Изучение истории России начала XX века - своеобразный ключ к известным строчкам Федора Тютчева о том, можно ли умом понять Россию. Чем больше читаешь про эти годы, тем меньше остается надежды понять... Как можно понять страну, в которой осенью 1917 года избирают Патриарха после двухсотлетнего синодального периода, а буквально сразу же по окончании Собора начинается период гонений на Церковь?
Созыв Поместного Собора
Весной 1917 года после отречения от престола императора Николая II появляется возможность созвать Поместный Собор, о необходимости которого говорили еще до событий 1917 года.
29 апреля при Святейшем Синоде был образован Предсоборный совет, чьей задачей было определить основные цели и задачи Собора. В совет вошло 62 человека - духовенство, ученые и церковно-общественные деятели. Наибольшую дискуссию вызвал вопрос о высшем церковном управлении. Профессура Петроградской Духовной Академии настаивала на сохранении синодальной системы и широком участии мирян в церковных делах.
5 июля Синод издал постановление об открытии Собора в Москве в праздник Успения Божией Матери и положение о созыве Собора. Согласно этому положению, каждый приход избирал делегатов на благочиннические собрания. Те, в свою очередь, посылали представителей на епархиальный съезд, а епархиальные съезды избирали членов Собора. 24 июля Синод в посланиях к предстоятелям Поместных Церквей приглашал их прибыть на Всероссийский Поместный Собор.
Тем временем в обеих столицах, да и по всей стране продолжала нарастать революционная ситуация: уличные беспорядки и перестрелки стали почти обыденным фоном жизни. Во Временном правительстве тоже все было неспокойно - острая политическая борьба, постоянные перестановки... И конечно, ко всему прочему, сводки с фронта Первой мировой войны...
Неудивительно, что в этих условиях Святейший Синод 22 июля обращается ко всему народу: «Хищения, грабежи, разбои, насилие и обострившаяся партийная и политическая борьба стали достоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. И в результате, с одной стороны, приостановка блестяще начатого наступления на врага, с другой, вместо братства - охлаждение любви, упадок добрых, мирных, братских общественных отношений. Страна пошла по пути гибели, а в будущем ее ждет та страшная бездна, которая заполнена для всех нас ужасающим отчаянием, если только не прекратятся смятения и попрания и замешательства... от Господа (Ис. 22, 5)».
Обстановка продолжала быть ярким примером тех самых тютчевских строк: 25 июля обер-прокурором Синода был назначен А. В. Карташов, в прошлом доцент Петроградской Духовной Академии. Но буквально через полторы недели, 5 августа, Временное правительство решило все же упразднить должность обер-прокурора и учредить Министерство исповеданий, назначив министром все того же Карташова. Министерство должно было заниматься отношениями Православной Церкви с другими религиозными организациями и государственной властью, но не вмешиваться во внутренние церковные дела. Церковь освобождалась от государственного давления. Но Временное правительство стремительно теряло власть...
За два дня до открытия Собора Святейший Синод возвел архиепископов Тихона Московского, Вениамина Петроградского и экзарха Грузии архиепископа Платона в сан митрополитов.
Как избирали Патриарха
В праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля открылся Всероссийский Поместный Собор. Председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон.
Характерная особенность состава Собора - это преобладание мирян и белого духовенства. Многие члены Собора, особенно из числа профессоров-мирян Петроградской Духовной Академии, были увлечены идеями Февральской революции. Именно они выступали за обновление церковного устройства и богослужения, видя в этих возможных преобразованиях часть глобальных изменений в государстве.
Собор обсуждал различные вопросы, однако главным из них стал, конечно, вопрос о восстановлении патриаршества. 24 октября этот вопрос был вынесен на пленарные заседания Собора.
11 ноября 1917 года прения были остановлены. В заключительном слове епископ Астраханский Митрофан сказал: «Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, все гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идет война, нужен единый вождь, без которого воинство идет вразброд».
Историческое решение о восстановлении патриаршества в России было принято. А в Петрограде большевики как раз захватывали мосты, банки, почту, телеграф...
Поместный Собор приступил к выборам Патриарха. Соборный Совет предложил такую процедуру избрания: все члены Собора подают записки с именами трех кандидатов. Получивший абсолютное большинство голосов будет признан избранным в кандидаты. При отсутствии абсолютного большинства у трех кандидатов проводится повторное голосование, и так до тех пор, пока не будут утверждены три кандидата. Потом жребием из них будет избран Патриарх.
12 ноября был проведен первый тур тайного голосования. Однако в его результате одним из кандидатов оказался мирянин, бывший обер-прокурор Святейшего Синода Д. А. Самарин. Из-за этого казуса на следующий день, 13 ноября, было проведено повторное голосование в первом туре, в результате которого было выбрано три кандидата на патриарший престол: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон. Избрание жребием назначено было на 18 ноября в Храме Христа Спасителя. Тянуть жребий предстояло затворнику Зосимовой пустыни схииеромонаху Алексию.
Божественную литургию совершали митрополиты Владимир и Вениамин в сослужении сонма архиереев и пресвитеров. По окончании Литургии митрополит Владимир вынес ковчежец, в котором были записки с тремя именами, на амвон, благословил им народ и снял с него печати. Из алтаря вышел старец в черной схимнической мантии. Митрополит Владимир благословил старца. Схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Помолившись, старец вынул жребий и передал его митрополиту Владимиру, который вскрыл жребий и прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!».
А митрополит Московский Тихон совершал Литургию в Крестовой церкви Троицкого подворья на Сухаревке. Для объявления нареченному в Патриархи о его избрании в Троицкое подворье была направлена делегация во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном.
После того как Владыке было объявлено об избрании Патриархом, он произнес краткое слово: «Конечно, беспримерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (см.: Иез. 2, 10; 3, 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни... Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатию нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем».
Служение Патриарха
Но действительность, с которой пришлось столкнуться святителю Тихону, оказалась поистине устрашающей. Революционные события обострили националистические настроения на окраинах разваливающейся империи, что грозило и церковным расколом. В Грузии еще в марте 1917 года группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской Церкви. В Киеве также была самовольно образована Всеукраинская церковная рада во главе с архиепископом Алексием (Дородницыным). Вернувшегося из Москвы митрополита Киевского Владимира не пускали в его покои в Киевско-Печерской Лавре. Владыке все же удалось попасть в Лавру. 7 февраля 1918 года пять вооруженных солдат при попустительстве лаврской «охраны» убили его. Так была открыта кровавая страница убийств среди епископата бывшей Российской империи...
Советская власть начинала бороться с Церковью: храмы и монастыри закрывались, представителей духовенства и верующих мирян арестовывали и тут же расстреливали. Страна погружалась в пучину гражданской войны и страшного голода 1921-1922 годов, в церковной среде стремительно распространялся обновленческий раскол.
На долю святителя Тихона выпало и уголовное преследование, и полная изоляция под «домашним арестом», и временное отстранение от патриаршего престола... Летом 1924 года святителя освобождают из-под ареста, но по его собственному признанию, было лучше сидеть в тюрьме. «Я ведь только считаюсь на свободе, а ничего делать не могу. Я посылаю архиерея на юг, а он попадает на север, посылаю на запад, а его привозят на восток».
В декабре 1924 года на глазах Патриарха убивают самого близкого ему человека - келейника Якова Полозова. А в марте 1925 года, на Благовещение Пресвятой Богородицы (по старому стилю), святитель умирает. Перед тем как лечь спать, Патриарх сказал: «Теперь я усну... крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». В России действительно начиналась длинная и темная-темная пора...
18 ноября мы отмечаем 96 лет со дня избрания на патриарший престол святителя Тихона, который всю жизнь служил Церкви и стране, в которую можно только верить. Верить в то, что с Божьей помощью мы все-таки сможем оправиться от последствий той эпохи.
Газета «Православная вера» №21 (497)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-11-18-09-38-55-izbraniya