Иконографические изображения Рождества Христова на стенах римских катакомб в первой половине III в.

Новости Москвы 
0
287
Время на чтение 4 минуты

Поводом к написанию данной заметки явилась передача русской редакции Радио Ватикана, вышедшая в январе 2012 года. Откликаясь на этот выпуск, Анатолий Холодюк рассказывает о фресковых изображениях, отображающих Рождество Христово и поклонение волхвов, которые были оставлены первыми христианами на стенах римских катакомб в период между 230 - 260 гг.

Слушая недавно прозвучавшую рождественскую передачу на Радио Ватикана [5], я невольно поймал себя на мысли о том, что римские катакомбы, которые я неоднократно посещал, хранят некоторые интересные тайны, о которых во время экскурсий почти не рассказывают итальянские гиды-проводники подземных лабиринтов. Одна из них связана с темой Рождества Христова, которая отображена на древних фресках под Древней Аппиевой дорогой на окраине современного Рима. Проведенные в разные годы в Италии археологические исследования свидетельствуют, что уже в первые века христианства верующие изображали евангельские сюжеты Рождества Христова и поклонения волхвов на стенах римских катакомб, представляющих собой, как всем известно, лабиринтную систему подземных ходов, использовавшихся в качестве места погребения и проведения собраний древних христиан. По рассказам экскурсоводов, более шестидесяти таких катакомб, общей длиной в 150-170 км, расположены под землей, в основном вдоль Древней Аппиевой дороги.

Приблизительно в сорока катакомбах стены многих подземных склепов украшены не только различными христианскими аллегорическими символами, но и фресками, изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета. Наличие в местах захоронения и собраний первых христиан фресковых изображений сюжетов из библейской истории, Евангелия, церковных преданий, апокрифического протоевангелия Иакова свидетельствует о ранней традиции почитания христианами священных изображений.

В своем фундаментальном труде, посвященном истории и живописи римских катакомб [1], русский исследователь А. фон Фрикен отмечает, что первое христианское общество «воскресает для нас в своих памятниках», так как в изобразительном искусстве древних христиан проявляется «характер их верований, надежд и стремлений, открываются самые сокровенные стороны, самые задушевные особенности их необыкновенного нравственного состояния»[1]. Несмотря на то, что многие фрески исполнены подчас «неискусною рукой посредственного мастера», в этой казалось бы художественной нищете первых христиан уже «выражено новое чувство, новое верование» - «следы тайной работы перерождения общества»[2].

Согласно материалам, опубликованным в ватиканской газете «L'Osservatore Romano» [4], а также информации, переданной в специальной передаче Радио Ватикана [5], наиболее ранние иконографические свидетельства, отображающие сцены Рождества Христова и поклонения волхвов, были сделаны христианскими художниками уже в период между 230 и 260 годами в катакомбах св. Прискиллы на улице Новая Салария. Здесь же обнаружены и редкие фрески, изображающие сцены из детских лет Господа Иисуса Христа.

В римских катакомбах сюжет поклонения волхвов сохранился в 10-12 фресках, датируемых III cтолетием. Самым древним изображением на эту тему в римских катакомбах ученые называют фреску в Греческой Капелле катакомб св. Прискиллы. По мнению исследователя Н. Покровского, после окончательного разрушения этой фрески следующим древнейшим фресковым изображением на аналогичную тему считается рисунок в катакомбе св. апостола Петра и св. Марцеллина[2].

Первые неизвестные нам христианские художники изображают на фресках двух, иногда четырех волхвов, торжественно несущих свои священные дары Богомладенцу. В древнейших композициях рассматриваемого сюжета можно видеть Богомладенца, находящегося не в пеленах и лежащего в яслях, а сидящего на коленах Богоматери и принимающего волхвов[3]. Встречается и одна фреска, которую отличает особая манера изображения: Богородица сидит на стуле без спинки, волхвы же - трое, - облаченные в восточные одежды, подносят свои дары не на блюдах, а в руках.

Большое количество разных надписей и фресок находится в широко известных катакомбах св. Севастиана, расположенных на Древней Аппиевой дороге. В 1877 году здесь было обнаружено едва сохранившееся изображение рождественских яслей: подобие доски с помещенным на ней Младенцом-Иисусом - в пеленах и с нимбом. Рядом с Ним можно видеть ослика и вола. Сама сцена Рождества Христова, считают итальянские ученые-археологи, отображена здесь «в эсхатологической перспективе Христа Спасителя»[5], так как над этой евангельской сценой можно видеть мужской бюст с туникой и паллием, а также нимбом над головой. Римские исследователи видят в этом бюсте лик самого Спасителя[3].

Согласно выводам русских и итальянских специалистов, настенные изображения Рождества Христова, выполненные первыми христианами в римских катакомбах, свидетельствуют о том, что верующие уже в III веке с особым вниманием относились к священным событиям, изображая сюжеты как из Евангелия, так и из апокрифов. Тем самым неизвестные мастера этих древних иконографических изображений расширяли представление посетителей христианских собраний и подземных склепов о дивной и чарующей картине праздника Рождества Христова, который был великим событием и в жизни первых христиан[4].

Литература:

1. Фрикен фон А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Части 1-4.- Москва, издание К. Т. Солдатникова, 1872.

2. Покровский Н. Живопись катакомб. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период.- В кн.: Очерки памятников христианского искусства. - Санкт-Петербург, «Лига-плюс», 2000.

3. Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери.- СПб., Т. I.,1914. Т. II. 1915.- Репринт: Elibron Classics, 2003.

4. L'Osservatore Romano. Il presepe nel complesso di San Sebastiano. MEMORIE DELLA Natività IN CATACOMBA, di Giovanni Carrù.- Venerdì, 30 dicembre 2011. Anno CLI n. 300 (45.945)

5. Рождественские ясли в первые века христианства. Передача русской редакции Радио Ватикан от 02.01.2012.- см. также сайт www.radiovaticana.org/rus



[1] Фрикен фон А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Часть 1. Москва. Издание К. Т. Солдатникова, 1872. С. 2 .

[2] Там же, с. 5 - 6.

[3] Рождественские ясли в первые века христианства. Передача русской редакции Радио Ватикан от 02.01.2012.- см. также сайт www.radiovaticana.org/rus

[4] Материал составлен на основе работ известных исследователей Древнего Рима (А. фон Фрикена, Н. Покровского, Н. Кондакова), материалов, опубликованных в декабре 2011 года на страницах ватиканской газеты «L'Osservatore Romano», а также январской передачи 2012 года русской редакции Радио Ватикан.

http://www.bogoslov.ru/text/2355944.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04