В минувший вторник во время переговоров в Сочи с новым финским премьером Владимир Путин поднял вопрос о судьбе дела Риммы и Антона Салоненов.
Его коллега из страны Суоми попытался уйти в сторону: "Эти вопросы носят частный характер и не являются политическими..." Согласившись, что "это дело не политиков, а самих людей", глава российского правительства позже на пресс-конференции подчеркнул, что взрослые всегда должны думать не о своих личных амбициях, а об интересах детей, и соблюдать законы страны пребывания, укреплять международно-правовые нормативные базы.
На этой встрече в верхах прозвучало и предложение российской стороны о создании совместного с Финляндией совета по вопросам усыновления и обеспечения прав детей в смешанных браках, которое Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов назвал "крайне важной" инициативой, заметив, что до сих пор Финляндия уклонялась от решения острого вопроса.
Вчера мы связались по телефону с Риммой Салонен. На вопрос "РГ", считает ли мать похищение своего ребенка вопросом "частного характера", она ответила:
- Я очень тронута тем, что в условиях нынешней глобальной экономической нестабильности на таких важных межгосударственных переговорах было уделено внимание судьбе моего сына. И очень важно, что Россия предлагает конкретные пути решения подобных проблем и помощи женщинам и детям, оказавшимся в сложной ситуации.
- И конечно, - сказала Римма, - "дело Салонен" и другие случаи изъятия детей у русских женщин не являются лишь "семейным, частным делом". По данным центральной криминальной полиции Финляндии, в похищении и контрабанде Антона принимали участие около десятка финских дипломатов. В те дни на финском телевидении прозвучало, что вывозом Антона из России в багажнике дипломатической машины финская сторона "утерла нос великой и могучей ФСБ", а финская газета Satakunnan Kansa сравнивала суд по опекунству с Зимней войной между Финляндией и СССР, где Финляндия ведет со счетом 10:0. Все это, согласитесь, не похоже на бытовое семейное разбирательство...
Далекий от "бытовухи" оттенок прослеживается во многих историях изъятия детей у русских женщин. Весной, когда Рабочая партия Финляндии выдвинула Римму на выборы в финский парламент, ей пришлось изучить материалы многих похожих дел. Некоторые из них известны гражданам России, как, например, дела Инги Рантала, Марии Линд, Гульмиры Хейккинен и других.
А совсем недавно громом с ясного неба ухнуло дело Людмилы Риипинен. В последние годы она с 12-летней дочкой Соней жила в Израиле. И только что, 5 августа, в Хельсинки, куда они приехали в гости, Соню - без решения суда, без психологической экспертизы - изъяли у матери и поместили в финский детдом.
В подтверждение своей точки зрения Римма Салонен приводит известные в Финляндии громкие цифры:
- Только после 2008 года из семей было изъято 18 тысяч детей... За каждое изъятие ребенка социальные работники получают по 38 тысяч евро. За каждого ребенка, помещенного в детский дом, это учреждение получает по 300 евро в день. Детские дома в Тампере (город, где живет Римма - Ред.) благодаря этому получают 12 млн евро в год.
Римма также рассказала "РГ", что недавно на очередном допросе в полиции Тампере следователь неожиданно заявила, что ее ребенок сейчас находится не у отца, а в детдоме. Встревоженная мать обратилась к начальнику социальной службы г. Кокемяки Ейа Куокка с запросом о местонахождении Антона, но та отказалась предоставить информацию.
На последней же встрече с сыном в минувший понедельник Салонен обратила внимание, что сын, "несмотря на холодную погоду, одет в какую-то изношенную майку и самодельные шорты, вид у него был очень неопрятный, а запах от него странный". То ли мальчик и в самом деле находится в детдоме, то ли у Пааво, отца Антона, нет сил (ему около 70 лет) и средств следить за сыном.
Досье "РГ"
После развода с мужем финном Римма Салонен уехала с сыном Антоном (с рождения имеющим российское гражданство) домой в Россию. В 2009 году Антон был похищен отцом и вывезен в Финляндию в багажнике дипмашины. С того времени Римма пережила в Финляндии несколько судов, была осуждена на полтора года условно за "незаконное лишение свободы и похищение ребенка", заклеймена финскими СМИ как преступница и сумасшедшая.
В заключении финского психолога отмечается: из-за пережитого похищения, разлуки с матерью, из-за запрета носить православный крестик и говорить на русском языке развитие мальчика нарушено, он замкнулся и в итоге не знает ни финского, ни русского языка.
Тем не менее в апреле нынешнего года очередной суд отказался вернуть Римме Салонен право опекунства над ребенком.
Отец Антона, Пааво Салонен - "финн-герой" - на деле, как рассказывают свидетели, сыном не занимается, кормит его разогретыми полуфабрикатами, мальчик, предоставленный сам себе, бродит по улицам маленького г. Кокемяки.
"В Финляндии, к сожалению, систематически нарушаются права детей. И речь идет не только о российских, но и о русскоязычных гражданах в целом", - считает представитель Риммы Салонен, доцент социологии и криминологии Хельсинкского университета Йохан Бекман. Он напомнил, что не так давно Комиссия ООН по правам детей в отчете по Финляндии дала достаточно критические оценки соблюдению прав детей в этой стране.