Говорят, бутерброд соседа всегда вкуснее. И только потому, что он - не твой. Во время поездки в Грузию я постоянно старался это объяснять самому себе, но с каждым днём это получалось всё труднее.
Первое сильное впечатление - от группы взрослых людей в Троицком кафедральном соборе Тбилиси, оживлённо обсуждавших проблему понимания любви в христианском богословии. Человек сорок, разного возраста, от двадцати лет до почти стариков - обсуждали с батюшкой вопрос: надо ли учить любви, или же она есть исключительно дар? Поводом послужила книга Эриха Фромма «Искусство любви». В чем же интрига, спросит читатель? Да в том, что этот огромный помпезный собор, с бесконечным множеством приделов, помещений, лестничных маршей, этажей, этим подчёркнутым благолепием, весь в камне и золоте, с дорогими иконами - вдруг разом ожил, перестал быть заповедником православия и музеем благочестивых преданий седой старины. Если здесь люди о таких вопросах и так горячо спорят - значит, у них еще не атрофировался интеллектуальный мускул, значит, им, пользуясь терминологией Розанова, "надо". Причем таких групп в храме мы встретили две, примерно одинаковых по численности. Занятно, что вторая на занятиях вообще сидела без освещения, в полумраке, что придавало еще большую интимность и теплоту.

Но всё это оказалось лишь прелюдией к тому, что мы увидели в Тбилисской духовной академии. В конце концов, ну и что такого в том, что у них огромное здание, где вскоре будет располагаться академия, за полгода поднятое из руин - полностью за счет 


Вот чего сегодня катастрофически не хватает - искреннего интереса к человеку. И это не продавить никаким распоряжением. Этому надо целенаправленно учить - чтобы получить как дар - и благословение - и крест. Учить прежде всего в семинариях, где сама обстановка должна буквально на всех углах кричать: Вы нужны нам! Мы вас ищем! Мы бьемся с вами и об вас, чтобы хотя бы немного разогреть подостывшее сердце, отягощенное земными попечениями, замороченное дурманом мира сего. Только когда семинарии станут такими живыми, заразительно живыми организмами - можно надеяться и на качественное улучшение общего климата на приходах и в целом в Церкви. Все иные попытки обречены превращаться в фарс и лишь мешать вызреванию этого очень сокровенного, интимного процесса очеловечивания Церкви - по образу Истинного Человека и Бога - Спасителя Христа.

Очевидно, что у грузинского богословия, да и в целом у духовного образования, есть будущее. За них можно только порадоваться. Потому что Грузинской Церкви это надо. У них ректор Академии - главный после Патриарха человек в Церкви. Потому что в его руках - будущее Церкви. И для них - это не красивые слова за рюмкой вина, а ежедневный, кропотливый, муторный труд всей Церкви. Она на самом деле просто хочет быть лучше. Ближе ко Христу и Его народу. И активно работает над этим. Молитвой и трудом. За полгода поднять из руин огромное здание Академии. Две с половиной тысячи студентов. Конкурс в семинарию, как у нас - в МГУ. Полностью государственное финансирование и признание - без вмешательства во внутренние дела духовного образования. Для нас - чужая и невероятная сказка. Для них - трудовые будни. Подкрепи их, Господи! И нам помоги...
PS. Кстати, «Алавέрди», как нам объяснили в одноименном монастыре, означает «Бог дал». Хороший ответ на вопрос: откуда всё это?...
http://www.bogoslov.ru/text/2610420.html



