21 февраля весь мир в 11-й раз отметил Международный день родного языка, учрежденный по предложению Бангладеш в 1999 году ЮНЕСКО и поддержанный Организацией Объединенных Наций.
Как гласит официальный сайт ЮНЕСКО, эта дата выбрана в знак памяти о событиях, которые произошли 21 февраля 1952 года. Тогда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Что же такое родной язык?-Родной язык, - считает недавно избранная Генеральным директором ЮНЕСКО болгарка Ирина Бокова, - это и первые слова, усваиваемые с раннего детства, и проявление индивидуального мышления. Он составляет основу истории и культуры каждого отдельного человека. Кроме того, установлено, что, когда обучение в начальных классах школ ведется на родном языке, дети лучше усваивают знания.
Уважительное отношение к любому языку, по мнению Боковой, это один из важных факторов обеспечения мирного сосуществования всех обществ без исключения и всех их граждан.
В своем послании, адресованном мировой общественности по случаю Международного дня родного языка, Генеральный директор ЮНЕСКО призвала отводить родному языку «то важное место, которое принадлежит ему по праву, в духе уважения и терпимости, которые открывают дорогу к миру».
* * *
Наверняка Ирина Бокова, окончившая в свое время Московский Государственный институт международных отношений, и прекрасно владеющая русским языком, знает о его бедственном положении в странах постсоветского пространства. Знал об этом и ее предшественник на этом посту Коитиро Мацуура, с которым автор встречалась на Х Всемирном конгрессе русской прессы, где журналисты поднимали вопрос дискриминации русского населения бывших советских республик, в частности, Украины, по языковому признаку.
Попытка привлечь внимание к массовым нарушениям прав русского населения Украины и стран Балтии была предпринята недавно и в Организации Объединенных Наций, где состоялась презентация Международного Совета российских соотечественников. Но махровый украинский национализм пробрался и в высокие сферы. Ярый русофоб, глава Всемирного украинского совета Аскольд Лозинский, явившийся на презентацию, не преминул обвинить выступавших в «российском империализме». Впрочем, это и не удивительно, если вспомнить, как пан Лозинский во главе своего конгресса пенял националистическому режиму Ющенко за недостаточно активное продвижение украинства, и брызгал злобной слюной в сторону России. Понятно, что в идеале ему и ему подобным нужно зачистить пространство Малороссии от русского языка вообще.
* * *
Но пока паны, сидящие в высоких кабинетах и преследующих свои геополитические или бизнес цели, дерутся, то у «хлопцев», т.е. нас с вами, чубы трещат.
«Хорошим» примером в этом стала Донецкая область, где вопреки языковым предпочтениям населения, подавляющее большинство которого называет родным русский язык, уже четыре года действует «Целевая комплексная программа развития и функционирования украинского языка в Донецкой области на 2004-2010 годы», принятая облгосадминистрацией совместно с Министерством образования и науки Украины. Любому, заглянувшему в нее, очевидно, что настроена она на вытеснение русского языка из образовательной системы.
Например, к 2010 году число школ с украинским языком обучения должно быть доведено до 78% [Программа, с. 32]. Учитывая то, что дошкольных учреждений к этому времени должно быть 81,3%, то, пользуясь логикой этой программы, можно предположить, что после 2010 г. будет предпринято все, чтобы количество украиноязычных школ возросло.
В городах Дебальцево, Докучаевск, Дружковка, Ждановка, Кировское, Селидово - число украиноязычных школ должно быть доведено до 100% [Программа, с. 32]!
Добропольский, Новоазовский, Александровский, Славянский, Тельмановский, Шахтерский районы должны стать территорией 100-процентного украиноязычного обучения [Программа, с. 32].
Еще более впечатляют цифры, связанные со школами-интернатами и профтехучилищами. К 2010 году эти учебные заведения должны полностью (100%) перейти на украинский язык обучения! [Программа, сс. 35, 37].
Украинская осада длится уже почти два десятка лет, за это время выросло поколение, не знающее ни русского, ни украинского языков.
Справедливости ради надо отметить, что в 2008 году сессией областного совета была принята «Региональная программа развития русского языка и русской культуры в Донецкой области на 2008-2011 годы». Но на этом справедливость утверждения заканчивается, потому что два этих документа не выдерживают никакого сравнения. Ведь, если первый предполагает неуклонный рост количества украинских (естественно, за счет русских) детских дошкольных учреждений, школ, ПТУ то вторая больше похожа на план по поддержке тлеющего национального духа у обитателей индейских резерваций. Честь и хвала ее авторам, которые по собственной инициативе попытались хоть как-то защитить исконные права русского населения Донбасса на родной язык, но с мощью государственной машины им, конечно же, не справиться. Кроме того, как признался один из авторов, программа не обеспечена финансированием. Поэтому действенность ее можно сравнить разве что с анекдотом предперестроечной поры, когда для улучшения продовольственного обеспечения населения была принята т.н. «продовольственная программа»:
-Чем будем питаться? - спрашивал один советский гражданин у другого.
-Вырезкой, - отвечал собеседник, и добавлял, -...из «Продовольственной программы».
Если не изменить государственный подход к вопросу соблюдения прав русских и русскоязычных граждан Украины в вопросе использования ими родного языка, то не исключено, что вскоре донецким первоклассникам придется изучать родной язык по «вырезкам» из программы развития русского языка.
Впрочем, свет в конце туннеля забрезжил. Надежду дает избрание президентом уроженца Донбасса Виктора Януковича, за которого проголосовали русские регионы. Новому президенту нужно исправлять и собственные ошибки в языковом вопросе. Ведь уже упоминавшиеся программы развития украинского языка, практически «зачищавшие» территорию каждой областиот русских школ, были приняты в 2003 году, то есть, в бытность его премьер-министром Украины.
Правда, уже сейчас независимые аналитики высказывают опасения, что если нынешней властью будет избран вариант регионального выбора русского языка, то проблема будет решена только для востока Украины. Права 100-тысячного русского населения Львова, других западных регионов, равно как и ряда центральных областей, защищены не будут.
Вопрос языка остается открытым.
***
В ожидании его решения украинские регионы каждый по-своему отпраздновал Международный день родного языка. На Западной Украине, например, депутат Львовского облсовета в канун праздника провела в одном из детских садов публичную «порку» детей, которые посмели представиться ей «по-москальски»: Миша и Лиза. Пани Фарион, чье украинское происхождение, судя по фамилии, тоже нужно долго доказывать, рассказала детям, что тем, кто называет себя Наташами, Мишами, Аленками, «трэба пакуваты вализы и йихаты до Московии». Этот фашистский оскал львовского национализма, запечатленный камерами журналистов, вызвал бурю негодования. Кто-то собрался подавать на фашиствующую филологиню в суд, кто-то «оторвался по полной» в Интернете. Но ясно одно, что злобные фарионовы выпады против детей - это лишь ядовитый цветочек с огромного огорода русофобской ненависти, которую почти два десятилетия унавоживает украинская власть.
Ну, а индустриальный Восток, который кормит всю Украины, в том числе и ее русофобско-бандеровские регионы, в канун Международного Дня родного языка был толерантен. Да и как иначе, если здесь испокон века проживают в дружбе и согласии представители более 100 национальностей? Им и был посвящен Первый региональный фестиваль «Зык сарматов», который прошел на базе Донецкого областного института последипломного педагогического образования. Сразу оговорюсь, что без энтузиазма педагогов Елены Нафанец, Галины Король, Ларисы Мельниковой, поддержки родителей и руководства облИППО этот масштабный фестиваль вряд ли состоялся. Более ста артистов, представлявших различные национально-культурные общества, школы, лицеи, участвовали в красочном интересном спектакле, красной нитью через который проходила связь нашей истории, нашей земли с населяющими ее народами. Надо отметить, что уровень одних любителей вполне «тянул» на профессиональный (детский образцовый ансамбль народного танца «Подарунок», г. Авдеевка ), а других (Олеся, Мария Мовчан и Артем Ярошевич, представлявших Русскую общину Украины) - на международный, что, собственно и подтвердили завоеванные ими дипломы лауреатов П Международного фестиваля российских соотечественников «Русская песня», который прошел в Москве в начале февраля этого года.
Областная олимпиада школьников по русскому языку и литературе стала еще одним праздничным островком в канун Международного дня родного языка. Около сотни юных любителей русской словесности из разных уголков огромной Донецкой области собрались в ОШ №3, которая уже не в первый раз гостеприимно раскрывает двери перед юными филологами. «Коллег» напутствовали два доктора наук: декан филологического факультета ДонНУ, ученый с мировым именем Евгений Отин и заведующий кафедрой русской литературы университета Владимир Федоров. На традиционное пожелание главного златоуста университета заведующего кафедрой русского языка Валентина Сидельникова: «Ни пуха, ни пера!», аудитория традиционно выдохнула: «К черту!»