За
время работы в «Паломнике» я несколько раз попадала в неприятные
положения, столкнувшись с жуликами, пытавшимися нажиться за счёт
Православной Церкви. Эти рассказы я пишу, чтобы люди были более
внимательны и не повторяли моих ошибок.
Лжесхимница
Это случилось в начале 1990-х. В переходе на станцию метро «Невский
проспект» стояла старушка, одетая в схиму, и собирала деньги на
строительство храма Христа Спасителя в Москве. Я не задумываясь отдала
ей всё, что у меня было, - 500 рублей. В то время это были большие
деньги - поездка в Оптину пустынь на три дня стоила 450 рублей. Лишь
много времени спустя я узнала, что схимники никогда не покидают
монастырь, чтобы собирать пожертвования.
Лжемонах
Однажды у нас собралась группа в Оптину пустынь. Уезжали мы на автобусе,
и с нами в дальние поездки всегда ездил священник, имя его я не буду
называть. Если он прочитает эту заметку, он вспомнит, а другим
необязательно его знать. Жил он недалеко от меня. Автобус должен был
заехать за мной и загрузиться всем необходимым для дальней дороги. А с
группой мы должны были встретиться возле Александро-Невской Лавры. Я
позвонила священнику и предложила отвезти его домой. И вдруг он мне
говорит: «У меня переменились планы, я с вами не еду». Я расплакалась:
времени, чтобы найти ему замену, не было. В это время в наш город
привезли замечательную святыню - главу сщмч.Трифона, и всем хотелось
приложиться к этой великой святыне. В Лавре стояли большие очереди. Я
заранее договорилась с игуменом Никитой, что он проведёт нашу группу
без очереди, так как у нас всё было рассчитано по минутам. К счастью,
мы собрались рано и очереди почти не было. Группа ожидала нас у входа в
Лавру. Среди паломников стоял человек, одетый по-монашески. Одна
паломница представила его как монаха Амвросия. Он попросил меня довезти
его до Оптиной пустыни. Я обрадовалась и подумала: хорошо, что хоть
монах с нами поедет, и посадила его на место, оставленное для батюшки.
Паломники пошли приложиться к святыне. Несколько паломников остались в
автобусе, монах начал с нами разговор. И я, к своему ужасу, поняла, что
это не монах. Я побежала к о.Никите за советом. Он мне велел привести
этого монаха к себе. Я вернулась в автобус и говорю монаху, что ему
надо взять благословение на поездку. Он очень неохотно пошёл за мной.
Отец Никита оглядел его и спрашивает: «Где твои документы?» - «В
автобусе». Мы пошли к автобусу. Монах достал какую-то книжечку с
печатью какого-то прихода. О.Никита сразу сказал, что это фальшивка.
Затем он спросил, в каком монастыре его постригали и кто вёл его к
постригу. К таким вопросам «монах» не был готов, и о.Никита с позором
высадил его из автобуса. На прощание лжемонах сказал: «Ну, вспомните вы
ещё монаха Амвросия!»
Это была самая страшная поездка за все годы паломничества. В Серпухове у
нас случилась поломка автобуса, и мы вынуждены были задержаться на
сутки, пришлось нанимать другой автобус. Мы остались без мест для
ночлега в Оптиной пустыни из-за опоздания. Наш автобус добрался до нас в
день отъезда, и мы вынуждены были отправиться в обратный путь ночью. Я
всегда была против ночных переездов на автобусе, но обстоятельства
вынудили. На обратном пути наш автобус перевернулся, не доехав 30
километров до Твери, где нас ожидали в уютной гостинице. Пострадали
семь человек, их пришлось отправить в ближайшую больницу. Слава Богу,
травмы оказались не очень тяжёлые, и через несколько дней все были
дома. Не могу не вспомнить замечательных людей, которые пришли нам на
помощь. Это молодой гаишник Дмитрий из Твери, который помог нам во всём
и прислал нам автобус. Это следователь милиции Оксана, которая сделала
всё, чтобы облегчить судьбу нашего водителя. Это железнодорожный
кассир Марина в Твери - благодаря её помощи нас всех вовремя отправили
домой. И никто из них не взял с нас ни копейки. Спасибо им.
Лжеархимандрит
Однажды мне позвонили по телефону и сообщили, что в Институте
травматологии находится архимандрит из Почаева и он просит меня
навестить его. Я была очень удивлена. Я побывала в Почаеве всего один
раз и ни с кем не познакомилась. Откуда он знал про меня и кто дал ему
мой телефон? Я отправилась в больницу. Архимандрит Илиодор, так он мне
представился, находился в отдельной палате. За ним ухаживали дежурные
из православного сестричества. Оказалось, телефон мой дал ему некий
загадочный Димитрий, с которым я познакомилась в Святогорском Успенском
монастыре, где он замечательно проводил экскурсии по монастырю и по
заповеднику и писал икону. Откуда он там появился и куда потом исчез,
наместник монастыря архимандрит Кенсорин не знал. Архимандрит Илиодор
попросил меня о помощи, и я активно включилась в организацию помощи
ему. Я направила к нему одну довольно состоятельную паломницу, и она
стала посещать его с гостинцами. В воскресенье два молодых священника
наперебой спешили его причастить. По его просьбе я подарила ему чётки,
так как он сказал, что свои потерял. После нескольких бесед с ним у
меня стали закрадываться сомнения. Ясно было, что монастырскую жизнь он
знал и в монастыре бывал. Я решила позвонить в Почаевскую Лавру и
узнать про него. Было это в понедельник, а во вторник я должна была
прийти к нему в больницу.
По телефону меня соединили с наместником монастыря архимандритом
Владимиром. Я представилась и высказала ему своё удивление, что
архимандрит Илиодор из Почаевской Лавры находится в петербургской
больнице один и никого из Лавры нет рядом с ним. Отец Владимир (тогда
он ещё не был епископом) был очень удивлён. У них в Лавре никогда не
было архимандрита с таким именем. Я посмела удивиться, всё ещё полагая,
что архимандрит ошибается. Он посмеялся надо мной и сказал, что знает
всех насельников не только по имени, но и в лицо. Разговор получился
очень доброжелательный, и о.Владимир пригласил меня посетить Лавру и
обязательно побывать у него. К сожалению, мне больше не пришлось
побывать в Лавре.
Я сообщила об этом разговоре паломнице, которая посещала этого
лжеархимандрита и приносила ему гостинцы. Она сказала, что этот человек
просил обращаться к нему Ваше Высокопреосвященство. Так обращаются
только к архиереям. На следующий день я должна была навестить его в
больнице, но решила этого не делать. Тогда он сам позвонил мне:
«Матушка Мелитина, это говорит отец Илиодор». - «Какой ты отец Илиодор,
ты просто Игорь, я звонила в Почаевскую Лавру». Ответа не последовало.
Больше я никогда с ним не встречалась. Бог ему судья, он был
действительно болен.
Лженастоятель несуществующего монастыря
Эта встреча состоялась во время многодневной поездки в Дивеево и
Санаксар. Группа состояла из прихожан одного храма, во главе группы был
пожилой священник, которого прихожане почитали как старца. Всё
проходило хорошо, и мы уже собирались в обратный путь. После
Санаксарского монастыря мы остановились в лесу, недалеко от святого
источника. И тут случилась беда: у нашего автобуса сломалась важная
деталь. Положение было тяжёлое, до ближайшего городка Темникова - около
десяти километров. Вдруг к нам подъехала белая «Нива», из неё вышел
довольно молодой иеромонах, предложил нам помощь. Он сказал, что он
иеромонах Владимир и недавно назначен настоятелем вновь открывшегося
мужского монастыря в Сарове. Наши водители и водитель «Нивы» поехали в
Темников. Наш батюшка и наш новый знакомый отправились с группой в лес,
а я осталась караулить автобус, который стоял на домкрате без одного
колеса. Через полтора часа группа вернулась, а ещё через полчаса
подъехали водители с необходимой деталью. За эти полчаса я многое
узнала об иеромонахе Владимире: он воевал во Вьетнаме и Афганистане,
жена его, военный хирург, погибла во Вьетнаме, оставив ему пятерых
детей. Он рассказал, что когда дети выросли, он ушёл в монастырь, стал
духовным чадом известного старца Наума в Троице-Сергиевой Лавре. Затем
его назначили настоятелем монастыря в Сарове - закрытом городе,
известном как Арзамас 16. У него в монастыре всего одиннадцать
насельников, все они прибыли из Тихоново-Задонской пустыни. Мы все
слушали и верили, а батюшка благословил нас собирать деньги на требы в
новый монастырь. Иеромонах Владимир оставил нам номер телефона, кстати,
московский. Через некоторое время, когда мы собрали изрядное
количество денег, я позвонила по этому телефону. Мне ответил незнакомый
мужской голос и грубо сказал, чтобы я никогда не звонила по этому
телефону. Слышны были какие-то пьяные крики. Я решила, что о.Владимир
потерял телефон. Однако через несколько дней он позвонил и сказал, что
сам приедет за деньгами. Через два дня он был у меня. Я приготовилась к
встрече, пригласила Ирину, активную помощницу батюшки, чтобы она
сопровождала о.Владимира и показала ему святыни Петербурга, в котором
он, по его словам, раньше никогда не бывал. Я передала о.Владимиру
деньги и имена для молитвы, угостила его, но от поездки по городу он
отказался. Я сфотографировала его на память и пошла проводить в
прихожую. И вдруг он на меня посмотрел. Это был страшный взгляд, и я
поняла, что он не священник. Ира поехала проводить его на вокзал. Я
позднее спросила её, брал ли он льготный билет, ведь он рассказывал,
что был ранен на войне и имеет инвалидность. В то время билеты для
инвалидов на железной дороге стоили в два раза дешевле. Она сказала,
что он покупал билет по обычной цене и возмущался, что билет стоит так
дорого. Вскоре у меня была поездка в Оптину пустынь, и я спросила,
слышали ли здесь об открытии монастыря в Сарове. Здесь мне сразу
сказали, что это обман. Приехав домой, я позвонила в Нижегородскую
епархию, и там мне подтвердили, что никакой монастырь в Сарове не
открывался. Очень огорчённая, я позвонила батюшке: ведь люди надеялись,
что о них помолятся в монастыре. Батюшка утешил меня, сказав, что Бог
видит мои добрые намерения и что я не виновата. Меня это не успокоило. К
счастью, у меня сохранился дубликат имён, и в течение двух лет я
подавала этот список на молитву во все монастыри, куда мы ездили. А
ездили мы в то время очень много. Сейчас, оглядываясь назад, я
удивляюсь, как могли я и наш мудрый батюшка поверить во все эти сказки?
Ведь когда была война во Вьетнаме, я была молоденькой девушкой, даже
ветераны афганской войны уже состарились, а ему на вид можно было дать
не больше 50 лет, и то с трудом.
Лжемонахиня
В
отличие от предыдущих случаев, с этим человеком я познакомилась до
того, как она переоделась монахиней. Однажды ко мне обратилась женщина
по имени Алла и сказала, что она хочет работать в «Паломнике». Она
обещала набирать группы и сопровождать их в поездках. Я взяла
благословение у о.Василия Ермакова (заочно, он её не видел). Уже в
первый месяц я убедилась, что доверять ей нельзя, особенно в денежных
делах, и мы расстались. Тогда она решила организовать свою
паломническую службу и купила себе туристическую лицензию. Однако
отношения с Церковью у неё не складывались. Старец Валентин в Камно не
допустил её в храм, о.Иоанн Миронов запретил ей заниматься
паломничеством. Но это её не остановило. После её ухода из «Паломника»
мы стали получать жалобы на качество поездок. Оказалось, она выдавала
себя за нас. Но, к счастью, это скоро кончилось, и мы почти не
пересекались. Однажды в день памяти Ксении Блаженной моя паломница мне
сообщила, что Алла приняла монашество, и мы действительно увидели её в
монашеском одеянии. Паломники спросили её, где она приняла постриг. Она
ответила, что в Псково-Печерском монастыре и что её монашеское имя
Ксения. Я не поверила и позвонила в монастырь, мне подтвердили, что это
ложь. Прошло несколько лет. «Монахиня Ксения» по-прежнему организует
паломнические поездки, а люди верят, что ездят с настоящей монахиней.
Мелитина ЛАДИНСКАЯ, СПб