Следствием вот уже более 20 лет длящегося процесса либерального переформатирования России стал системный регресс всех частей национального организма. Не является исключением и сфера национального образования.
Первым этапом реформы образования был принципиальный отказ от её важнейшей задачи - воспитания. Это стало следствием принципиального разрыва захватившей власть либеральной хунты с национально-исторической идентичностью российского государства, что нашло своё отражение в новой конституции страны в виде положения об отсутствии государственной идеологии, и это до сих пор не позволяет сформулировать цели и задачи воспитания для национальной системы образования.
Следующим этапом реформы стала деисториизация национального сознания. Советскую историографию сменила либеральная, и в школу пришли учебники, написанные на иностранные гранты.
Результатом стала деформация исторической памяти, утрата единства национальной истории. Причём новым заказчикам был ненавистен как советский так и дореволюционный православный период истории России и единственным светлым пятном для них был краткий период между февралём и октябрём 17-го года. И в школе дети вместо гордости за свою великую страну и её великую историю, учились страны стыдится, а её историю проклинать.
Третий этап денационализации отечественного образования, внедрённый посредством новой формы итоговой аттестации, печально всем известной как ЕГЭ, заключался в том, что русскую литературу превратили из обязательного предмета в факультативный, выключив её из списка обязательных выпускных экзаменов. Таким образом прерывается традиционный механизм трансляции национальной культурной матрицы, посредством которого население превращается в народ, а народ в нацию, связанную общими целями и смыслами. Но троцкистской околовластной группировке, осуществляющей перманентную реформу национального образования, не нужен народ и не нужна консолидированная общими смыслами нация. Он предпочитает иметь дело не с народом, а с населением, и не с нацией, а с электоратом. Об этом вполне откровенно сказал бывший министр образования Фурсенко, заявив, что главным пороком советской школы было стремление воспитать человека творца и назвав главной задачей современного российского образования формирование квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создали другие. Именно поэтому вместо определения сферы образования как важнейшей функции государства оно было отнесено к сфере услуг.
Когда то Черчилль сказал о войне с Германией: мы воюем не с Гитлером, а с духом Шиллера - чтоб он никогда не возродился. То же могут сказать и современные реформаторы образования - они не борются с конкретным режимом, они борются с духом Пушкина и Сергия Радонежского. Ярчайшим доказательством этого является опубликованный недавно министерством образования, руководимым нынче бывшим заместителем Фурсенко Дмитрием Ливановым, скандальный список рекомендованной литературы для старшеклассников, в котором вместо «Медного Всадника» Пушкина и «Петербургских повестей» Гоголя, Лескова и Алексея Толстого предлагаются Улицкая, Пелевин и Эппель.
Сегодняшняя реформа является попыткой окончательного слома остатков национальной системы образования. Образование мирового уровня станет недоступным большинству населения страны. В целом не только не произойдёт повышения качества российского образования, а наоборот - нас ждёт очередной системный провал, деградация примет ускоренный и необратимый характер.
Вместо задач по воспитанию умных граждан ведущим принципом реформы становится бухгалтерский подход. Главной задачей реформы объявлена экономия бюджетных средств, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек образовательных учреждений. Следствием этого будет перекладывание издержек с госбюджета на родителей. Уже сейчас в новом законе об образовании родительская оплата за дошкольные детские учреждения повышена в три - четыре раза.
Авангардом образовательной реформы на протяжении последних трёх лет является московская система образования под руководством одного из главных идеологов этой реформы Исаака Калины, кстати, ещё одного бывшего заместителя господина Фурсенко. Мы имеем дело именно с тем самым случаем, когда даже не содержание реформы есть главная цель реформаторов, а важен сам непрерывный процесс реформирования, как инструмент разрушения реформируемого объекта. По сути, этот маниакальный реформизм является эвфемизмом давно знакомого нам слова перестройка, зловещий смысл которого мы уже давно усвоили.
Следствием такой реформы образования станет не только падение качества образования и резкое сокращение возможностей для большинства получить знания, но и перспектива необратимой культурной деградации российского общества в целом. Хорошее образование становится доступным только для богатых, происхождение капиталов которых по закону не прекращающейся эпохи первоначального накопления по преимуществу является криминальным. Это усугубляет имущественное и социальное расслоение российского общества и работает на обострение социальной напряженности, а, следовательно, снижает уровень не только внутренней, но и внешней безопасности общества.
Сегодня последним рубежом сопротивления перманентной революции в сфере национального образования, куда не дотянулись преступные руки реформаторов, остались учреждённые РПЦ Православные школы и гимназии.
Именно они сейчас являются единственными хранителями традиционной системы образования, задачей которой всегда было формирование человека творца, а не квалифицированного потребителя.
Очевидного именно из-за этого они подвергаются непрерывной дискриминации, наиболее последовательно осуществляемой в Москве. Эта дискриминация выражается в упорном нежелании руководства московского департамента образования обеспечить равное выделение бюджетных средств за реализацию государственного образовательного стандарта детям, обучающимся в православных общеобразовательных школах по сравнению с учащимися государственных школ. Хотя эти дети такие же граждане, как и остальные и имеют равные права на получение среднего образования.
На одном из совещаний один из заместителей Исаака Калины в ответ на попытку представителя православных школ объяснить важность для Русской Православной Церкви сохранить церковные школы доступными для малообеспеченных семей с предельным цинизмом посоветовал учить в своих школах не бедных, а богатых. Ни в одной демократической стране, на опыт которых у нас последние годы принято ссылаться, представить подобный ответ государственного чиновника невозможно, если только он не хочет на следующий день лишиться своего поста. И социальную направленность нашего государства, закреплённую в конституции, ещё никто не отменял.
Необходимость покончить с дискриминацией православных граждан, являющейся, по сути, налогом на вероисповедание, была заявлена Владимиром Путиным на февральской встрече со Святейшим Патриархом в Даниловом монастыре, а затем была им поддержана в национальной стратегии в защиту детства и в послании Федеральному собранию. Для того, чтобы раз и навсегда поставить заслон любым попыткам продолжать эту дискриминацию ряд депутатов Государственной Думы совместно с юридической службой московской патриархии разработали и предложили необходимые поправки к новому закону «Об образовании». Однако эти поправки по предложению господина Ливанова за неделю до второго чтения законопроекта были отклонены комитетом Госдумы по образованию и так и не вошли в новый закон.
В связи с этим мы поддерживаем позицию Сергея Миронова, который от имени своей фракции потребовал немедленной отставке Ливанова и призвал коллег «возвысить голос ради русской литературы, в защиту гуманитарного знания», а также заявил, что единственным выходом он видит официальное признание несостоятельности образовательной реформы и наказание ответственных за ее создание и воплощение в жизнь. А радикальным изменением только что принятого закона, наверное, уже должны заниматься и другой министр, и другие депутаты.
От имени всех православных граждан нашей страны мы требуем прекращения дискриминации учащихся православных общеобразовательных школ и срочного принятия соответствующих поправок к закону. И последний вопрос у нас к господину президенту: «Неужели мы, правда, живём в оккупированной стране, и Вашего ресурса уже не хватает на то, чтобы обеспечить на практике исполнения многократно Вами обещанного равенства?
Михаил Тишков, директор первой негосударственной школы России - Православной гимназии «Радонеж».
Выступление на Всероссийском Родительском съезде.