Личные истории

Исполнитель роли патриарха Никона Валерий Гришко дал эксклюзивное интервью "РГ"

Валерий Гришко и Николай Досталь на съемках сериала "Раскол".

 Валерий Гришко и Николай Досталь на съемках сериала "Раскол"

В эти дни на телеканале "Культура" идет сериал "Раскол", в котором актер и главный режиссер Самарского театра драмы сыграл столпа русской истории - патриарха Никона. О ролях в кино и о роли личности в истории с Валерием Викторовичем беседует корреспондент "РГ".

 "Российская газета": - Среди ваших ролей - крупнейшие исторические фигуры. У Досталя вы сыграли патриарха Никона. Перед этим снимались у Владимира Бортко в картине "Петр Первый. Завещание" в роли основателя русского флота адмирала Апраксина. А сейчас идет работа у Карена Шахназарова над образом маршала Жукова. Чем объясните такое интерес к истории?

Валерий Гришко: - Похоже, что этот интерес совпадает со зрительским, ведь фильмы об истории позволяют нам говорить о проблемах современности острее и образнее, чем о сиюминутных событиях - все построено на аналогиях. Так в "Петре I" царь постоянно укоряет Меньшикова, что он разворовывает Россию. А бояре в "Расколе" твердят, что "спасение России всегда было выгодным делом". Исторические картины позволяют многое осмыслить в дне сегодняшнем, и, хочется верить, сделать какие-то выводы на будущее. Что касается моей актерской судьбы, то действительно за два последних года в ней пересеклись патриарх Никон, Иосиф Сталин и маршал Жуков. Все это сложные личности и сложные роли. Особенно у Шахназарова в картине "Белый тигр". "Тигр" - это немецкий танк времен второй мировой войны. И в фильме, по сути, две главные фигуры, противостоящие друг другу - советский танкист и мистическая боевая машина. У маршала Жукова в картине только три сцены, но поскольку эта личность ключевая в истории, работа была сложной. И главная трудность заключалась в том, что вставал вопрос, кого играть - Жукова или Михаила Ульянова в образе Жукова. Конечно, мы видели хроники с реальным Георгием Константиновичем, но Ульянов-то стоит перед глазами миллионов!

"РГ": 27 октября в Берлине состоится премьера эксцентричной немецкой ленты "Отель Люкс", в которой Вы сыграли роль Сталина. Его было играть проще, чем Жукова? Почему вообще немцы решили снять фильм о величайших злодеях Сталине и Гитлере в жанре комедии?

Гришко: - Не немцы, а лично режиссер Леандер Хаусманн - личность неординарная, этакий талантливый возмутитель спокойствия, эпатажный "мальчик" в возрасте под пятьдесят. Но, ведь высмеивая свои страхи, человечество от них освобождается. Суть киноистории такова - в 1933 году два артиста варьете, игравших пародию на Гитлера и Сталина, после прихода фашистов к власти, вынуждены бежать в СССР, и оказываются в легендарной московской гостинице "Люкс" - "потерянном рае" Коминтерна. Но убежав со сковороды они попадают ... в огонь. В числе прочих злоключений, им предстоят и встречи с настоящим Сталиным, которого я и сыграл. Увидят ли эту картину в России, не знаю - все зависит от прокатчиков.

"РГ":  Расскажите подробнее об образе Никона, который сегодня у всех на виду. Как вы пришли к этой роли?

Гришко: - Тут я будто вскочил на подножку уходящего поезда. Буквально за десять дней до начала съемок приехал в Москву. Мне нехотя перед этим сказали - приезжайте, хотя были уже и другие кандидатуры. Когда Николай Досталь посмотрел на меня, он сказал: "Откуда вы приехали, из Самары? Ну, идите, гримируйтесь". Мне дали парик, бороду - еще не мои, потому что потом на меня шили четыре парика и разные бороды, ведь в фильме проходит вся жизнь Никона до самой смерти. Когда я надел это все, Досталь посмотрел на меня уже другими глазами. Мы поехали на пробы, снимали по 10-12 вариантов четырех сцен. Когда все закончилось, я сказал Николаю Николаевичу: "Если не получится с Никоном, то даже с алебардой постоять в вашем фильме сочту за честь". А он ответил: "Не знаю, не знаю. Будем смотреть". Я вернулся в Самару ставить спектакль с мыслью, что, скорее всего, обо мне не вспомнят... но вдруг звонок: "Вы утверждены, срочно возвращайтесь в Москву"...

"РГ":  Роль патриарха Никона - пожалуй, главная в фильме о расколе церкви. Но чем этот образ интересен именно вам?

Гришко: - Никон, наверное, собрал в себе все возможные противоречия человеческой натуры. Он вышел из самых низов, из мордовских крестьян, но сделал неслыханную карьеру - достиг уровня патриарха всея Руси. Он же, в общем-то, был не очень грамотным, не знал языков, хотя по чину должен был. Но, благодаря своей харизме, имел почти магическое влияние на царя, что ставило его изначально в конфликтное положение с образованным духовенством Руси.

Для меня эта фигура в чем-то перекликается со Сталиным. Не по кровожадности, его в Никоне нет, а по внутреннему трагизму. Среди революционеров Сталин тоже всегда был на последних ролях и вдруг дошел до самого верха. Этот момент возвышения, вопреки обстоятельствам, наложил отпечаток на все его правление. Вот и Никон тоже был вынужден жестокими способами утверждать себя. Не ради того, чтобы стоять на верху церковной иерархии, а ради великой цели - возвышения Русской православной церкви. Ведь к этому времени уже пала Византия, ее территория принадлежала туркам. Москва должна была стать третьим Римом...

"РГ":  По сравнению с "Иваном Грозным" Эйзенштейна "Раскол" Досталя не вызывает ужаса, хотя эпохи по накалу жестокости вполне сопоставимы...

Гришко: - Здесь и не было такой цели. Может показаться странным, но сам Никон никогда сознательно не культивировал жестокость. Мы много говорили с Николаем Досталем о том, где зарождаются истоки раскола. Ведь мы, воспитанные на марксизме, привыкли, что историю делают массы, а личность лишь выразитель их настроений. Но большинство философов говорит, что именно личность может сыграть в истории огромную роль. Одна и та же идея, реализуемая разными людьми, приводит к диаметрально противоположным результатам.

Да, Никон мог дать жесткий приказ - казнить, сослать, и делал это направо и налево. Но, в отличие от Ивана Грозного, он не наслаждался муками людей. Жестоким обращением с противником он лишь прокладывал дорогу своей великой идеи. Тогда необходимо было поставить Русскую церковь наравне с патриархами иерусалимским, константинопольским, греческим. Для этого на Руси должны были привести в соответствие обряды, в том числе троеперстие - символ веры. Это и до него пытались делать, но вяло. А Никон за короткие восемь лет, что занимал место патриарха, сумел этого добиться. Я думаю, в этом особый склад сильной личности, если перед ней открывается широкое поле деятельности, то любой, кто существует не в ее ритме, становится препятствием и врагом. Правда, финал жизни таких людей, как и у Никона, часто складывается трагично...

"РГ":  Будучи театральным режиссером, вы привыкли быть на сцене и царем и богом, а в ипостаси киноактера приходится самому подчиняться чужому замыслу. Как складываются ваши отношения с режиссерами на съемочной площадке?

Гришко: - Я понимаю, что режиссер в любой постановке главный. Но, у меня практически всегда складываются хорошие отношения с режиссерами, они мне абсолютно доверяют, зная о моем режиссерском опыте, сами часто просят поработать с партнерами, так что по существу иногда выступаю и в качестве ассистента режиссера. Случается, конечно, что на съемочной площадке меня четко поправляют, и тогда я с удовольствием подчиняюсь режиссерскому видению, тем более, если имею дело с мастерами.

Например, с Николаем Досталем, несмотря на то, что уже должны были начаться съемки, мы три дня сидели друг напротив друга и обговаривали все 125 сцен, где занят Никон. Так я ни с одним режиссером в кино не работал! И вот я тогда понял, что попал не просто к кинорежиссеру, а к настоящему киноакадемику. Впрочем, мне на режиссеров везет практически с первого дня в кино - Александр Орлов, у которого в 2002 году я дебютировал в фильме "Любовь императора", Андрей Черных, у которого сыграл первую свою крупную роль - чеченского генерала в фильме "Дело чести". И конечно Владимир Бортко, Карен Шахназаров...

"РГ": У Вас богатая не только биография, но и творческая география: работали в Кемерово, 12 лет в Германии, потом в Новосибирском театре "Красный факел". С 1985 года - режиссер Санкт-Петербургского театра имени Комиссаржевской, а с 2009 - главреж самарского академического театра драмы. Что привело Вас на Волгу?

Гришко: - Не, что, а кто? Директор и худрук самарской драмы Вячеслав Гвоздков, с которым мы оба из плеяды питерской "театральной шпаны", вместе учились в ЛГИТМиКе. Он давно уговаривал меня поставить в Самаре спектакль, но долгое время это не получалось. Наконец, в 2004 я поставил здесь "Амадеуса", зритель спектакль принял, а дальше завертелось... Скажу сразу, что никакого ощущения провинции у меня в Самаре нет. Когда я показываю столичным коллегам спектакли, поставленные здесь, они мне откровенно завидуют, потому что таких возможностей по актерскому составу и по материальному обеспечению (декорации, костюмы, свет) нет не только в большинстве столичных театров, но и в Германии, где я много работал. К тому же, в самарской драме мы создали сильную труппу, в которую недавно был принят целевой выпуск Петербургской театральной академии - наши с Вячеславом Гвоздковым ученики.

А что касается оседлости, то для режиссера полезны перемена мест и новые впечатления. Мой дом - в Питере, где я продолжаю работать в театре Комиссаржевской. В Самаре - у меня съемная квартира, и тоже много дел. Сейчас ставлю в Вильнюсе "Полет над гнездом кукушки". В конце октября лечу на премьеру в Германию. Слава Богу, пока я работаю там, где мне нравится.

Кстати

В создании историко-мистической ленты Карена Шахназарова "Белый тигр" участвуют сразу три представителя Самары: музыкант и художник Сергей Февралев, актер Валерий Гришко и... фашистский танк "Тигр", собранный в самарской макетной студии "Рондо-С". Это - действующая модель танка в натуральную величину (но втрое легче) с цельнометаллическим корпусом и дизельным двигателем от военного тягача. Машина способна, как настоящий танк, развивать скорость до 38 километров в час и вмещать экипаж из пяти человек.

Ирина Чечурина

http://www.rg.ru/2011/09/20/reg-svolga/grishko.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Гришко:
Личные истории
Исполнитель роли патриарха Никона Валерий Гришко дал эксклюзивное интервью "РГ"
20.09.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
Народ ломают на глазах
Новый комментарий от наталья чистякова
29.03.2019
«Страшнее другие вирусы – "духи, одаренные умом и волей"»
Новый комментарий от наталья чистякова
29.03.2019
Значение поста по отношению к падшим духам
Новый комментарий от Пётр
29.03.2019
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от София7
29.03.2019
«Внезапный вирус». Актуальное стихотворение
Новый комментарий от Пётр
29.03.2019
Карантин или пост?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
29.03.2019