Алгебру гармонией

Интервью с Яниной Батищевой

0
288
Время на чтение 7 минут

Три разных таланта - научный, поэтический и религиозный - в одном человеке сочетаются крайне редко. Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института прикладной математики им.Келдыша и самобытный поэт

Янина Батищева - дочь советского философа Генриха Батищева, который в конце своего творческого пути пришел к православию и привел в Церковь немало людей своего круга. Сама Яна в Церкви с детства, что не помешало ей посвятить жизнь точным наукам и сделать серьезное открытие в этой области, а также стать известным человеком в московских и питерских поэтических кругах. Она редкий в наше время образец тонкого, умного, невероятно трудолюбивого и скромного интеллигента. Друзья и знакомые говорят, что само ее присутствие всегда вызывает в душе самые светлые чувства. И это несмотря на то, что уже несколько лет Яна борется с тяжелым онкологическим заболеванием, которое вместе с интеллектуальной одаренностью и душевной щедростью досталось ей в наследство от отца. Порталу Religare удалось поговорить с Яниной Батищевой о взаимоотношениях между религией, наукой и обществом, которые во все времена были непростыми


Янина Батищева

- Ваш отец, известный философ Генрих Батищев, еще в советское время, оспаривая марксистский тезис о классовой борьбе, писал: "Позиция борьбы - это позиция подчиненности и господства, человеческое же призвание - возвыситься до со-дружества и со-творчества с диалектикой универсума". Похоже, говоря о "со-дружестве и со-творчестве", он в какой-то мере попытался перевести понятие "церковность" на несовершенный язык философии? Ведь понятие "универсум" в советское время порой употреблялось и как эвфемизм Бога.

- Мне не очень повезло в том смысле, что почти все об отце и его взглядах я знаю или от третьих лиц или из его текстов. Если говорить о языке философии, мы ведь сами несовершенны, поэтому наш язык обречен на несовершенство. Однако он ведь оказался достаточно совершенен, чтобы иносказательно доносить до аудитории религиозные категории в советские годы, когда это было чревато серьезными последствиями. Процитированный Вами тезис мне кажется спорным. Но мне известно немало свидетельств о том, как через общение с отцом люди приходили в Церковь.

- Это были в основном люди его круга, представители научного сообщества?

- Да, насколько знаю.

- Владыка Антоний Сурожский в беседе "Пути Божии" говорил: чтобы увидеть красоту тварного мира, необходимы тишина и покой. При этом он ссылался на книгу математика Харди "Красота математики". Харди настаивает на том, что эта наука раскрывает нам покой и глубину. Что Вы думаете об этом?

- Я думаю о том, как много отнимает у человека погруженность в суету. "Непостижимая эффективность математики" (М. Клейн), проникновение в законы природы - все это действительно наводит на мысль, что красота науки и красота мироздания в каком-то смысле комплементарны друг другу. Видеть, ощущать эту красоту - счастливая способность человека. Это один из Божьих даров.

- В советское время, когда существовал культ науки, ее пытались поставить на место религии. А что пытаются поставить на это место сегодня?

- Тут я вряд ли готова быть экспертом, могу лишь судить о том, что наблюдаю вокруг себя. А наблюдать получается только то же самое, что наблюдалось с древности: "Их бог - чрево..." и далее по тексту. Несмотря на негативное отношение к религии в советский период, постсоветское общество, на мой взгляд, стало еще менее религиозным. И даже среди тех, кто относит себя к числу верующих, принимает участие в таинствах, немало тех, кто подходит к религии утилитарно. Целью нередко ставят не что-то выходящее за рамки обыденности, а житейский успех, удачу, здоровье.

- Понятно. Но сегодня к "чреву" добавилось еще кое-что. По выражению одного мирянина, "сегодня во главе угла не Бог, а блог"...

- Насчет блога, на мой взгляд, сказано для красного словца. Роль блогов все же преувеличена.

- Но мы живем в "информационном обществе", где все просчитано, исчислимо. И математику теперь принято считать не только языком мировой науки, но чуть ли не универсальным языком, на котором передается человеческий опыт вообще в "цифровую эпоху". Вы как математик с этим согласны?

- Суждение о математике как о языке характерно в основном для физики. Да, роль математики в естествознании трудно переоценить. Но по отношению ко всему человеческому опыту ее роль явно скромнее. Ведь все, что говорится языком математики, говорится языком формальных систем. И тут вступают в силу не только те ограничения, которые связаны со знаменитыми теоремами Гёделя. Да, все, что можно формализовать без потери содержания, вполне можно описать математически. Но возможно ли полностью формализовать человеческое мышление, опыт, отношения между людьми? У меня нет доказательств, однако мой вненаучный опыт склоняет меня к отрицательному ответу.

- Человеческое не сводимо к разуму? Душа не рациональна?

- Я верю, что в человеке есть нечто неформализуемое и, соответственно, недоступное математике.

- Почему взрывной рост науки произошел именно в христианской Европе? Тысяча лет богословских споров выработала привычку аналитического мышления? Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон ведь были верующими христианами...

- Хороший вопрос и отличная тема для диссертации по философии науки. Но простого и правильного ответа тут быть не может. Разные мнения на этот счет, с которыми я сталкивалась, были интересны, но до полной ясности в этом вопросе, мне кажется, далеко.

- Вот, например, математик Фримен Дайсон утверждал, что западная наука выросла из христианской цивилизации.

- То, что христианская цивилизация стала колыбелью в том числе и современной науки - это факт. Но верно и то, что научное мышление легко осваивают носители других культур и традиций, вовсе не христианских. Сегодня в одной исследовательской группе могут успешно сотрудничать люди, чьи религиозные взгляды сильно различаются.

- Что дает вера современному ученому?

- Если ученый является по-настоящему верующим, вера дает ему то же, что и верующему с другой профессией. Возможность осмыслять окружающую реальность и свой труд в свете отношений Бога и человека.

- А в плане научных достижений?

- Честно говоря, про какие-то непосредственные "бонусы" я ничего не знаю. Наверное, существует какое-то влияние на мотивацию в тех случаях, когда в научной деятельности встают вопросы, связанные с нравственным выбором... Но тут мы вновь попадаем под действие более общей закономерности - сказанное касается не только профессии исследователя, но и любой другой профессии.

- Переверну вопрос. А что может дать наука - религии?

- Она может помочь преодолеть некоторые искушения. Например, искушение довольствоваться ложными ответами, порожденными предрассудками, в частности, околонаучной мифологией и недостаточным пониманием возможностей науки.

- Тем не менее, в массовом сознании еще жив миф о Церкви как прибежище слабых, необразованных, "темных", замшелых носителей средневекового сознания? Почему?

- Массовое сознание вообще мифологично, в нем живет много разных противоречивых мифов, как в отношении науки, так и в отношении Церкви, и о рекомом Средневековье это сознание имеет самые смутные представления. Клише в отношении Церкви, о котором вы говорите, навязывалось людям довольно долго. И, мне кажется, оно все-таки оказалось намного менее живучим, чем могло бы быть. К сожалению, и в церковной среде все не настолько блестяще, чтобы стать ярким и очевидным опровержением озвученного мифа. Ну, а с другой стороны, прибежищем слабых в ином смысле, то есть не сильных мира сего, - Церковь ведь и должна быть, разве нет?

- Но уж очень часто нам напоминают о "конфликте мировоззрений", научного и христианского. Об этом говорят и атеисты от науки, взять хотя бы знаменитое "письмо академиков", и некоторые религиозные фундаменталисты. Хотя на Западе это явно отжившая тенденция.

- Следует заметить, что письмо академиков, как бы это вежливо сказать... явление отнюдь не равнозначное постановлению архиерейского собора. А вообще природа подобных конфликтов, по-моему, заключается в недостаточном понимании одного или обоих противопоставляемых предметов - веры и науки.

- Требуют ли сегодня вера и научный взгляд на мир некоего внутреннего примирения в человеке?

- Например?

- Например, я встречала священников, которыеутверждали, что тепловая смерть вселенной, неизбежная согласно Второму закону термодинамики, и библейский Апокалипсис - говорят об одном и том же с разных сторон. Также акт Творения иногда соотносят с научной концепцией Большого Взрыва.

- По-моему, вот такие "установленные" параллели и плодят впоследствии "противоречия" между науки и религией. К тому же смею вас заверить, что неизбежность тепловой смерти Вселенной сильно преувеличена.

- Вы не только математик, но и замечательный поэт. У Вас вышло несколько сборников удивительных, пронзительных стихов. Поверяет ли алгебра гармонию? Помогает ли математик поэту и как?

- Честно говоря, не знаю. Возможно, математика помогает лучше чувствовать красоту форм...

Что бы не говорили, сколько бы не наврали,

В частности, что всё развивается по спирали,

Теперь над нами - тучи, или, скорее, это -

Извержение новой, ранее невиданной Этны?

Её незаметно, мало-помалу вскормили

Кушаньем замешанным на крови и пыли -

Странным подобием человечьего хлеба.

И что-то оборвалась, и не шарик улетел в небо.

А ведь рассчитывали - все не настолько тонко!..

Горе матери, потерявшей ребёнка,

Горе человека, утратившего всё, что имел он,

Горе города, перемешанного с пеплом,

Горе ребёнка, который не увидит солнца, -

Чем утешишь, или, думаешь, не придётся?

http://www.religare.ru/2_99451.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Галанинская
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Все статьи Светлана Галанинская
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.06.2024 21:46
Владимир Соловьёв: так выглядит моя дача
Новый комментарий от Вадим Винер
12.06.2024 19:38
Два взгляда на православных священников
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 17:28
Прекрасное далеко
Новый комментарий от Советский недобиток
12.06.2024 16:57
Герман Греф – Паниковский или Балаганов?
Новый комментарий от Русский танкист
12.06.2024 15:32
Россия и Грузия: основы новой перезагрузки
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 14:30
«Культ старцев» привел к крайнему искажению пастырства
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.06.2024 13:33