Иной и его дни

Несколько слов о книге

Новости Москвы 
0
131
Время на чтение 6 минут

Почему монаха в русском обиходе зовут ещё иноком?

Монах (μοναχός) - слово греческое, оно производно от понятия один, единственный (μόνος). Когда же мы говорим инок, тут проступает для разумения другой смысл: инок - иной. Он иначе живёт, чем все мы. Он иночествует. Для этого ему не обязательно уходить в затвор, в недоступный для всех скит. Он может жить и среди таких же, как сам, иных, в соседней с ними келье.

Но он и здесь один, иной. Объяснения смысловых оттенков, как видим, просты и их теперь знают и многие люди, живущие в миру. Но от такого знания жизнь монаха, смысл его существования нам, увы, не становятся понятней и доступней.

Архимандрит московского Сретенского монастыря отец Тихон (Шевкунов) в своей только что вышедшей книге,* говоря о любимом духовном наставнике, знаменитом старце Псково-Печерского монастыря отце Иоанне (Крестьянкине), неожиданно признаётся: «...трудно даже пересказать всё, что происходило за те двадцать пять лет, что знал отца Иоанна. Хотя как раз утверждать, что я знал его, было бы, пожалуй, неверно. Отец Иоанн весь был одной поразительной и прекрасной тайной».

Признание тоже по-своему поразительное. Ведь об иноке говорит не человек со стороны. Монах повествует о монахе. Отцу Иоанну в книге архимандрита Тихона посвящён целый рассказ, один из самых больших по объёму, безукоризненно достоверный, поскольку автор, как и во всей книге, не позволяет себе даже намека на вымысел. Старец присутствует здесь, да и в других рассказах, не худосочной тенью. Мы видим, как он в разные годы и десятилетия неутомимо подкрепляет своего духовного сына советами, от чего-то предостерегает, в чём-то утешает... И, однако, остаётся для него «поразительной и прекрасной тайной».

А разве не такая же сокровенность - судьба монаха Михаила, принявшего в тех же Печорах с именем Мелхиседек великую схиму, то есть высшую степень отречения от мира - вскоре после своей клинической смерти и чудесного воскрешения?

Перетрудившись за исполнением большого физического послушания (он был прекрасным столяром), монах здесь же, в мастерской неожиданно умер. Среди тех, кто сбежался на крики о несчастье, был и отец Иоанн (Крестьянкин). Постоял-постоял, да вдруг произнёс: «Нет, это не покойник. Он ещё поживёт!» И принялся усердно молиться.

Через время столяр открыл глаза. Над ним сгрудились и увидели, что монах пребывает в великом потрясении... Честно говоря, неловко пересказывать события, о которых в книге сказано языком простым, точным в подробностях, ярким и выразительным. Поэтому лучше приведу цитату с описанием ночной беседы в пустом храме, где молодой послушник надеется узнать от схиигумена Мелхиседека, что же с ним произошло в тот смертный час:

«Выслушав мой вопрос, отец Мелхиседек долго стоял молча у царских врат, опустив голову. А я всё больше замирал от страха, справедливо полагая, что дерзостно разрешил себе нечто совершенно непозволительное. Но наконец схимник слабым от редкого употребления голосом начал говорить.

Он рассказал, что вдруг увидел себя посреди огромного зелёного поля. Он пошёл по этому полю, не зная куда, пока дорогу ему не преградил огромный ров. Там, среди грязи и комьев земли, он увидел множество церковных кивотов, аналоев, окладов для икон. Здесь же были исковерканные столы, сломанные стулья, какие-то шкафы. Приглядевшись, монах с ужасом узнал вещи, сделанные его собственными руками. В трепете он стоял над этими плодами своей монастырской жизни. И вдруг почувствовал, что рядом с ним кто-то есть. Он поднял глаза и увидел Матерь Божию. Она тоже с грустью смотрела на эти многолетние труды инока. Потом Она проговорила:

- Ты монах, мы ждали от тебя главного - покаяния и молитвы. А ты принёс лишь это...

Видение исчезло. Умерший очнулся снова в монастыре».

Но вот ещё одна тайна: очнулся бы он от смерти, не стой над ним в тот час его собрат, отец Иоанн со своей молитвой к Богородице?

Рассказ об отце Мелхиседеке завершается ещё одной беседой молодого, ошеломлённого новыми испытаниями послушника со схимонахом. Она происходит тоже наедине, и её тоже лучше не пересказывать:

«Я поведал ему о своих бедах и неразрешимых проблемах. Отец Мелхиседек выслушал всё, неподвижно стоя передо мной, как всегда, понурив голову. А потом поднял на меня глаза и вдруг горько-горько зарыдал:

- Брат! - сказал он с невыразимой болью. - Что ты меня спрашиваешь? Я сам погибаю».

Вот и всё, чем старец «утешил» молодого. Но почему же тогда послушник покидает его келью с таким просветлённым и даже радостным чувством, осознавая ничтожность всех своих «проблем»?

Легче всего сказать: потому что они - иные. Но, читая книгу, видишь, что самому автору мало такой констатации. Ему важно проверять иноческое мирским, светское - монашеским. И потому повествование то и дело выплёскивается за пределы монастыря, в мир. Потрясают силой исповедального чувства рассказы о последних днях жизни великого кинорежиссёра и актёра или родственницы великого полководца. Кто-то особо задержит внимание на притчах о древних византийских христианах, о пустынниках Востока. Или на авантюрных сюжетах о современных пройдохах, которые ищут поживы в среде доверчивых православных интеллигентов. Печать грустного лиризма - на цикле рассказов о жизни молодых сельских батюшек, разбросанных для своих трудов по северным захолустьям, бедствующих, но не духом своим.

И всё же композиционным ядром книги остаются портреты великих старцев Псково-Печерской обители. От каждого из этих характеров веет мощью и... всё той же высокой тайной. У молчальника отца Серафима, к которому автор относится, «как к живому святому», лишь однажды прорывается признание: «Вы даже не представляете, что такое монастырь! Это... жемчужина, это удивительная драгоценность в нашем мире! Только потом вы это оцените и поймёте».

По-лесковски сочно описан «вредный» монастырский казначей отец Нафанаил. Этот неусыпный страж всего лаврского добра, сам годами ходит в застиранной рясе. И он же успевает единолично составлять распорядок церковных служб на каждую неделю. И путеводительствовать по пещерам монашеской усыпальницы, где вызывает восхищение паломников своими познаниями из истории обители.

Как и Нафанаил, пришёл в Печоры с полей и из окопов Великой Отечественной войны рыжевласый богатырь отец Антипа. Этот лев обликом, но агнец душой, запомнился как великий ценитель акафистного пения....

И, конечно, никак не мог обойти вниманием автор книги ещё двоих из этого же братства... Иван Михайлович Воронов. Артиллерист-наводчик, гвардеец. Боевой путь от Москвы до Берлина. Пострижен в монахи с именем Алипий. Тринадцать лет наместничества в Печорах...

Когда в 1982 году выпускник столичного ВГИКа Георгий Шевкунов, впервые приехал сюда, он уже не застал отца Алипия в живых. Но застал общее благодарное памятование о нём как о поистине Великом Наместнике, неколебимом исповеднике веры. Особенно ярко этот его дар проявился в годы хрущёвского антицерковного разгула, когда древняя обитель неоднократно стояла на грани упразднения. Но половину её насельников составляли, как и Алипий, ветераны и участники войны. И они хорошо усвоили пароль своего пастыря: «Господь боязливых не любит». А второй заповеди - «Побеждает тот, кто переходит в наступление» - каждого из них сама война выучила.

Наконец, архимандрит Гавриил... Переняв от Алипия посох настоятеля Печор, Гавриил будто соревнуется с Великим Наместником в доблести стояния за обитель и её насельников. Но так истово и горячо, что часто его учительство оборачивается неоправданной суровостью в обращении с монахами. Рассказывая об этих излишествах крутого человеческого характера, автор книги и здесь не изменяет своему принципу непрогибаемого слова. Каждый, кто сам прочитает книгу, сразу обнаружит в ней эту особую пульсацию искренности, подлинно исповедального доверия автора своему читателю. А как без такой открытости было бы возможно объяснить шокирующий уход выпускника престижного киновуза в добровольное монастырское заточение - прямиком «к мракобесам»? Как иначе передать его внутренние борения при первых же шагах послушничества, когда испытуемого посылают, к примеру, в колокола звонить, не просфоры печь или дрова колоть, а за коровами на скотном дворе убирать. Но для самого начала - канализационные шахты чистить.

Настоящую искренность не спутать с самовыпотрашиванием. Она обязательно целомудренна и потому всегда и везде неминуемо вызывает ответное читательское доверие.

И, напоследок, ещё несколько слов об этой книге, так непосредственно и прямо вводящей нас в область особого служения Богу и миру. С её страниц, поверх всего, о чём бы ни велась речь, светят неиссякаемо радость и веселие. Догадываюсь, те самые, о которых говорит Иисус Христос в своих заповедях о блаженстве: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

*Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. Издательство Сретенского монастыря ОЛМА. Москва, 2011.

Юрий Лощиц

http://www.voskres.ru/literature/critics/yuriy.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Михайлович Лощиц
Торжество и смерть в Риме
14/27 февраля - память Св.Равноап.Кирилла, учителя Словенского (869)
26.02.2024
Сказы наших дней
К 60-летию Сергея Котькало
04.08.2020
«Феномен славянства - великое личное волнение»
Юрий Лощиц считает, что наследие славянских учителей - не только наше прошлое, но и будущее
22.09.2016
Радован вас всех переживет!
И пребудет в своём народе светел, не запятнан, не сломлен...
30.03.2016
Все статьи Юрий Михайлович Лощиц
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22