Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь
История обители знакома многим: земли, на которых сегодня расположен Свято-Успенский мужской монастырь, некогда принадлежали молдавскому господарю Александру Теутулу. Человек он был набожный, но веселый, любил шумные гуляния. Однажды, разгулявшись сверх меры, хмельной хозяин и его гости разожгли на берегу огромный костер и развлекались возле него. Летняя южная бархатная ночь, когда отступает зной и легкая прохлада ласкает тело, свежий морской ветерок, неповторимый запах моря, более чем располагали к веселью. Однако утро принесло ужасную весть. Греческий баркас, плывший в Одесский порт, разбился у того самого берега, где так весело развлекалась шумная компания. Капитан принял огонь костра за путеводный свет маяка. Потрясенный Теутул решил основать на месте трагедии монастырь, переосмыслив свой образ жизни, он провел остаток дней благочестиво.
Так,
на месте хмельного веселья и трагической гибели моряков, зажглась
молитвенная лампада - возник Свято-Успенский Патриарший мужской
монастырь. Территорию его нельзя назвать обширной, однако, здесь
раскинулся прекрасный парк, есть источник святой воды, теперь уже три
храма, гостиница для паломников, и, конечно же, монастырское кладбище.
Корпуса братии расположены так, чтобы не нарушать их монашеского
уединения.
На монастырском кладбище возведена деревянная часовня, в которой читается неусыпаемая Псалтирь.
Часовня на монастырском кладбище - здесь читают неусыпаемую Псалтирь
Наверное, читатель заметил, что автор называет монастырь Патриаршим. Почему возникло такое наименование? И что оно означает? Наверняка, это интересно многим.
Славная одесская обитель процветала вплоть до начала октябрьского переворота 1917 года. Архивные документы свидетельствуют, что до 1922 года молитвенная жизнь обители продолжалась. Однако затем храмы монастыря были разграблены и осквернены богоборцами. В те времена это называлось «конфискацией церковных ценностей». Впоследствии монастырь и вовсе был закрыт, а его насельники рассеяны по всей многострадальной русской земле. К этому времени относится подвиг святых Новомученников и Исповедников Одесских.
«Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», - так описывает подвиг подвижников веры святой апостол Павел в Послании к евреям (11, 35-38). Библейское, новозаветное описание гонений и страданий за веру всецело относится и к событиям начала века ХХ. Священномученики митрополит Анатолий Одесский, архиепископ Онуфрий Курский, епископ Парфений Ананьевский, епископ Гермоген Тобольский, Павел и Геннадий, а также многие другие пронесли крест мученичества и исповедничества через тюрьмы, концлагеря и ссылки. Но, по слову Святых Отцов, кровь мучеников - семя христианской Церкви.
Преодолев скорби Великой Отечественной войны, наш народ стал неудержимо жаждать Бога. В 1944 году, после освобождения Одессы от немецко-румынских захватчиков, возрождается Свято-Успенская обитель. Сюда возвращаются из рассеяния по городам и весям необъятной страны ее бывшие насельники - кто из тюрем и лагерей, кто из фронтового ада. В те годы заброшенная обитель представляла собой весьма печальное зрелище. Монастырские земли были заняты под жилье местными жителями. Потребовалось немало усилий для того, чтобы их переселить, дать кров, не обидеть. Да и сами уцелевшие строения обители представляли собой то, что святой пророк Даниил назвал «мерзостью запустения, стоящей на святом месте». Однако с Божией помощью братия восстанавливала монастырское благолепие. Отмечу, что в 1944 году был пострижен в монашество и, впоследствии, возведен в сан епископа протоиерей Александр Петин.
Этот шаг в жизни священника напрямую связан со Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским). Отец Александр становится Владыкой Никоном, ему вверяются в окормление сначала Ворошиловградская епархия, затем еще и Донецкая, а потом - Одесская и Херсонская. Архиепископ Никон взял на себя подвижнический труд восстановления всех этих обширных епархий из послевоенной разрухи, безбожного поругательства. Сегодня нам трудно представить себе, как один человек мог управляться со столь многочисленными приходами! В 1946 году монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). А в 1948 году на Одесскую кафедру им назначается Архиепископ Никон (Петин). Трудами этого замечательного Владыки Свято-Успенский мужской монастырь буквально преображается.
Известно
особое расположение Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) к
Свято-Успенскому мужскому монастырю, - он любил здесь проводить время
«на даче». Поэтому в обители были построены специальные - патриаршие -
покои. Так и монастырь стал именоваться Патриаршим.
В годы хрущевского волюнтаризма именно это ежегодное летнее присутствие Святейшего Патриарха спасло монастырь от очередного закрытия и разорения.
В 1961 году в монастырь была переведена Одесская Духовная Семинария. Переезд был осуществлен за одну ночь. Нужно ли говорить, каких усилий это потребовало? А все потому, что советское руководство раздражало присутствие «людей в рясах» в центре города. То, что в монастыре не было достаточно помещений для семинаристов, никого, понятно, не волновало. Духовное учебное заведение разместилось в бывшей монастырской гостинице. Отметим, что особая забота Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) позволила сохраниться Одесской Духовной Семинарии, несмотря на все попытки местных и республиканских властей закрыть ее. В те годы Святейший Патриарх лично направлял учащихся из двух других, оставшихся на территории СССР семинарий, в Одессу для того, чтобы не прерывался учебный процесс. Нужно ли говорить, что в те годы, само желание стать священником было исповедничеством. Новые богоборцы уже во второй половине ХХ века надеялись отвратить народ от Церкви Божией и всерьез думали, что храмы, рано или поздно, закроются сами собой. Однако не зря сказано Самим Господом в Евангелии, что и «врата ада не одолеют Церкви».
В те годы забота Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) позволила не просто сохранить Свято-Успенский монастырь и Одесскую Духовную Семинарию. Святейший проводит здесь множество встреч с иностранными делегациями - мирскими и духовными, организует конференции. Впоследствии, по милости Божией, вышло так, что и монастырь, и семинария, стали объектом гордости советского правительства, свидетельством того, что в СССР есть свобода совести и вероисповедания.
В 1964 году в Свято-Успенском монастыре окончил свой земной путь афонский монах, святой угодник Божий преподобный Кукша Одесский. В его жизни было место и исповедническому подвигу в сталинских лагерях, и подвигу православного подвижника, целителя душ и телес верующих в Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И сегодня к его мощам за исцелением спешат богомольцы из всех сторон православного мира, - каждый получает исцеление по мере своей веры. Рака с мощами этого святого угодника Божия сегодня находится в нижнем помещении нового храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», освященном в честь преподобного Кукши.
Рака с мощами преподобного Кукши Одесского
И в последующие годы «Патриаршая дача» пользовалась любовью у Предстоятелей Русской Православной Церкви.
А с избранием на Патриарший Престол Святейшего Кирилла, началась так сказать, «вторая жизнь» этих покоев. К визиту Его Святейшества в Одессу в монастырской резиденции был сделан ремонт, сюда были подведены новейшие коммуникации и средства связи. 20 июля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Успенский мужской монастырь и свою обновленную резиденцию. Святейший Патриарх Кирилл посадил березку в Свято-Успенском мужском монастыре.
Православные одесситы воспринимают столь значительную реконструкцию Патриарших покоев Свято-Успенского мужского монастыря, как реальную возможность создания в нашем городе резиденции Святейшего Патриарха Кирилла, в которой Его Святейшество будет чаще бывать, встречаться с паствой.
Свято-Успенский храм - новый облик