О Владимире Анатольевиче Денщикове, жителе Симферополя, смело можно сказать, что Бог поцеловал его в темечко. Выпускник Киевского театрального университета, талантливый артист, он более 30 лет проработал в Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького. Сыграл множество ролей, режиссировал спектакли и был художником-постановщиком. Отмечен званиями: заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, народный артист Украины и лауреат премии АРК за 2009 год в номинации «Прикладное искусство». В 2007 году перешел на преподавательскую работу. ,
С юных лет все свободное от серьезных занятий время наш герой отдавал хобби - узелковому плетению, макраме, пришедшему к нам из древности и ставшему вдруг популярным в 70-е годы прошлого века. Не знал, наверное, одаренный парень, что, завязав первый узелок, он начал путь к таким вершинам творчества, таким высотам духа, которые в суете юности редко кто может различить. Плел кулоны, сумочки, шляпки, фантазировал, осваивал все новые и новые приемы - получалось хорошо. Так и мчалась колесница его жизни по шумной широкой актерской дороге, переполненной ролями, премьерами и бьющими через край эмоциями. И все время рядом с ней шла связанная из миллионов узелков дорожка. Она обминала препятствия и купалась в лучах солнечного света, качалась на травинках и ложилась мостками через прозрачные озерца. Она несла радость и успокоение.
С годами Денщиков приблизился к Богу. Стоя как-то на службе, он вгляделся в висящую икону Владимирской Божьей Матери и подумал: а смогу ли я сплести ее узелками? Да так, чтоб, глядя на нее, любой молящийся воспарил духом, как воспаряет он, пораженный золотом и серебром храмов.
Но не золото и не серебро взял в работу мастер, а простую льняную нить, чуть толще человеческого волоса (0,5-2 мм), став основоположником нового вида иконотворчества, которое он сам определил как духовное макраме-коллаж. «Лен у меня всегда ассоциируется с православием. Он простой, прочный, доступный, в льняных одеждах ходили наши пращуры. Я предполагаю, что и Всевышний был облачен в эти одежды. Лен лечит, притягивает», - считает Владимир Денщиков, убежденный в том, что вера в Бога должна присутствовать в каждом человеке.
Попостился, помолился - и приступил к работе. Было это три года назад. А вскоре грянула беда. Организм не выдержал многолетней работы на износ и эмоциональных бурь актерской профессии. Случился инсульт. Но в точном соответствии с русской пословицей «Не было бы счастья, да несчастье помогло», болезнь заставила засиять талант Денщикова новой гранью.
Еще
накануне больничного заточения Владимир Анатольевич начал работу над
иконой святителя Николая Чудотворца, которая предназначалась в дар
храму-маяку в поселке Малореченское, что под Алуштой. Передача должна
была состояться на Пасху. Едва придя в себя от тяжелого удара и боясь не
успеть, Денщиков попросил жену привезти незаконченную работу в
больницу. Так, в больничной палате, между процедурами и уколами, с
помощью супруги он завершил икону в срок. Наверное, и сам
Николай-чудотворец помог ему в этом. На Пасху икона с ликом святителя
была освящена и торжественно внесена в храм.
С
этого момента тонкие намоленные ниточки миллионами узелков привязали
художника к этому храму, в котором через некоторое время появилась икона
Казанской Божьей матери, также выполненная Денщиковым. А настоятель
храма отец Сергий стал духовником семьи художника. Вскоре он обвенчал
супругов, проживших в браке более 30 лет.
Болезнь не просто открыла новую грань таланта нашего героя. Она отступает каждый раз, как только художник берет в руки льняные нити. Скованная правая рука вдруг обретает ловкость, а из-под пальцев, по выражению жены, «похожих на сосиски», вдруг появляются нежнейшие узоры. Они обретают объем. Потом, как в коллаже, соединяются с выписанными маслом ликами святых, одетых в разработанную самим художником рукотворную ткань, создавая тем самым невесомый дымчато-кружевной образ каждой иконы. Техника такого соединения уникальна и не имеет аналогов в мировой иконописи. «Мне много раз предлагали подкрашивать нити, вплетать серебряный и золотой люрекс, предлагали использовать настоящее золото, серебро и драгоценные камни. Но для меня это неприемлемо», - признался художник автору этих строк.
Каждая
из работ, выполненных по церковным канонам, насчитывает от одного до
нескольких миллионов узелков, завязанных вручную, без применения
технических средств - спиц и крючков. Над созданием иконы размером 40 на
50 см автор трудится от трех до шести месяцев. Как правило, в работе
одновременно находятся 2-3 иконы. А вот над иконой Святого Благоверного
князя Александра Невского мастер работал более года, завязав более
девяти миллионов узелков.
Мастер не любит повторяться. Все иконы, равно как и оклады, выполнены в единственном экземпляре.
Большой
проблемой, по признанию художника, стало изготовление храма Казанской
Богородицы, в котором четверо одинаковых ворот. Это храм, выражаясь
современным языком, изготовлен в формате 4D. И смотреть его можно со
всех сторон, вкруговую.
Более того, это храм-складень, внутри которого находится икона Богоматери, а слева и справа в нишах - архангелы Михаил и Гавриил. Параллельно с храмом он заканчивал работу «Великомученица Наталья», лик которой имеет определенное сходство с чертами лица его супруги, кстати тоже народной артистки Украины Наталии Малыгиной. И это неслучайно, ведь посвящена икона ей - его верной ученице и помощнице.
Получая
благословение от своего духовника, затем - от Владыки Симферопольского и
Крымского Лазаря и еще позже - от Блаженнейшего Митрополита Владимира,
Владимир Денщиков за три года создал более 50 икон.
Некоторые
из них освящены и находятся в храмах различных городов. Икона
«Умиление» находится у Патриарха Всея Руси Кирилла. Она была подарена во
время его визита в Симферополь. На выставке, состоявшейся в прошлом
году в Киево-Печерской лавре, икона «Князь Владимир» была принесена в
дар Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины.
Работы мастера есть в частных коллекциях в Украине, России, США, ряде европейских государств. В Симферопольском художественном музее выставки икон Денщикова проходили дважды. В настоящий момент экспозиция из 24 икон находится в Донецком художественном музее. Выставки прошли и в других городах Украины, а также в Германии, Венгрии, России и Австрии. И каждый раз они становятся знаковым событием в жизни города. Эти иконы не раз видели слезы просветления и умиления православных.
Так, вспоминая выставки в Австрии, которые прошли в Вене ровно год назад, художник вспоминает: - Апогеем была выставка на Православное Рождество, состоявшаяся в крупнейшем в Европе храме Николая Чудотворца. На открытие пришли около 700 чел. В первый же день устроители столкнулись с тем, что не могут закрыть экспозицию, потому что люди шли и шли до поздней ночи - и русские и австрийцы, не только православные. Настоятель потом с сожалением говорил о том, что «надо было б выставку продлить хотя бы на две недели». На выставке в Киево-Печерской лавре работы прошли экспертную оценку и были рекомендованы к участию в составе национальной экспозиции в Париже.
Владимир Денщиков - человек счастливый. Ни на здоровье, ни на жизнь он не жалуется. Единственной проблемой для него является исходный материал, ведь на Украине лен не выращивают... Он всегда благодарит журналистов, потому что после выхода газеты или телесюжета кто-то из читателей обязательно пришлет, принесет или передаст с оказией такие простые и такие дорогие льняные нитки. Глядя на иконы работы Владимира Денщикова, величественные и скромные, в которых присутствует потрясающее ощущение глубины и объема, ловишь себя на мысли об аскезе ранних христиан, о пустынниках и отшельниках, которые подчинили всю свою жизнь вере.
Мастер и его работы А потом воображение уносит еще дальше - в узелковую письменность индейцев Латинской Америки, безжалостно уничтоженных испанской конкистой. Ведь по-разному завязанные узелки служили не только способом общения людей друг с другом, они накапливали информацию, а также передавали ее грядущим поколениям. Вот так же по узелочку, извлекая информацию из прошлого, нанизывая сегодняшние знания и чувства, мастер передает их нам, своим современникам. В иконы он вплетает и узелки своей судьбы, таланта и стойкости, которые смело можно назвать духовным подвигом. - Я всегда прошу у Бога, чтобы он мне дал больше дней жизни и хотя бы тот уровень здоровья, который есть сейчас,- говорит Владимир Денщиков. - Потому что я вижу, какое впечатление производят и какое действие оказывают иконы на людей. Я вижу, как это нужно людям, особенно молодому поколению. И чем больше работ я сделаю, тем больше людей их смогут увидеть.
На выставке в Северодонецке 12-летняя девочка написала в книге отзывов: «Владимир Анатольевич, прошу вас, продолжайте делать иконы. Я хочу, чтоб мои дети их увидели». Скажите, разве ради этого не стоит трудиться денно и нощно?