Полоцк как символ белорусско-российского единства (I)

post thumbnail

В нынешнем году древнему Полоцку исполнилось 1150 лет. Это особенная дата не только для Полоцка и Белоруссии, но и для России, также отмечающей своё 1150-летие. Наша история начинается от единых корней, с первого упоминания Полоцка и многих других русских городов в 862 году в древнерусской «Повести временных лет». Общей колыбелью современных Белоруссии, России и Украины была Киевская Русь, свидетелями чего являются и поныне радующие своим величием три Софийских собора - в Киеве, Великом Новгороде и Полоцке.

Древний Полоцк был основан на берегу притока Западной Двины - реки Полоты кривичами. Это русское племя также населяло тверские, смоленские и псковские земли. Великая княгиня Киевская Ольга, первая женщина-правительница Руси (королева ругов-русов, как ее называли западные хроники), основавшая в 974 году (по другим данным - в 947 году) Витебск, была родом из кривичской Псковской земли.

В конце Х века полоцкий князь-варяг Рогволод правил, по сути, самовластно, а подчинение Полоцка Киеву и великому князю была весьма условным. Полоцкая земля в то время была довольно обширной, она включала в себя не только область кривичей-полочан, но и часть земель славян-дреговичей, а также финских и литовских племён, простираясь от Западной Двины до Нёмана, Свислочи и Березины.

У Рогволода была красавица-дочь Рогнеда. Чтобы заручиться поддержкой Полоцка в борьбе за великокняжеский престол, Ярополк Киевский и Владимир Новгородский стали свататься к Рогнеде. Выбор пал на Ярополка. Владимир был глубоко уязвлён, взял штурмом Полоцк, во время которого были убиты Рогволод и братья Рогнеды. После убийства Ярополка Владимир стал великим князем Киевским, правителем всей Руси. В 988 году он принял христианство и обвенчался в Корсуне с византийской царевной Анной. На обратном пути на Русь он послал сказать своей первой жене Рогнеде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе мужа из моих бояр». На что Рогнеда гордо ответила: «Княгиней родилась, ею была, ею и останусь!» Так завершился этот полный трагизма и страстей брак двух неординарных людей, имена которых навсегда остались в нашей истории.

В 989 году Полоцким князем стал Изяслав. Город при Изяславе был заново отстроен. Здесь работали многочисленные ремесленники, развивалась торговля. После принятия Владимиром христианства в 988 году на Руси стали строится православные храмы. Предположительно при Изяславе и в Полоцке появилась первая православная церковь. В 992 году в Полоцкой земле была образована православная епархия, и появился свой епископ.

XI столетие было веком наивысшего могущества Полоцкого княжества. Успехи в жизни полочан этого периода напрямую связаны с деятельностью знаменитого полоцкого князя Всеслава, позднее прозванного Чародеем. На месте сгоревшего деревянного православного храма был заложен, а затем построен Софийский собор. Стены храма издали играли на солнце, придавая храму красивый бело-красно-розовый цвет.

При Всеславе Чародее и при его непосредственном участии произошла битва на Немиге, вошедшая в историю как одна из крупнейших и наиболее кровавых междоусобных битв на Руси. Полоцкие рати сошлись с киевскими в 1067 году возле Минска. Сражение было ожесточённым, и с обеих сторон пало много русских воинов: «На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. У Немиги кровавые берега не добром были засеяны - засеяны костьми русских сынов» («Слове о полку Игореве»). Чародей был разбит, а вскоре и захвачен в плен, перевезён в Киев и посажен в глухой поруб.

Но киевляне, помнившие о победах Чародея над кочевниками-торками, после поражения киевских дружин от половцев подняли восстание и провозгласили Всеслава Полоцкого великим князем. Такое неожиданное появление Всеслава на киевском престоле, когда он в одночасье смог освободиться из поруба и занять великокняжеский стол, привело всех современников в чрезвычайное изумление. Это казалось настолько необычным, что в те времена не нашлось иного объяснения, кроме того, что здесь не обошлось без волшебства и что Всеслав был чародеем, которого не может удержать ни одна темница. Называет Всеслава колдуном и оборотнем и «Слово о полку Игореве»: «Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался. Ему в Полоцке звонили заутреню рано у святой Софии в колокола, а он звон тот в Киеве слышал». Всеслав вскоре тайно покинул Киев и вернулся в родной Полоцк.

Его знаменитой внучке - Евфросинье Полоцкой суждено было войти в историю русского православия. Далеко за пределами Белоруссии хорошо известен Свято-Евфросиньевский монастырь - одна из настоящих жемчужин православной архитектуры. Обитель основана Евфросиньей. В юности она (тогда её звали Предслава) была красива, многие князья хотели взять в жёны внучку самого Всеслава Чародея, увеличить свои богатства и могущество. Но сама Предслава выбрала иную судьбу и была пострижена в монахини.

По преданию однажды к Евфросинии в келью явился ангел и поведал монахине, что она должна покинуть Софийский собор и поселиться в Сельце на берегу Полоты неподалёку от Полоцка и основать там свой женский монастырь. Здесь по почину Евфросинии в 1161 году был построен Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский) храм. Его пропорции и форма оказали большое влияние на православное храмовое строительство в других городах Руси - Смоленске, Новгороде, Рязани, Пскове. Основной характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь здания.

В монастырях, основанных Евфросинией, были созданы иконописные мастерские, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых известных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша, который и создал в 1161 году специально для Спасо-Преображенской церкви знаменитый напрестольный Евфросиньевский крест, который стал настоящей общеправославной святыней. Во время Великой Отечественной войны крест Богши бесследно пропал. В 1992 году было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым был изготовлен точно такой же крест, который был освящён в Свято-Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место в Спасо-Евфросиньевский монастырь.

В 1167 году на исходе жизни при большом скоплении народа Ефросинья объявила, что отправляется в Иерусалим. Многие плакали, словно чувствовали, что больше уже не увидят игуменью. Обоз с паломниками двигался медленно. Князья и другие властители земель, по которым проходила Евфросинья, принимали её с большими почестями. Повстречалась игуменья и с самим императором Византии Мануилом Комнином. Император, несмотря на войну с венграми, принял Евфросинью с почётом и помог добраться до Царьграда, где она и её спутники посетили Софийский собор. Достигнув Иерусалима и посетив святые места, Евфросиния умерла.

А Полоцк продолжал расти вширь и развиваться. При сильной княжеской власти здесь было очень влиятельным вече, что роднит его с Новгородом. Вече - это традиционная для Руси форма прямого народоправства, уходящая своими корнями в глубокую славянскую древность. В вече могли принимать участие все «полоцкие мужи», то есть главы всех семейств, и в этом случае их решения носили всеобщий характер. Законодательная власть в Полоцкой земле принадлежала вече, которое приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядников (чиновников), одобряло объявление войны или мира. В середине XII века полоцкое вече неоднократно призывало и изгоняло князей.

У полочан высоко ценилось чувство собственного достоинства. Об этом говорят подписи, использованные жителями в тех или иных документах: «мужи полочане», «добрые люди полочане». Подобное явление было характерно не только для Полоцка, но и для всех русских земель доордынского периода. Это была настоящая вольная Русь, память о которой до сих пор хранится в недрах общерусского сознания, опровергая навязываемый нам недругами миф о рабской покорности и самоуничижении русского человека.

В XIII веке на той части Руси, что была не затронута монголо-татарским нашествием, всё чаще появляются литовские князья со своими сильными дружинами. Боярство так и не смогло построить устойчивую систему власти и полностью заменить республикой княжеское правление. Чтобы противостоять захватчикам и обеспечить свою власть над горожанами, оно стремилось через вечевые сходы заключать более тесные договоры с литовскими князьями - так постепенно Полоцк стал частью Великого княжества Литовского и Русского.

В 1377 году великим князем Литовским становится Ягайло. Андрей, который был старшим сыном Ольгерда и имел все права на великокняжеский престол, выступает против Ягайлы, но, не имея достаточных для борьбы сил, на следующий год уезжает в Псков, где некоторое время княжит, затем перебирается в Москву. Там развёртываются поистине драматические события - Северо-Восточная Русь стремится избавиться от ига Золотой орды. Андрей Полоцкий не остаётся в стороне и становится ближайшим сподвижником великого князя Московского Дмитрия Ивановича, участвуя вначале в 1378 году в сражении на реке Воже, а затем и в знаменитой Куликовской битве. Куликово поле и в целом эпоха Куликовской битвы стали тем рубежом в русской истории, когда первенство в борьбе за духовное и культурное наследие Киевской Руси, за собирание древнерусских земель начало переходить от Великого княжества Литовского и Русского к Великому княжеству Московскому. Москва становилась новым общерусским центром. Именно поэтому Андрей Полоцкий осознанно встал на Куликовом поле под стяги великого князя Московского.

Некоторое время он жил спокойно, а само Полоцкое княжество было практически независимым, хоть формально и входило в состав Великого княжества Литовского и Русского. Но в события вмешалась Польша. В 1385 году великий князь Литвы и Руси Ягайло с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». На этот шаг он вынужден было пойти в связи с ослаблением государства после многолетней гражданской войны. Это вызвало резкое возражение Андрея Полоцкого, и он решился на открытую борьбу. В 1386 году Андрей, опираясь на союз с Ливонским орденом и поддержку смоленского князя Святослава Ивановича, одержал ряд побед, но потом крестоносцы перешли на сторону его врагов, и Андрей попал в плен. После освобождения из неволи Андрей Полоцкий погиб в тяжёлой битве с татарами на реке Ворскле в 1399 году.

В 1413 году в Городло (замке на Западном Буге) прошел съезд феодалов Польши и Великого княжества Литовского. Последнее было представлено католиками. Согласно Городельской унии, шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. С Городельского сейма в Великом княжестве Литовском и Русском постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. Это ещё больше усугубило противоречия между двумя составляющими Великого княжества Литовского и Русского - нового литовского католичества и традиционного православия.

В 1430 году после смерти Витовта новым великим князем был избран Свидригайло. Он был противником унии с Польшей и считал, что его православные подданные и католики должны иметь равные права. Но главное, что сделал Свидригайло, - он разорвал унию с Польшей. В Полоцке собрались на съезд православные князья и посадили Свидригайло «на великое княжение Русское». Помимо Полоцка в Великое княжество Русское вошли Витебская, Смоленская, Киевская, Северская земли, Волынь и Восточное Подолье. Таким образом, речь шла о восстановлении с центром в Полоцке самостоятельной русской государственности на той части древнерусских земель, которые в свое время оказались под властью Литвы.

Но надеждам на свободу не суждено было сбыться. 1 сентября 1435 года у замка Вилькомир Свидригайло и его союзники - ливонский магистр Франк Керскорф и литовско-русский князь Жигимонд Корибутович были разбиты. В сражении погиб цвет русской воинской силы Литвы - больше десятка русских князей, 42 князя попали в плен. Сам великий князь Свидригайло с малой дружиной сумел пробиться из окружения и уйти в Полоцк.

Это было жестокое поражение, по своим тягчайшим последствиям сродни трагической битве на Калке. После катастрофы под Вилькомиром военно-дружинные силы Великого княжества Русского оказались сильно подорванными. Фактически Полоцкая земля утратила какую-либо надежду восстановить свою самостоятельность. Начался длительный период польско-литовского господства, сопровождавшийся настоящим антиправославным террором, казнями, мучениями и гонениями, в первую очередь княжеских и боярских семей.

Последней попыткой русской знати Литвы добиться независимости военным путём было восстание в 1508 году князя Михаила Глинского. Тогда вооружённое выступление князей Глинских охватило районы Мозыря, Турова, Киева и Житомира и преследовало целью восстановление восточнославянской государственности в виде Великого княжества Русского с центром на этот раз уже в Киеве. Восстание потерпело неудачу. Глинские уехали в Москву. Так завершился княжеский этап освободительной борьбы на землях нынешней Белоруссии.

(окончание следует)

______________

Фото - http://www.kriptoistoria.com/forum/index.php?pp=5jvf44899lsp7op0w5lc&f=1&vt=list&tst=all&m=12874

http://rusedin.ru/2012/11/21/polock-kak-simvol-belorussko-rossijskogo-edinstva-i/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Золотницкий:
Все статьи автора
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Коротков А. В.
31.03.2019
Новый Чернобыль?
Новый комментарий от электрик
31.03.2019
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
Новый комментарий от Яков Яковлевич
31.03.2019
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019