Андрей Тимофеевич Болотов родился 7 октября 1738 года в с. Дворяниново Тульской губ. в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне 175663. В 1762 в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве.
В 1778-79 издавал журнал «Сельский житель» (один из первых
русских агрономических журналов). В сентябре 1779 в Москве познакомился с
Н. И. Новиковым. Редактируя в 1780-89 журнал «Экономический магазин»,
сблизился с М. М. Херасковым, Е. И. Костровым, Ф. П. Ключаревым, Н. М.
Карамзиным, В. А. Левшиным, И. П. Щербатовым, М. С. Бороздиным и
др. В 1790-1807 Болотов - один из наиболее деятельных членов Вольного
экономического общества (ВЭО), поместил в его «Трудах» несколько сотен
статей по агрономии, ботанике, садо- и лесоводству, организации
помещичьего и отчасти крестьянского хозяйства. Через ВЭО поддерживал
связь с представителями экономической науки (А. и Э. Эйлерами, П. С.
Палласом, И. И. Лепехиным, Ф. И. Гмелиным, Н. Я. Озерецковскими др.). В
1794 избран почетным членом Саксонского королевского общества, с 1828 -
почетнымчленом Московского общества сельского хозяйства. В 1822-30
активный сотрудник «Земледельческого журнала».
Болотов изучил специфику возделывания сельскохозяйственных
культур в различных климатических поясах России, опубликовал в «Трудах»
ВЭО свои сочинения о разновидностях злаков, пропагандировал их новые
сорта (в т. ч. пшеницу - «ледянку»), дававшие хорошие урожаи в
центральных районах России. Уже в 1760-х Болотов осознал низкую
продуктивность трехпольной системы севооборота. Доказывая экономическую
невыгодность дробности помещичьих земель, Болотов первым ввел термин
«черездесятинщина» (с XIX в. «чересполосица»). Один из путей
интенсификации сельского хозяйства Болотов видел в систематическом
удобрении земли (в 60-х гг. XVIII в. применялось относительно редко).
Болотов вводил в практику многопольные севообороты, добивался
увеличения плодородия земли внедрением травосеяния (клевера, люцерны), а
также посевомзерновых и бобовых (овса, гречихи, гороха). Болотов внес
значительный вклад в научное обоснование региональных приоритетов
конкретных огородных и садовых культур, создал рукописное 7-томное
описание сортов яблонь и груш (в т. ч. выведенных им самим) с 660
рисунками. Болотову принадлежит идея заведения в России садоводческих
питомников, разработка принципов их организации. Болотов - активный
сторонник внедрения новых сельскохозяйственных культур: одним из первых в
1790-х начал сеять английскую горчицу, различные сорта картофеля и др.
Ему принадлежит приоритет в деле создания первой научной классификации
сорных трав и в разработке мер эффективной борьбы с сорняками. Труд
Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению
севооборотов и организации с.-х. территорий. Болотов разработал приемы
агротехники в зависимости от зональных почвенно-климатических условий,
ряд научных приемов внесения удобрений, приемы борьбы с сорными
растениями.
В 1779-97 управлял имениями дворцового ведомства Тульской и Московской губерний.
Болотов оставил глубокий след и в русской экономической мысли. Не
считая погоню за прибылью главной целью развития хозяйства, Болотов
вместе с тем во главу своих предприятий ставил экономичность и
рациональность, основанные на точном научномрасчете. Целью своей жизни
он считал преобразование сельскохозяйственного производства на основе
собственных научных достижений. Активно работал над новыми видами
растений и формами сельскохозяйственного производства. Болотов выступал
против некритического переноса на русскую почву иностранных видов и
сортов растений, чужеземной практики возделывания полевых культур без
учета местных условий. Болотову принадлежит множество открытий мирового
значения, среди которых обоснование выгонной системы земледелия. Научные
разработки в этой области позволили ему заложить основы учения о
системах земледелия, дать практические рекомендации по организации и
землеустройству территории, а также по введению многопольных
севооборотов.
Продолжая развивать русские национальные традиции
домостроительства, он совмещал крайнюю бережливость с готовностью
затрачивать значительные средства на создание новых сортов и видов
сельскохозяйственного производства, заботу о своих крестьянах со строгим
отношением к ним, многопрофильность хозяйства со специализацией его по
ряду передовых культур.
В подведомственной ему деревне Болотов за счет внутреннего производства обеспечивал почти все потребности населения.
Книга Болотова «Деревенское зеркало, или Общенародная книга,
сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтобы по ней и исполнять»
стала первымрусским пособиемпо организации труда в сельском хозяйстве.
Философские взгляды Болотова основывались на необходимости: 1)
согласовывать философию со Священным Писанием ; 2) не ограничиваться
одной верой, но опираться также «на ясные доводы и тонкие философические
доказательства» и подкреплять религиозные положения здравыми
философскими рассуждениями ума; 3) знать и изучать связанную с
натуральным богословием»науку о мире» - «физику» (по господствующим
тогда в России понятиям в нее входили все естественные науки), при
этом»физика» должна помочь познать «разум», «премудрость» и «промысел»
Бога в природе, «божественную гармонию» и красоту природы. Познание
Бога, мира и человека - самое нужное, по Болотову, из всех познаний
человеческих. В центре философии находится «общее» - сущность Бога,
строение природы, порядок, установленный в ней Богом. В духе
теоцентризма Болотов доказывал, что перед Богом человек «прах и ничто».
Темне менее его волновали также проблемы антропологии, особенно этики;
он стремился «сопрягать физику с нравоучением, причем полагал, что в
сфере морали должен действовать не только «закон откровенного слова», но
также «закон естества и натурального права». Примыкая в своей основе к
православно-христианскому этическому ригоризму, а частью к стоицизму,
этика Болотова выходила в ряде пунктов за их пределы. Всячески
открещиваясь от возможных обвинений в эпикуреизме, Болотов тем не менее
шел именно в этом направлении, когда отстаивал свою концепцию «веселия»
как способа отогнать грусть, недовольствие, скуку, подчеркивал ценность
первого и коренного желания человека - его стремления к совершенству.
Болотов считал, что от природы человек больше расположен ко злу, чем к
добру, но призывал смотреть на людей прежде всего с хорошей стороны, а
не с «худой».
Болотов был решительным противником масонства, рассматривая его
как антихристианскую, антирусскую силу. Когда Болотову предложили
вступить в масонскую ложу и прельщали разными выгодами тайного
«братства», он ответил: «Прошу покорно меня от него уволить. Все, что вы
ни говорите в похвалу вашему обществу, мне уже давным-давно известно, и
вы не первые, а меня уже многие и многие старались преклонить ко
вступлению в масонский орден и в другие секты и общества... (не вступать
в них) обязует нас... наш христианский закон, думаю, что нам и тех
должностей и обязанностей довольно, какими он нас к исполнению обязует, и
что нет никакой нужды обязывать себя какими-либо другими должностями, а
нам дай Бог, чтоб и те только исполнить, которыми обязует нас
христианская вера».
В начале 2014 года выйдет подготовленная Институтом русской
цивилизации полная версия выдающихся «Записок» Андрея Тимофеевича
Болотова в 3-х томах.
Д. КУЗНЕЦОВ