Амперметр для силы веры

Елена Сапаева  Игумен Василий (Паскье) 
0
25.06.2013 107

«Француз, забравшийся в глубину», - полушутя говорит о себе архимандрит Василий (Паскье), наместник Свято-Троицкого монастыря города Чебоксары. «Глубиной» он по ошибке называет российскую глубинку, но поправлять его несовершенный русский не хочется. Поскольку и в этих словах есть правда: именно поиски глубины привели монашествующего греко­-католика Базиля туда, где он живет сейчас, и помогли обрести православную веру.

О сельском священнике­-французе, будто бы с Луны свалившемся в маленький провинциальный городок Алатырь, наперебой рассказывали когда-то местные газеты и телепрограммы - но в этом нередко звучала лишь некая тяга к экзотике. Всем хотелось историй - веселых и абсурдных - о «невероятных приключениях» иностранца в чувашской бездорожной «глубине». Верующая же душа обязательно увидит за этим и иное, главное - человека, пережившего явление Господа и решившегося пойти за Ним по воде. И узнавшего внутренним опытом, как постепенно становится эта вода все более и более твердой поверхностью. И потому наш разговор сегодня - прежде всего о силе веры.

12-летняя Женевьева Паскье с трехлетним братом Базилем, будущим отцом Василием- Отец Василий, я много слышала от знакомых о вашей алатырской приходской общине, куда и за сто, и за двести километров приезжали порой люди, потому что находили там то, чего душа искала. И здесь, в монастыре, тоже устроено все как-то тепло, по-отечески, и это притягивает к себе. Хочется спросить: у Вас, наверное, был какой-то опыт созидания этих общинных отношений до прихода в Православие? Или все начиналось для Вас с нуля?

- Я был седьмым ребенком из девяти детей в верующей католической семье. Поэтому естественно, что моя первая община была дома - и она была очень многочисленна, если прибавить еще двоюродных братьев и сестер. Можно сказать, что я с рождения всегда был в общине. И в кругу друзей - поскольку у меня были действительно близкие друзья и товарищи; и в школе - поскольку в ней мы тоже живем с людьми. Потом в 17 лет отправился в путь: начались искания, я собрал рюкзак и уехал в другой район страны. И там тоже попал в общину - это была семья, которая меня приняла, и я работал и жил у них.

- Из дома ушли по рациональным причинам или ради романтики?

- Это было во Франции в те времена, когда молодежь была охвачена идеями протестов 1968 года. Многие тогда поняли, что можно жить по-другому, что мы пропускаем массу интересного. Люди покидали города, уезжали жить на Юг, покупали фермы, жили такими небольшими автономиями. Вот на такой ферме я и работал, мы были последователями Махатмы Ганди - не использовать насилие, проповедовать Евангелие. Можно сказать, что там я обновил свою веру и увидел, что Евангелие - не только слово, но и сила. Мы обращались к правде, обращались к любви, мы добивались того, что считали тогда важным. И моя вера стала углубляться.

В 12 лет юные католики впервые исповедуют свою веру перед общиной как взрослые, а не как дети. Этот день они проводят в белых одеждах.- Вера в правду и любовь или вера именно католическая?

- Конечно, по традиции я католик и, более того, вырос в Вандее, где много людей пострадало во время Великой французской революции; там было сопротивление, и сопротивление именно за веру. И среди моих предков есть те, кто пострадал в те времена. Но не могу сказать, что я был именно убежденным католиком, мои христианские убеждения были скорее кафолическими - в том смысле, в каком мы называем кафолической Православную Церковь. Она обнимает всё. И когда меня спрашивают, почему я принял Православие, говорю: потому что я всегда хотел стать кафолическим человеком. Войти в веру наших отцов. Но основу я получил еще в своей семье, потому что когда мы изучаем Евангелие - это и есть основа, по нему мы живем во Христе и на основании Христа. И моя мама была примером такой жизни. Несмотря на то что она ушла из нашего земного мира, когда мне было лишь девять лет, это основание я получил от нее. И от отца, который заставлял нас, девятерых детей, постоянно трудиться, причем мы многое делали для других совершенно бесплатно. Эта бесплатность, безвозмездность была очень важным моментом для него, и это тоже был момент евангельский.

- Монашеский постриг Вы тоже приняли в Католической Церкви, и дальнейший путь складывался, по мирским меркам, удачно - диаконство, десять лет послушания на Святой Земле. Откуда это решение - оставить все, уехать почему-то в Россию? Православным, в конце концов, и во Франции можно быть...

- Я не собирался ехать в Россию, у меня не было таких планов. Я обращался к Господу в том положении, в котором тогда находился в связи с тем, что хотел прийти в Православную Церковь. И Господь мне указал: иди туда. Образ Христа всегда передо мной, всегда со мной. В молодости я немного рисовал, занимался миниатюрами. Однажды я, задумавшись, делал набросок - фигуру Христа, пытался изобразить Его - и в это время Господь явился мне. Не на бумаге, конечно, но Он показался... Это невозможно объяснить. Господь показал мне, что Он здесь, рядом. И самое главное - что Он будет рядом. Мне вдруг стало ясно - к Кому идти и как идти.

А дальше все происходило через обстоятельства, через людей, через мои встречи. После 1990 года я встречал на Святой Земле множество русских - кто приезжал совсем, кто просто как паломник. Это было большое изменение в нашей обыденности, мы столкнулись с интересным миром, неожиданным для нас. Я собирался ехать на Афон и там принять Православие, но Господь мне показал: не так. И я купил теплые сапоги и билет в Москву...

- Вы хоть как-то представляли, что здесь будете делать? На дворе был 1994 год, когда в нашей стране вообще непонятно что творилось...

- Нет, абсолютно - как и что будет, я не знал. Не было документов, негде было жить, везде закрывались двери, и все говорили, что я человек ложный. Я видел, что люди просто боятся принять иностранца, - это был еще советский такой страх. В Патриархии, куда я обратился, тоже не знали, что со мной делать, и отправили в Псково-Печерский монастырь, к отцу Иоанну (Крестьянкину). Как-то туда добрался, это был праздник Сретения. Он принял меня в келье, мы просидели с ним часа два - и не чувствовали времени. Я все понимал, что он говорит, хотя русский знал очень плохо. Отец Иоанн несколько раз повторил, что моя судьба теперь в руках Святейшего Патриарха Алексия II. И велел ехать к нему на именины: «Пусть скажут, что это мой подарок». Благодаря этому я смог встретиться со Святейшим и вскоре был присоединен к Русской Православной Церкви. Причем служба специально проходила на французском языке, чтобы я участвовал в ней полностью сознательно. А потом сбылось одно обещание, которое только Промыслом Божиим могло сбыться. Я знал в Иерусалиме русского иеромонаха, отца Иеронима - не просто знал, а мы дружили. Объяснялись в основном руками - но это была дружба. Когда он узнал, что я покидаю католический монастырь, то сказал: «Мы еще будем с тобой жить вместе». Я сохранил в сердце его слова, хотя не понимал, как это может сбыться. И вот в Москве, когда у меня уже были бумаги, подтверждающие, что я православный, мы нечаянно встретились с отцом Иеронимом. Его молитвами Господь все устроил, и мы вместе были направлены в Чувашскую епархию. Так я оказался в распоряжении Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, с которым тоже познакомился еще на Святой Земле.

- Как известно, Вы начинали свое служение с обычной российской деревни. И столкнулись со всеми присущими ей «атрибутами» - бедностью, привычкой местных жителей к алкоголю, настороженным, а порой и прямо недоброжелательным отношением к приезжему священнику. Читала в одном из интервью, что даже спать Вам приходилось, положив рядом увесистую палку. Как Вы начинали в этих условиях приходскую жизнь?

- Улыбаясь. Я помню, как моя мама всегда сияла улыбкой - в любой ситуации. Даже если она кого-то ругает, потом все равно улыбнется. И это у меня осталось, эту улыбку она передала мне. Когда мы улыбаемся, я думаю, мы что-то другое открываем в человеке. Открываются глаза, а через глаза - душа.

- Но нужно ведь еще как-то организовать службу, нужны певчие... да всё нужно. Как Вы справлялись с этим? Депрессия не накатывала?

- Помню, я приехал в деревню в холодную погоду, шли дожди, меня привезли и кинули в какой-то сторожке, там было грязно, шумели крысы. Ночью шел этот дождь, крыша текла, постель была влажная... И я в ту ночь действительно очень плакал: «Господи, да чего же Ты от меня хочешь? Зачем мне сюда? Как хорошо было в Иерусалиме...». Но я знал, что через это надо проходить, потому что человеку, как железу, надо и огня, и холодной воды - иначе не будет твердости. Ну что, потерпел, поплакал, а день новый наступил - и началась новая жизнь. Открылась дверь, пришла русская бабушка, накрыла на стол, стала угощать завтраком, чаем. Это была бабушка Дуся, Евдокия Андреевна, которую я называю «моя русская бабушка», потому что эта женщина меня в те времена спасла своим отношением. Другие бабушки пришли сначала «посмотреть» - как в зоопарк. Но потом, посмотрев, стали приглашать в гости.

- И в дальнейшем руки уже не опускались?

- Да нет, почему... Бывали и бывают дни, когда ничего не идет, когда наступают болезни, когда не нравится ситуация вообще и чувствуешь себя без сил. Кто как, а я тогда начинаю петь. Вот это, особенно: «Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет...». И всё. Христос - моя сила. Это не мои силы, это Господь сейчас будет со мной что-то делать. И всегда кто-то придет помогать.

- Бывает так, что как никогда ждешь помощи, а видишь - чью-то стремительно удаляющуюся спину... И такая растерянность наступает... Не доводилось с этим сталкиваться?

- Помню один день, это было на Крещение. Было несколько служб подряд, практически без перерыва, и потом еще великое освящение воды. Наконец, возвращаюсь домой - а перед домом комиссия из «Энергосбыта», хотят проверять, какие у меня нарушения. Представляете, на Крещение, когда самый холод, - вот враги настоящие! В комнате у меня было электрическое отопление, которое используется в коровнике или для поросят, - какое-то бетонное, провода внутри, подключено, конечно, напрямую, мимо счетчика. В результате, несмотря ни на какие просьбы, они его отрезали, и я остался, как вы говорите, в растерянности. Померз немного, куда деваться? Ну что - вот есть печка, давай как-нибудь топить... Нашел березовые дрова. Потом прихожанка пришла, говорит: «Батюшка, подождите, сейчас я покажу, как это делается». Показала, и с тех пор я научился топить печку.

- Неужели не было мысли уехать куда-нибудь поближе к цивилизации? Уж Вам бы, думается, в этом пошли навстречу...

- Вот скажите: а почему Христос родился в Вифлееме, а не в Риме? Тогда найдете ответ. И знаете, мои представления о России, о русских святых - это изначально было что? Это было житие Серафима Саровского, который жил в лесу и всегда был в бедности. Это были книги об Оптинских старцах, которые тоже жили с народом, не в городе. Это образ Силуана Афонского, который тоже был человеком деревенским, простым. Это Нил Сорский и его сподвижники. Поэтому хорошо жить подальше, где можно проводить жизнь немножко тайную.

- Я не случайно обо всем этом спрашиваю. Молодые священники нередко воспринимают назначение в деревню как тяжкое наказание, всеми силами стремятся в город, унывают, «выгорают», не находя понимания и нормальных социальных условий. Тем более чудно слышать от человека, у которого шансов прижиться в российской действительности не было практически никаких, что подальше - не означает хуже...

- Знаете, я очень раньше удивлялся. Приезжали ко мне из деревень, то один человек, то другой, то третий: «Отец Василий, поедемте, надо срочно причастить, соборовать». «Как так, у вас же свой батюшка есть?..» А оказывалось, батюшки приезжают только на субботу и воскресенье и сразу, отслужив Литургию, уезжают. И мне приходилось всю неделю исполнять их обязанности. Когда священник не разделяет быта, жизни своих прихожан и живет в городе, что от этого будет? Конечно, может оказаться, что и вера у него сгорела, и всё у него сгорело. Потому что это не по примеру Христа. Христос ведь не создал общину, которая Его обслуживала, - Он Сам ее постоянно обслуживал, был в ней, учил и исцелял.

- Иногда «сгорают» и теряют интерес к церковной жизни как раз очень ответственные священники и миряне. Слишком много дел на себя взваливают, всех пытаются заменить - и просто выбиваются из сил.

- Это происходит потому, что такой человек привыкает смотреть - вперед, а надо смотреть - на Образ. Мы почему-то мало верим в то, что будем не только отдавать, но и принимать взамен. Если человек в это верит, он получает. Вдова дала только две лепты, но это было все, что она имела, все ее пропитание (см.: Мк. 12, 44), и Бог это увидел. Мы должны отдавать все, что мы имеем, до последнего дыхания, как она. И Господь вернет нам это сторицей. Или просто когда хочется отдохнуть, но Господь зовет, и ты идешь - и тогда Он может через тебя сотворить чудо, которое ты увидишь своими глазами.

- А из своей собственной жизни можете что-то подобное вспомнить?

- У нас был такой случай. Помимо приходского храма я ходил причащать людей в женскую колонию. И однажды узнал, что администрация там решила освобождать женщину - не потому, что закончился срок, а потому, что она умирала, и были бы лишние хлопоты... Меня стали просить: «Парализованная, есть уже не может, неделю-две проживет, возьмите куда-нибудь!». У нас был приходской дом, где когда-то размещалась психиатрическая больница, и тоже много страдали люди. И мы привезли туда эту женщину, ее звали Валентина, - окрестили, причастили, соборовали. Наши прихожанки ухаживали за ней, ночевали у ее кровати. Она умерла перед дверями больницы, на глазах у врача, когда мы просили о помощи и пытались ее донести 50 метров до отделения. И мы увидели вдруг ее светлое, необыкновенное лицо, оно всё улыбалось... Я был тогда потрясен: думали, что это преступница. А вот, смотрите - это ангел... После этого что-то изменилось в нашем приходе, мы стали меньше чувствовать усталости, проблем. Вот так, мы помогли ей, а она, представ перед Господом, помогла нам.

- У людей с сильной верой мне всегда хочется спросить: а как эта сила ощущается внутри? Есть ли, условно говоря, какой-то датчик, который ее измеряет: смогу ли я вот это ради Христа совершить или моей веры в данный момент не хватит?

- Я думаю, что такого измерения веры нет. Она является настолько, насколько она человеку нужна, и именно во время поступка. Зачем искать сложных измерений - вера есть шаг. Помните Авраама? Сказал ему Бог: пойди от земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе (Быт. 12, 1) - выйти из земли своей. И он пошел...

Журнал «Православие и современность» №25 (41)

Беседовала Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-06-25-00-03-28-ampermetr
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Игумен Василий (Паскье)
"Православие во Франции имеет большое влияние"
Интервью с игуменом Василием (Паскье), прозвучавшее в июне в радиопрограмме Сретенского монастыря "Церковь и мир"
07.07.2003
Все статьи Игумен Василий (Паскье)
Последние комментарии
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
17.05.2021 21:04
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
17.05.2021 20:50
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2021 20:20
Навальный – это только начало
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.05.2021 19:38
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 19:23
Протоиерей Стеняев vs Дворкин: кто прав?
Новый комментарий от Русский танкист
17.05.2021 18:54
Сколько ещё ждать Донбассу?
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 17:05