«Точка отчаяния» пройдена?

0
670
Время на чтение 8 минут
Валентин Сорокин со слушателями ВЛК у памятника Есенину

Высшие литературные курсы - «намоленное» место для писателей. Здесь учились Виктор Астафьев, Иван Акулов, Петр Проскурин, Олесь Гончар, Чингиз Айтматов, Алим Кешоков, Анатолий Жигулин, Владимир Санги и многие-многие другие прославленные литераторы. Слушателем ВЛК был и поэт Валентин Сорокин, автор многих книг, лауреат Государственной премии России. Теперь он  руководитель курсов, проректор Литературного института им. А.М. Горького (после перестройки ВЛК вошли в состав института).

Наша встреча состоялась по знакомому адресу - Тверской бульвар, 25. Здесь, в старинном флигеле, чуть поодаль от прославленного Дома Герцена, и находится «родина ВЛК».

 - Валентин Васильевич, вы много лет ведёте знаменитые писательские курсы. Что вы можете сказать о современном состоянии нашей словесности на примере своих слушателей? Какую характеристику сегодняшнему литературному образованию вы можете дать?

- Это вопрос сложный, и я бы даже сказал, национально-государственный. Сам я принадлежу к поколению рождённых перед войной. К седьмому-восьмому классу, не говоря уже о выпуске из средней школы, мы знали всех действующих поэтов. Единственное, что, конечно, было очень обидно, от нас скрывали расстрелянных поэтов - Павла Васильева, Бориса Корнилова, Николая Клюева, репрессированного Бориса Ручьёва и других. И всё же молодые люди, тянувшиеся к стихам, знали Владимира Луговского и Дмитрия Кедрина, песни Павла Шубина и Михаила Исаковского, поэмы Александра Твардовского и Василия Фёдорова.

Теперь к нам на ВЛК приходят учиться ребята, для которых имена русских поэтов и их стихи - открытие. Они им просто не известны. Дело, конечно, не в эрудиции, а в том, что творчество этих поэтов не влияет на них. Но ведь молодые люди идут в литературу, они должны работать со словом, слышать голос вдохновения!.. Они должны разговаривать с дождём, с ливнем, с грозой с позиции поэта, с просторов поэта, с высоты поэта, с холма поэта! Понимаете?! Они должны плакать слезами поэта, радоваться счастьем поэта. А когда будущие писатели не знакомы с национальным чувством и с национальной литературой с младших классов, им очень тяжело потом постигнуть эту стихию.

На ВЛК приходят уже сложившиеся люди. Как правило, это дипломированные специалисты - врачи, инженеры, программисты. И у многих из них нет тяги к национальной песне, к танцу, к музыке. А как можно стать поэтом без поговорки,  пословицы, без сказки, без частушки?! Без истории красоты, истории культуры?!

Первые полгода учёбы эта беда незнания нашего национального богатства очень заметна. Хотя ребята приходят в основном хорошие, часто талантливые, очень честные. Душа же их не в банкиры позвала, а в литераторы! Поэзия их позвала, звёздный мир - мир Блока, Есенина, Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета. Представьте, вот человек вышел за околицу, он видит: трава, цветы, черемуха цветёт, берёза качается, соловей поёт, ворона сидит глазастая, мудрая, наблюдает, как жизнь идет и кто за ней наблюдает. И вот этого многоцветья и многочувствования мира я у многих ребят не вижу, они духовно обворованы.

Но вот проходит полгода, год, многие стараются наверстать упущенное, они читают, думают, переживают, сами пишут. И время не стоит на месте, оно же не камень или скала. И на втором году обучения они как бы распахиваются внутренне, многое меняется в их мировосприятии и творчестве.

Без того, о чем я говорю, невозможно сформировать свой взгляд на поэзию, невозможно постигнуть отношения со словом. У талантливого поэта каждое сильное стихотворение даже внешнюю форму имеет. Прочитай его, и оно похоже на цаплю, которая вышла на берег Волги и стоит, любуясь простором. И ни один рыбак или капитан мимо неё не проедет, чтобы не заглядеться. И стихотворение - это летящее состояние твоей души, наблюдающей за миром.

Всё это отобрано у нашей молодёжи. Я недавно прочитал одну из хрестоматий поэтических для средней школы по ХХ веку. Там нет Твардовского, Василия Фёдорова, Людмилы Татьяничевой и многих, многих других.

- Мне кажется, это наша общая беда - мы перестали прислушиваться к слову, оно потеряло для нас ценность и первоначальный смысл. И красота слова - тоже.

- Между правдой житейской и красотой выражения - огромное расстояние. Есенин говорит:

 Руки милой - пара лебедей -

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

 Разве это уступит молитве? Разве уступит это храмовому голосу колокола? Разве уступит это вздоху общему в храме, где сотни людей молятся?! А, допустим, я вам говорю: «На озаренный потолок / Ложились тени, / Скрещенья рук, скрещенья ног, / Судьбы скрещенья». Это, значит, к вам гражданский муж пришёл, друг по какому-то половому мгновенному мероприятию.

Мы же обязаны понимать разницу между двумя выражениями одного и того же чувства! Я вам даже такой грубый пример приведу. Допустим, мы размышляем о том, что в Белоруссии качественные продукты, вкусная колбаса. Вы меня спросите: «Почему?» «Ну, там олигархов меньше, воровства, больше порядка и сельское хозяйство на подъеме». Но представьте, что если бы я вылез на трибуну, а в руке у меня была бы котелка колбасы, я бы её жевал и объяснял её преимущества!.. Люди бы подумали, что у оратора из головы точно выпал какой-то огромного размера подшипник, а он этого даже не услышал.

Точно так же и в поэзии: сказка, красота, тайна, которую несёт поэта, она ведь тем и явной становится, потому и громкой становится, потому что она входит в тебя, ты ощущаешь её, но она не вторгается в твою суть, не разрушает тебя. А когда «скрещенья рук, скрещенья ног»... Мы это постоянно по телевизору видим. Вот передают, что дочь Аллы Пугачёвой родила ребёнка. От кого, дикторы ещё уточняют, потому что там бесконечные замужества, и этот факт подаётся нам с экрана как великий успех перестроечной эпохи. Причём, не только для России, но и для всего мира. Наверное, мы хотим на Китай повлиять, потому что по рождаемости и по количеству населения он лидирует.

И когда вокруг видишь эту ложь, изуродованность предмета, содержания, изуродованность вкуса, то какое же тут может быть искусство?! Вот на телеэкран выходят артисты, их человек сорок. Целый табун. Начинают якобы петь - лягать друг друга, прыгать. Шум, грохот, крик. А где голос? Где пронзительность красоты и слова?

Любовь тайная - всегда красивая. А сейчас на телевидении любые чувства стараются настолько громко освидетельствовать, что это превращается в какой-то животный подвиг. Такая атмосфера очень сказалась на слове. Сегодня в литературе немного людей, которые всё это понимают. Но когда я разговариваю с человеком, чувствующим суть происходящего, я нахожу, конечно, отклик.

- На Высших литературных курсах проходят творческие вечера, выступают молодые и уже состоявшиеся поэты. Ваши слушатели выпускают альманах «Путь мастерства», литературные журналы, в том числе и сетевые - «Соты», «Слово Отчее», «Звёзды ВЛК». Вы их как-то поощряли к такой деятельности, или они сами к этому пришли?

- Очень поощрял! Я же суровый, плётка у меня в руках, когда я прихожу к студентам... (Смеется.) Они смотрят, боятся.

Дело в том, что среди слушателей курсов есть прекрасные ребята! Это, знаете, как будто вы идёте по полю, а там снопы стоят, прислонившись друг к другу - пшеницы или ржи. И, наверное, ни один человек мимо такого поля не пройдёт равнодушно, он посмотрит и вздохнёт благодарно. Так и эти ребята. У нас на курсах была староста, поэт Антонина Спиридонова. Она так вошла в эту творческую красоту, что стала замечательным организатором! Наша литературно-поэтическая, вдохновенная и очень добрая комиссарша. Только без погон и без черезвычайки. Ирина Ерёменко, Ольга Кузьмичева-Дробышевская, Евгений Попов, Василий Попов - это наши выпускники. Что касается Василия, то он, по-моему, скрывает от меня, что является пра-правнуком Есенина - так похож он на нашего великого поэта!

И вот слушатели собираются вместе, «кучкуются», как они говорят, творческая жизнь кипит. И правильно делают, что издают книги, выпускают журналы. Сережа Князев, Оля Суркова, Олег Малинин - выросли в интересных поэтов. Потом, у нас есть теоретик крупный, почти Карл Маркс в литературе, наш выпускник Геннадий Кобылкин. Из каждого набора выходит через определённое время вот такой отряд, который начинает контактировать с издательствами, журналами, редакциями.

Но вообще мы переживаем очень тяжелое время. То, что происходит в поэзии, в прозе, в литературе, это ведь происходит и в театре, в кино. Но это происходит, к сожалению, и на поле, на заводе, в авиации, это происходит в конструкторском бюро, в космических запусках ракет. Когда государство не имеет чёткого плана, тракта, по которому нам нужно двигаться в могуществе, отваге и красоте, народ тоже его не имеет. А поэту каково?! Наиболее одарённые и тревожные литераторы тогда начинают искать в этом вертящемся, трагическом ветре своё место. Поэт начинает говорить об этом непрощаемо, незыблемо, не предавая свой народ. Возвращение к национальной красоте неизбежно!

- Мне иногда кажется, что «точка отчаяния» в нашей литературе уже пройдена... Даже в нынешнем культурном хаосе творческие люди постепенно начали обретать некую устойчивость.

- Мы переживаем трагедию разрушения культуры. Это же не просто дядя какой-то 150 грамм выпил, к нам заехал, и решил разрушить нашу поэзию. Для умного человека, анализирующего прессу, литературу, видно, что это глубоко спланированная программа. Сейчас очень много делается, чтобы вытеснить наш народ с нашей земли. И примеры таких трагедий в истории есть.

Но это не удастся. В 50-е годы я сдавал экзамены в вечерней школе, и в учебнике был изображен Есенин, а рядом подпись: «Богемный поэт». Представляете, с 20-х годов сколько десятилетий это тянулось! Так что сегодняшняя ситуация - это своего рода «повтор». Но к нам возвратится национальная песня, танец, вера, что мы нужны на этой земле, что мы - красивые люди, крепкие физически, что родина наша - богатая, родная и нужная нам.

- И еще один, можно сказать, личный вопрос. Каждый поэт живёт в своем времени и созвучен ему, это естественно. Сегодня, несмотря на то, что для поэзии тяжелые времена, стихи пишут многие. Их можно найти в интернете - там десятки тысяч авторов. Но чем вы объясняете интерес современных композиторов - Юрия Алябова, Дмитрия Данилова - именно к вашим стихам, в том числе очень давним?

- Я к этому отношусь как к встрече с родным другом, которого я много лет не видел. В 1963-м году, почти полвека назад, преподаватель ВЛК (недавно мы провели ему вечер памяти в Литинстиуте), Александр Николаевич Макаров, критик, сильно отметил мою первую книгу. Он не видел меня, не знал, но посвятил мне целую полосу в «Литературной газете» с очень лестными словами.

А потом я приехал учиться к нему, он вел семинар творческий на ВЛК, как сегодня веду я. Пригласил меня домой, мы сидели по-восточному на полу, на коврике, немного выпивали, я читал стихи. Он мне говорит: «Валя, я никому не откроюсь, не бойся. Скажи: почему у тебя такая боль в стихах? Ты что-то чувствуешь, какую-то трагедию?» Я ему сказал. Говорю: у меня такое ощущение, что нашу родину разрушат. «Почему?» Я ему стал объяснять. И вот это чувство, что Россия перейдём через величайшую драму, запечатлелось в моих стихах. А сейчас, естественно, кто-то из людей мудрых, болеющих за страну, прочитает эти строки, и они остановят его внимание, привлекут, может, и удивят.

Между словом и поэтом, между словом и писателем должно быть как между ребёнком и мамой - никакой тайны!.. Я смотрю, мальчик заболел, прислонился носом к родному плечу. Она его гладит, а он поднял глазки и говорит: «Ой, мама, какая ты хорошая!» Так и слово. Боль поэта и осмысление страны, края своего, начинаются у поэта с детства. Поэтому, пока живёт народ, русское слово не умрёт!..

Беседу вела Лидия СЫЧЕВА

http://www.naslednick.ru/articles/culture/culture_338.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Андреевна Сычева
Названо, в чём сила и слабость Z-поколения
Только осмысленный созидательный труд миллионов может дать России технологический суверенитет
18.07.2024
Аплодисменты Пушкину
Кому, когда и зачем в современной России бывает нужен Пушкин
06.06.2024
Слово об Илье Числове
Памяти выдающегося деятеля славянского мира
16.12.2023
В столетний юбилей Расула Гамзатова вновь заговорили о цене развала СССР
Почему сейчас граждане России не знают, по сути, что они строят
14.09.2023
Все статьи Лидия Андреевна Сычева
Валентин Сорокин
Все статьи Валентин Сорокин
Последние комментарии
Когда власть остановит вакханалию мигрантов?
Новый комментарий от prot
22.01.2025 19:43
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2025 19:11
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Владимир Петрович
22.01.2025 18:54
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2025 18:30
Оккупация начинается с музыки
Новый комментарий от Дмитриев
22.01.2025 17:27
Непотопляемый из Израиля
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2025 16:46