В ноябре Якутия отметит одну знаковую дату, которая сопровождает сразу два исторических события: 380 лет назад республика вошла в состав российского государства, и ровно столько же минуло с тех пор, как в эти края впервые пришло православие. Местные народы познакомили с ним священнослужители, которые направлялись в новые земли вслед за первопроходцами-казаками.
О том, каким оказался 380-летний год православия в Якутии, "Интерфакс-Религия" рассказал епископ Якутский и Ленский Роман.
- Владыка, если вспомнить, в каком виде пребывала Якутская и Ленская
епархия в момент своего возрождения - в 1993 году, то нетрудно
предположить, что вашим предшественникам и вам многое тоже приходится
начинать с нуля - примерно так же, как и первым священникам в Якутии 380
лет назад. Как бы вы сегодня оценили ситуацию в регионе?
- Мне думается, что возобновлять здесь православную жизнь было делом все
же куда более трудным и для митрополита Германа, и для приснопамятного
епископа Зосимы, потому что каток атеистической борьбы прошелся
серьезный. Ведь больше трех поколений пережили не просто безбожную
идеологию, а идеологию воинствующего атеизма, когда за один лишь крестик
на груди могли отправить в ГУЛАГ или даже расстрелять. И этот испуг,
воспоминание о пережитом страхе у людей старшего поколения сидит
достаточно глубоко.
Но ситуация все же меняется. Об этом говорит, в частности, и тот факт,
что юбилейные торжества, связанные с 380-летием православия в Якутии и
вхождения Якутии в состав России, планируется провести на очень высоком
уровне. Мы готовимся к проведению 24 ноября научно-практической
конференции "Миссия Русской православной церкви в Сибири и Америке (к
215-летию со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и
Коломенского, апостола Америки и Сибири (1797-1879)". Она пройдет в
Московской духовной академии, и участие в ней примут члены делегации
Якутии. А 25 ноября Святейший патриарх Кирилл возглавит Божественную
литургию в храме Христа Спасителя, где будут участвовать певческие
коллективы Якутии и прозвучат песнопения на якутском языке. 29 ноября
богослужение на языке саха состоится и в Казанском соборе
Санкт-Петербурга.
Кроме того, представители якутской интеллигенции обратились ко мне с
предложением расширить географию празднеств. Помимо столицы, дни Якутии
пройдут еще в Курске, где епархию возглавляет митрополит Курский и
Рыльский Герман, первый архиерей возрожденной Якутской епархии, а 17-18
ноября - в Пятигорске. Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
побывал в Якутии уже дважды за один только год. Совместно мы осуществили
новый проект: воспитанники православной гимназии Якутска летом смогли
отдохнуть в санатории Кавказских Минеральных вод.
Мы хотим, чтобы в этот памятный, благословенный год 380-летия
православия в Якутии с нами помолилось бы как можно больше людей, чтобы
они помолились за нас, вместе с нами, на нашем языке...
- То есть, якутском?
- Да. К слову, богослужения на якутском у нас стали уже регулярными.
Первая литургия в воскресенье традиционно идет на языке саха. Перевод на
якутский язык главного богослужения - Божественной литургии - одно из
главных достижений этого года. Все это время он обкатывался, устранялись
некоторые замечания. Мы считаем принципиально важным то, что в
Сунтарах, Нюрбе, Верхневилюйске и других райцентрах, где живут
преимущественно якуты, литургия теперь совершается на родном для них
языке.
Мы хотим, чтобы богослужения на якутском обязательно совершались в
якутских районах так же, как это было при святителе Иннокентии, чтобы
они стали обычным делом. Но для этого нужно подготовить священников,
которые бы свободно владели языком.
- Владыка, насколько все-таки православие стало родной религией для местного населения?
- Те, кто принимает его всей душой, обычно не входит в противоречия и с
какими-то народными традициями. А у тех, кто смотрит на него на
расстоянии, порой возникают вопросы.
Стратегия епархиальной жизни здесь заключается как раз в серьезном
акценте на работе с коренным населением. Для того, чтобы якуты снова
вернулись в православие, начали открываться приходы и в якутоязычных
районах, нужны священники-якуты. Это один из принципиальных вопросов. Не
скрою, процесс идет сложно. Мы ищем достойные кандидатуры, воспитываем,
молимся о том, чтобы Господь открыл их сердца...
- Якуты охотно идут в священнослужители?
- За последний год появилось два новых якутских священника: это отец
Михаил Иннокентьев в селе Верхневилюйск и отец Александр Борисов,
студент Якутской духовной семинарии. Тех, кто готов посвятить свою жизнь
этой миссии - если понимать священника как духовного героя - не может
быть много в принципе.
- Много ли священников еще не хватает?
- Много. Тем более что в 2012 году мы открыли четыре новых прихода:
второй в городе Мирный, в поселке Алмазный Мирнинского района, в
райцентре Усть-Майя, монастырский храм в Якутске.
Количество потенциальных кандидатов в священнослужители зависит от
уровня стойкости и жизнедеятельности прихода. Наши же только-только
начали развиваться и крепнуть. Думаю, что при таком планомерном
развитии, как сейчас, рано или поздно кандидатов в священники станет
больше. Пока их немного, но это не повод для отчаяния или уныния.
- В июне исполнился год, как вы стали правящим архиереем Якутской и
Ленской епархии. Тяжело ею управлять, если учесть, что территория
республики как пять Франций?
- Ставил себе задачу объехать за год все улусы, но пока не успеваю -
все-таки более трех миллионов квадратных километров. Хотя большую часть
районов уже посетил - 27 из 33-х. Да и потом, наверное, важнее все-таки
не количество визитов, а их качество. Что касается управления, то
руководить, как известно, не руками водить, а водить за руку. Надо вести
людей, а для этого идти вперед самому. Тогда тебе начнут подражать. Вот
это, наверное, сложно: трудно быть первым, то есть ведущим, всегда, но
расслабляться нельзя.
- Какие из проектов, заявленных епархией этой зимой, вы считаете особенно значимыми?
- В епархии появились новые храмы. Среди них - храм древнего Спасского
мужского монастыря в Якутске. Его возрождение мы начали прошлой осенью, и
благодаря поддержке благотворителей всего за год сумели отстроить
первый объект - монастырскую церковь, которая уже освящена. Дай Бог,
чтобы и дальше все продолжалось так же стремительно.
Обязательно продолжим тесное сотрудничество со СМИ. Осенью прошлого года
мы учредили премию "Вера и слово" в память известного в республике
журналиста Олега Емельянова. Буквально через несколько дней комиссия
подведет итоги и назовет имена новых лауреатов, которые, как нам
кажется, очень достойно освещали духовную жизнь в Якутии.
Еще один важный проект - Координационный добровольческий центр,
созданный при епархии. Его задача - скоординировать и централизовать всю
социальную, благотворительную работу, которая уже ведется на приходах.
Это нужно, чтобы помощь сиротам, старикам, заключенным, малоимущим
семьям стала более системной, не замыкаясь в одиночных акциях. Надеюсь,
что поможет этому и информационный портал, который должен заработать к
концу года.
Как и прежде, будем поддерживать кадетов. В прошлом году епархия
учредила премию имени Александра Невского. Летом двое учащихся смогли
съездить в паломническую поездку в Петербург. Побывали там, где хранятся
мощи святого князя Александра Невского.
В декабре состоятся республиканские Рождественские образовательные
чтения. Тогда же ждем хор подворья Валаамского монастыря с концертами
духовной музыки.
- Как у епархии складываются взаимоотношения с местной властью?
- Какие-то вопросы бывает тяжеловато решить, какие-то, напротив, легко.
Наверное, так и должно быть. Главное, что нет глухой стены. Есть
соработничество, может быть и не такое активное, но оно сложилось как с
городскими властями, так и с республиканскими.
- Осенью 2011 года духовное училище в Якутске получило статус семинарии. Как прошел новый набор?
- Он небольшой: пять человек на очное отделение, пятеро учатся
экстерном, совмещая служение и светскую работу. Но к нашей радости,
четыре выпускника столичной академии были направлены к нам преподавать и
упрочили профессорско-преподавательскую корпорацию духовного вуза.
Семинария развивается. Есть стойкое расписание, на достаточно высоком
уровне, как мы думаем.
В семинарии проходят свои конференции. На октябрь запланирована
студенческая Свято-Иннокентиевская конференция, на которую мы по
традиции пригласим студентов светских вузов и православную молодежь
Якутии. Эти чтения будут посвящены не только памяти святителя
Иннокентия, служившего в Якутии и много сделавшего для нее, но и
осмыслению значимости Церкви в жизни молодых.
Радует и то, что два первых выпускника семинарии, священники, поступили в
Санкт-Петербургскую духовную академию. Один уже служит в поселке Нижний
Куранах Алданского района, второй после хиротонии проходит
ставленническую стажировку в градоякутском кафедральном Преображенском
соборе, после чего тоже будет направлен на приход. И для нас это тоже
еще одна маленькая победа, говорящая о жизнеспособности нашего духовного
вуза.
- Как в республике идет внедрение нового школьного предмета - "Основы православной культуры"?
- В 2012 году мы осуществили два важных издательских проекта: перевели
на якутский язык учебник "Основы православной культуры" и последование
Божественной литургии. Что касается школьного курса, то, конечно,
некоторая настороженность у родителей к предмету есть. Она обусловлена
самыми разными причинами, характерными не только для Якутии. И тем не
менее 15% школьников четвертых классов у нас выбрали "Основы
православной культуры". Это хорошая цифра.
Готовя для них учебник, мы приобрели лицензию у издательства
"Просвещение", издательско-переводческой группой во главе с Саломией
Леонтьевой перевели учебник на якутский язык и издали. Его электронная
версия уже передана министерству образования республики. А ту тысячу
экземпляров, которую издали сами, бесплатно отдаем в школы, где изучают
предмет. Мы готовы предоставить это пособие всем учебным заведениям, чьи
дети выбрали этот курс.
- Включили ли его в свою программу национальные школы?
- Да. Национальная гимназия Якутска за комплектами учебников обратилась
одной из первых. Мы надеемся, что к концу курса дети будут знать
православную и культурную традицию своих предков, с которой связано
становление нашего государства. Скептикам я всегда говорю: это не Закон
Божий. Никто не ставит задачу сделать ребенка верующим. Это
культурологический курс, который дает базовые знания православной
культуры, важные для любого человека, если он считает себя россиянином,
патриотом и живет в России.
- Владыка, чему вас научил первый год архиерейства?
- Хороший вопрос. Он открыл мне Якутию и помог лучше понять психологию
северян. Признаюсь, первое время проповедовать было сложно. Дело в том,
что северные люди отличаются как внешним спокойствием, так и
спокойствием в действиях, что легко принять за безразличие и равнодушие.
Потребовалось время понять, что это не так, что кажущаяся отчужденность -
особый, северный тип характера, а за внешней неэмоциональностью
скрываются живой интерес и активный духовный поиск, которые делают
верующих людей похожими, независимо от того, где они живут.