди, через отступление от Бога. Это все последствия падения человека, его злоупотребления своей свободой.
Бог – наш Отец. Он есть Любовь. Мы, к сожалению, оставляем Бога и приносим в мир зло
Человек разорвал связь с Богом. А Бог – наш Отец. Он есть Любовь. Мы, к сожалению, оставляем Бога и приносим в мир зло. И чем дальше мы своими греховными делами отдаляемся от благодати Божией, тем ближе подходим к врагу человеческому, диаволу. Как когда мы отдаляемся от света, то попадаем во тьму. Солнце есть, но если мы прячемся от него, нам становится темно и холодно. А выйдя на солнышко, согреваемся.
– Геронда, меня не оставляет помысел: в Греции храмы закрыли в Крестопоклонную Неделю. В пустых храмах читалось Евангелие о том, что тот, кто старается спасти свою жизнь, ее потеряет, а кто хочет ее потерять ради Христа, приобретет. Получается, наши слова и дела расходятся. Как во время Второго Пришествия мы встретим св. Кирика, св. Марину, св. Димитрия – тех, кто был разрублен на кусочки, сожжен, пролил кровь? Что скажем Богу: испугались вируса?
– Нужно понимать, что в Церкви не все имеют столь же глубокую веру. Есть и более слабые братья, они думают иначе. И мера Церкви – это не сильные, а немощные. Церковь употребляет икономию, снисхождение. У Церкви есть два способа, которыми она встречает разные ситуации: акривия и икономия. Я совершенно согласен с тем, что ты говоришь: это акривия. И тот, кто хочет следовать акривии в своей жизни, благословен и Богу угоден. Но Церковь снисходит к немощным братьям, к тем, кто чувствует, что должен соблюдать человеческие меры для своего спасения и сохранения.
Что сказал Господь наш Иисус Христос, когда диавол предложил Ему спрыгнуть с крыши храма? А диавол ведь имел благовидный предлог, он сказал: раз Ты Сын Божий, с Тобой ничего не будет, и это правда: с Ним бы ничего не случилось, так как Он Сын Божий. Христос ответил: «Не искушай Господа Бога своего» (Мф. 4, 5–7)!
Если ты почитаешь патерик, то найдешь много историй, когда даже святые подвижники применяли икономию смирения ради. Раз один авва встретил зверя и свернул на другую дорогу. Его спросили: «Ты что же, отче, испугался зверя, раз свернул на другую дорогу? Почему не дал ему тебя съесть, если это было попущено Богом?» Он ответил: «Я боюсь не зверя. Я боюсь гордости, эгоизма и не хочу искушать Бога».
И святой Афанасий Великий скрывался: он не сел на площади, не рассудил так, что если Господь хочет, чтобы меня схватили, пускай схватят. Он спрятался. Его спрятали монахи монастыря Святого Пахомия и не выдали искавшим его воинам. Отцы тоже поступили по-человечески. Мы похваляем акривию, но и человеческую немощь не осуждаем. И лучше рассудим так: проявим послушание, раз наши отцы, Предстоятели Православных Церквей, Синоды архиереев приняли такое решение. И послушание поможет нам и спасет нас.
Если мы сами желаем следовать акривии, хорошо. Но мы не можем требовать ее от других
Следовать помыслу бывает опасно. И Бог может и не благословить нам этого! Если мы сами желаем следовать акривии, хорошо. Но мы не можем требовать ее от других. Для них применим икономию, которую пастырски применяет Церковь, с рассуждением, чтобы упокоить и сильных, и слабых, и людей сильной веры, и маловерных, и тех, кто мыслит по-человечески, и тех, кто думает только о духовном.
– Вы учите нас исповедовать Христа ежедневно. Сейчас мы отрекаемся от Христа!
– Не будем повсюду видеть опасность отречения! Меры принимаются не против веры. Государство не призывает нас отречься от Христа. И, конечно, мы не отречемся, даже если нас станут убивать! Сейчас речь о другом: это попытка предотвратить распространение серьезной эпидемии. Эпидемия представляет опасность не для Церкви, а для членов Церкви. И мы проявляем послушание государству, которое призывает нас не отрекаться от веры, а воздержаться на время от посещения храмов. Вы видите, что все наши отцы заняли эту позицию: и Святая Гора, и Синайский монастырь, и Иерусалим, и Метеоры, и все монастыри Греции – все пошли на самоизоляцию, чтобы остановить эпидемию. Неужели мы выше наших пастырей? Будем иметь добрую обеспокоенность, но, прежде всего, послушание пастырям. Проявим смирение перед данностью и пойдем туда, куда идут все люди Церкви.
Это не против Христа. Это ради блага людей и во избежание реальной опасности. Существует болезнь, очень опасная и заразная. В Святом Евангелии от Иоанна мы читаем: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев» (Ин. 20, 19). И ученики, и святые апостолы в день Воскресения Христова собрались вместе из-за страха иудеев: они не выходили на улицу – боялись евреев. Они не говорили: пускай Бог нам поможет! Но со страхом и смирением оставались дома, не выходили, пребывали собранными вместе. И Христос пришел, их нашел, благословил и сказал: «Мир вам!» Явил им Себя.
Это не против Христа. Это ради блага людей и во избежание реальной опасности
– Митрополит Эдессы Иоиль сказал, что невозможно заразиться через целование икон, благословение священника и пр. Если так, почему же храмы закрыли?
– Мы можем заразиться вирусом не от святыни, а во время нашего общения, входа-выхода, работ, которые исполняем в храме... Мы, люди Церкви, и наши священники, и наши епископы, тоже можем заболеть этой вирусной болезнью. Уже один епископ в Сербии скончался от короновируса. Мы подхватываем вирус не от Святого Причастия и Святых Таин. Мы живем в мире, встречаемся, общаемся на очень многих уровнях повседневной жизни и подвержены опасности, как и все. Поэтому Церковь проявила икономию «до времени». И мы увидим, как скоро пройдет этот краткий период, о котором нас попросило государство, чтобы по-человечески помочь нынешней ситуации. Проявим послушание Церкви. Оно есть надежный путь ко спасению.
Важно не почему случилось, а как претерпеть!
– Ученики спросили Христа о слепом: кто согрешил, что он родился слепым. И Христос ответил, что ни он, ни его родители, но чтобы явилась сила Божия (Ин. 9, 3). Коронавирус – это наказание за наши грехи, или он послан для чего-то?
– Отцы Церкви учат нас не предаваться мыслям о том, почему произошло то или иное событие. Святой авва Марк Подвижник, этот учитель духовного закона, хорошо говорит, что когда в твою жизнь приходит искушение, скорбь, что-то трудное и тяжелое, не пытайся понять, почему это с тобой случилось, но задумайся, как это претерпеть без уныния, смущения, не изматывая себя, не теряя своей духовной сущности. Еще проще говорит святой Паисий: извлеки духовную пользу из искушения. Отцов не занимает вопрос, почему что-то случилось. Их занимает вопрос, как случившееся претерпеть.
Какой смысл копаться в том, почему это случилось? Отцы ответили: по нашим грехам. Не по грехам мира. По моим собственным. Грехи – причина искушений. Я не могу сказать, что грехи мира привели к этой трудной ситуации. Наши грехи! Наши братья не грешны. Грешны мы. Лично каждый из нас. Но когда во всем мире происходит большое искушение, не время испытывать угрызения совести и чувство вины. Время понять, как искушение встретить духовно и извлечь из него духовную пользу.
Сейчас людям необходимо утешение. Сейчас не время упрекать людей. В трудный час не укоряют, а утешают, поддерживают, просвещают, направляют. Когда искушение закончится, кто-то, может, и рассмотрит причины, упущения, преувеличения, недостатки, дабы извлечь пользу из наших ошибок. Теперь же час утешения, взаимной поддержки, горячей, огненной молитвы за весь мир. Нам, людям Церкви, особенно важно объяснить слово Божие тем, кто нуждается в утешении от Господа.
Сейчас людям необходимо утешение. Сейчас не время упрекать людей
Почему и как возник коронавирус, я не могу вам сказать. Это должны сказать люди святые, извещенные Богом.
Я расскажу, что произошло на Катунаках со святым Ефремом. В 1977-м году в Салониках случилось большое землетрясение, я в ту ночь как раз находился в Салониках. Страшное землетрясение! Многие здания были разрушены. 70–80 человек погибли. Городу был нанесен огромный ущерб. И старец Ефрем рассказывал нам, как на молитве увидел дома в Салониках и удивился: что я вижу? Салоники? вместо того, чтобы молиться и видеть Господа перед собою, я вижу Салоники?! И когда произошло сильное землетрясение, с большими разрушениями, он понял, что Бог призывал его таким способом молиться об этом городе.
Так что мера святых людей – знать, почему и как пришел вирус. Не моя. То, что знаю я, – как нам его встречать. С молитвой, упованием на доброго Владыку Христа, Господа мира (не диавол, не дела тьмы, но Христос управляет вселенной!). Будем источать свет любви Христовой и упования миру. И знать, что если мы примем испытание духовно, получим большую пользу. Если молимся с надеждой, смирением, покаянием и большой теплотой, мы можем одолеть и уничтожить этот вирус. Не мы, благодать Божия!
– Сейчас на великом повечерии поется «С нами Бог». Что значат эти слова?
– Это вопль Церкви. Это вопль человека, который просит Бога быть с ним рядом! Потому что если с нами Бог, то никто нас не одолеет. Как говорит Писание: с нами Бог – «и никтоже на ны» (Рим. 8, 31). Поэтому вся Церковь молит Бога: «Господи Сил с нами буди! Иного бо разве Тебе Помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас!»
В этот час мы особенно нуждаемся в том, чтобы Господь был с нами рядом. Точнее сказать, чтобы мы сами были с Богом! Бог не оставляет человека, Он – его Отец. Бога оставляет человек. Нам необходимо вернуться к жизни в соответствии с Его святой волей и сохранять связь наших душ с Его святой благодатью.
О диаконе, кадившем пустые стасидии
– Теперь, когда в храме людей нет, для кого служится литургия?
– Литургия – это дело всех. Она совершается людьми через священника и возносится Богу-Отцу, и освящает весь мир. Когда мы служим, то служим за весь мир. Так поступали и подвижники в пустынях. Так служили и мы на Святой Горе: с нашим герондой нас было два человека в каливе первые годы – священник-геронда и брат. Народу не было.
Прекрасно сказал святой Софроний Эссекский: и когда ты служишь с одним человеком, и когда ты служишь со всем народом, Божественная литургия совершается за весь мир, за всего Адама – от первого человека до последнего, за живых и усопших, за всю тварь. Поэтому Божественная Евхаристия – величайшее благословение. Разумеется, идеально, чтобы присутствовали все наши братья. Но даже если их нет, мы все равно молимся обо всех, обо всем мире. И знаете? Можно отсутствовать телом, но присутствовать душой.
На Святой Горе рассказывают такую историю. Один добродетельный диакон кадил в церкви во время службы некоторые пустые стасидии, другие же, в которых стояли монахи, пропускал. Его спросили: «Почему ты не кадишь? Там же стоят братья!» Он ответил: «Я не вижу их!» Эти братья стояли в церкви, но их ум блуждал где-то на стороне – был занят мыслями о работе, о посторонних вещах. В то время как те стасидии, которые казались пустыми, были наполнены Святым Духом. Это были те братья, которые несли послушания вне храма, но их ум и сердце пребывали в храме. Духом они присутствовали на службе. Поэтому многие могут сейчас отсутствовать телесно в час Святой литургии, но их душа, ум, сердце пребывают на Божественной литургии, по которой они скучают. Им не хватает литургии, они горюют, лишенные возможности присутствия на литургии.
– Мы не ходим в храм и молимся дома. С древних времен Церковь раздавала в особых случаях Причащение вне храма тем, кто в нем нуждался: больным, заключенным... Насколько необходимо Причастие?
Господь действует разными способами ко спасению людей. Не смущайтесь! Доверяйте Церкви!
– На литургии Причастие – это основная цель. Сейчас на литургии причащаются те, кто на ней присутствуют: наши священники, диаконы, певчие, те, кому позволено. Но вот вам пример: святая Мария Египетская около 40 лет прожила в пустыне без Причастия и причастилась в последний день своей жизни, как прекрасно повествует ее житие.
Божественное Причащение необходимо. Но когда брат исповедуется, я могу ему сказать: «По разным причинам причастишься через месяц». Если он исполнит послушание духовнику, это будет, словно бы он причастился. Сейчас не мы решили по лени, нерадению или безразличию не причащаться, но Церковь. Поэтому, если мы исполним послушание Церкви со смирением, то и Господь сподобит нас причаститься достойно, когда придет час, и мы сможем посещать святые храмы. Одной матрицы для всех и всего нет. Если бы мы могли причащаться, прекрасно. Раз не можем, не станем сомневаться в том, что Господь действует разными способами ко спасению людей. Не смущайтесь! Доверяйте Церкви!
Где же Бог? В церкви или на кухне?
– А что вы чувствуете, когда служите без народа?
– Нас огорчает то, что мы служим одни, но я скажу, что ощущаю я. Я ощущаю, что я не один. И все наши братья и сестры присутствуют на службе.
Вот история из патерика. В одном монастыре жил брат, который вел себя как простачок, юродствовал, а на самом деле был подвижником и духовным человеком. Этот монах изображал из себя безграмотного, и отцы отправили его на кухню, чтобы он следил за печью и готовил еду для братии, пока те молились в церкви. Он и готовил. Весь чумазый от угля, печи, дыма – ставил еду в печь, перемешивал ее. А лишь выдавалось пять свободных минут, бежал к дверям церкви, чтобы хоть немного послушать службу. Он не заходил внутрь. Он стоял снаружи – на пару минут подходил к дверям, потом бежал на кухню, снова в церковь – и возвращался на кухню. В какой-то момент он отвлекся, и кухня загорелась от дров печи, брат прибежал, затушил пожар, снял еду и перемешал ее просто рукой. И хотя он был охвачен огнем, с ним совершенно ничего не случилось. И тогда добродетельный игумен сказал братьям: «Отцы! Так где же Бог? На кухне или в церкви?» И все сказали: конечно, в церкви, потому что там добродетельный человек, который подвизается ради любви Божией.
Телесно наши братья пребывают вне храма. Но я ощущаю, что духом они все здесь. Все! Потому что их сердце, их ум и их намерения, их расположение – в храме. И то, что они скорбят из-за невозможности быть в храме, важно духовно, потому что так происходит духовная работа покаяния и молитвы. И эту молитву, эту боль, эту любовь добрый Бог примет и обратит во благо, чтобы изгнать испытание, которое охватило весь мир.
Мы скорбим, но знайте, братья: вы все в храме! Ваше сердце и ваша любовь – в храме! Тогда как в мирное время мы, бывает, стоим в церкви, а наш ум путешествует, мы дремлем, болтаем, часто бываем равнодушны. И мы, священники, и вы миряне, этим согрешаем. А теперь, когда мы все скорбим, остаемся вне храма, наше сердце и наша любовь – в храме. И в этом есть своя польза.
Молиться с болью и любовью
– У нас маленькие дети. Мы все время дома. Как нам молиться?
– Где бы мы ни были, и если мы дома, и если мы в пещерах, и если в темнице, наше сердце может работать духовно и молиться непрестанно Богу. Особенно если вы держите своих деток на руках, глядя на деток, впереди у которых вся жизнь, вы чувствуете, как им нужен мир спокойный, устойчивый, благословенный. Из любви к нашим деткам будем молиться и о них, и обо всех детях на земле, чтобы Господь благословил их, чтобы на земле был мир, чтобы они росли в безопасности и любви Божией.
– Как нам молиться о наших священниках сейчас? Есть какая-то особая молитва?
– Молитве необходимы простота, любовь и боль о каждом человеке. И о наших священниках, которые несут тяжелый крест в эти дни, но и, конечно, о наших врачах и медсестрах будем молиться, ощущая тяжесть креста испытания и ответственности, который они несут, и опасности, которой подвергаются, с отвагой жертвуя собой ради служения больным. Как и священники, которые молятся о нас на божественных службах, так и каждый человек, который несет ответственность за свою семью в этот трудной ситуации, – все нуждаются в подкреплении от Господа. Так что с любовью и болью будем молиться о наших братьях своими словами. Или молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих...». Или читая молебный канон к Богородице и святым, которых особо любим. Или читая Псалтирь и другие молитвы. Все это добро и полезно.
Молитве необходимы простота, любовь и боль о каждом человеке
Старец Паисий очень утешался молитвой по Псалтири. По Псалтири геронда молился ежедневно, обычно после обеда, когда посетители расходились, и он оставался один. Он читал Псалтирь за людей, особенно нуждавшихся – живых и усопших, подражая своему наставнику святому Арсению Каппадокийскому. У геронды хранилась тетрадка святого, в которой тот отметил, какой псалом для какого случая предназначается. И так старец Паисий молился, с огромной болью и любовью, обо всех людских ситуациях.
Псалтирь была, есть и будет наш духовный золотой запас. К нему отцы Церкви обращались непрестанно.
– А как молиться обо всем мире?
– Так же и обо всем мире – с болью и любовью. Мы видим и чувствуем, что наш мир охватили тревога, страдание, опасность, скорбь, ежедневно умирают люди, врачи ухаживают за больными, другие подвизаются, каждый по-своему – все находятся в трудном положении. Будем молиться огненной молитвой к Богу за весь мир: «Господи Иисусе Христе, помилуй весь мир Твой и нас, грешных!» Все наши молитвы возымеют большую силу перед Богом и благословят человечество. Этот трудный час, который разразился, как страшный гром, над всем миром, минует.
«Велий еси, Боже»
Эту молитовку – «Велий еси, Боже, и дивна дела Твоя» – произносили наши бабушки и дедушки во время стихийных бедствий и ненастья, грома и молнии. Я помню, как моя бабушка крестилась и говорила: «Велий еси, Боже, и дивна дела Твоя». Наши предки даже природные явления употребляли для того, чтобы благословлять и воспевать Имя Божие. Они не боялись и встречали происходящее мирно. Что бы ни случилось.
И этим освящали посланные им испытания.
Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с новогреческого Александра Никифорова
Источник: Православие.Ru