В 1943 году в воздушном бою он был тяжело ранен. В госпитале ему ампутировали левую руку. А через несколько месяцев он вернулся в строй и продолжил летать...
Об этой удивительной истории мне рассказали в музее поселка Поныри Курской области. Я увидела на стенде фотографию летчика Ивана Леонова и рядом изображение какого-то странного протеза, который, как пояснил экскурсовод, помогал авиатору, лишившемуся руки, управлять самолетом. Неужели и такое могло быть?
Через несколько дней я уже ехала в Щекино Тульской области, где, как мне сказали, поживает герой. Меня встретил высокий, богатырского сложения человек. Взгляд добродушный, приветливый. Иван Антонович стал сразу показывать мне документы, фотографии. Родом он оказалось из деревни Моговка Орловской области. Рассказывал, что еще ребенком ездил верхом на лошади, помогал родителям и землю пахать, и серпом жать. Однажды мальчишкой увидел низко пролетавший над полем самолет. Ходил как зачарованный: «Буду летчиком!» Но до исполнения мечты были еще годы и годы. Иван, окончив семилетку, уехал в Брянск, поступил в ФЗУ, овладевал профессией помощника машиниста паровоза. Но мечта - стать летчиком не оставляла его. Он записался в аэроклуб. По воскресеньям втискивался в прокопченный вагончик пригородного поезда, по лесной дороге добирался к летному полю, где поблескивали на солнце учебные самолеты. Иван Антонович вспоминал о полетах с поэтической восторженностью:
«Что такое полет? Кажется, что ты паришь, подобно птице. Испытываешь неповторимый восторг! Мне хотелось петь. И я пел, кричал в воздухе, хотя и сам себя не слышал за шумом мотора».
Ивану Леонову дали путевку в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации. Он окончил ее в 1941 году. Его направили на фронт весной 1942-го. Воевал на дальних подступах к Москве. Впервые он увидел небо в грохотах разрывов, в полосах слепящих прожекторов, трассах свинца.
«Воздушный бой длится мгновения, - говорит Иван Антонович. - Но бывали у нас в полку случаи, когда всего за несколько минут у молодых летчиков появлялась седина... В бою приходится, как говорится, вертеть головой на все 360 градусов. Отовсюду может достать враг. Бросаешь самолет в такие фигуры, которые в иное время, может быть, и не сделал бы. А самое главное в бою - ты должен порой в доли секунды принять единственно верное решение, от которого зависит: выйдешь ли ты победителем или погибнешь. Боевой полет - тяжелое испытание даже для молодых, тренированных летчиков. Случалось, кто-нибудь из ребят приведет самолет на аэродром и вдруг ткнется головой в приборы. Что такое? Ранен? Убит? Нет, потерял сознание от переутомления... Но молодость выручала нас. Отдохнешь, сколько отпущено времени, и снова вылетаешь». Иван Леонов вместе с другими летчиками был отправлен в Арзамас, где осваивал самолет Ла-5. Вернулись они на фронт на новых истребителях.
С весны 1943-го он воевал на подступах к Курску. «Почти каждый день вели воздушные бои. Но я хочу рассказать и о том, сколько у наших ребят было оптимизма, энергии! Обычно мы жили в стороне от аэродрома. Вечером, после полетов нам подавали грузовую машину, и мы, несмотря на усталость, стоя в кузове, часто пели свои любимые песни. В нелетную погоду устраивали концерты художественной самодеятельности. Почти каждый из нас показывал какой-нибудь свой номер. Кто плясал, кто стихи читал. Я играл на гармони, пел частушки, которые сам и сочинял».
...Июль 1943 года. Сражение на Курской дуге. Иван Леонов сбил лично 5 самолетов противника и 2 в группе. 15-го июля он вместе с командиром эскадрильи Владиславом Шестаком вылетел в район Понырей на аэрофоторазведку, чтобы снять вражеские позиции, расположение техники, подход резервов противника. Они уже возвращались после съемки, как вдруг увидели внизу два фашистских самолета. И хотя разведчикам не положено было ввязываться в воздушные бои, командир эскадрильи Шестак принял решение: «Атакуем!»
Над крыльями одного из немецких самолетов потянулся дым. Сбили! Но в эти мгновения Леонов и Шестак увидели: сверху приближаются к ним четыре «фокке-вульфа». Завертелась огненная карусель воздушного боя.
«Мой самолет тряхнуло, кабина наполнилась гарью, - вспоминал Иван Антонович. - Пробило бензобак. Я только успел передать по радио Шестаку: «Слава, я горю!» Сначала даже не понял, что ранен. Показалось только, что обожгло плечо. В горячке отстегнул парашют, выпрыгнул из самолета. Надо мной прошел немецкий самолет, летчик выпустил очередь, хотел добить меня в воздухе. Я упал в заросший пруд. Только тут я почувствовал страшную боль в плече. Я облеплен грязью, из открытой раны бьет кровь. Рука висит плетью».
Иван Леонов попал на нейтральную полосу между нашими и немецкими позициями. Бойцы в окопах следили за воздушным боем, видели, как сбили наш самолет. Командир батальона с переднего края направил группу бойцов на поиски спустившегося на парашюте летчика. Немцы тоже пробирались к месту падения летчика, чтобы захватить его в плен. Началась перестрелка. Наши бойцы под огнем вынесли раненого Ивана Леонова. От нестерпимой боли он то кричал, то впадал в забытье.
Госпиталь, в который попал летчик-истребитель, располагался в одной из школ города Ельца.
Очнувшись после операции среди стонущих от боли людей, он беспомощно уткнулся в подушку. Левой руки у него не было по самое плечо.
Иван Леонов, потрясенный, лежал, уставившись в одну точку. Ему не хотелось больше жить. Над госпиталем проносились боевые самолеты. Где-то неподалеку располагался аэродром. Все, что знал и умел Иван Леонов, к чему стремился с детских лет, теперь ушло из его судьбы. Он чувствовал себя беспомощным.
Последние сложные операции ему сделали в московском госпитале. Молодой организм набирался сил. Леонова теперь часто видели в мастерской при госпитале. Он брал в руку то один рабочий инструмент, то другой, испытывая себя. У него затеплилась надежда настолько дерзкая, что он никому не решался о ней рассказать. Целых полгода он лечился в госпиталях. У него было время обдумать свое решение. Он думал неотступно о том, как вернуться в авиацию. Иван Леонов убеждал себя, что его положение не безнадежное. Он сможет сделать какой-нибудь необычный протез, который поможет ему управлять самолетом. Недаром он учился слесарному делу в ФЗО. Шла война, и Иван Леонов не мог и представить, что будет в стороне от фронта.
Когда Ивана выписывали из московского госпиталя, ему удалось убедить медицинскую комиссию, чтобы его отправили не в тыл, а в распоряжение штаба 1-й Воздушной армии. Он доказывал, что ему, опытному летчику, найдется дело на аэродроме. В феврале 1944-го Иван Леонов выехал на фронт.
Из Москвы его провожала уже жена, Нина Васильевна, медсестра госпиталя. Ей одной он доверил свою тайну - что будет пытаться вернуться в небо.
В 1-й Воздушной армии Иван Леонов стал одним из офицеров наземной службы. Однако, когда в штабе армии он сказал, что хотел бы снова летать, ему напрямую ответили: «Да вы с ума сошли! Ни вашей жизнью, ни самолетом рисковать не будем!» Казалось, Леонову навсегда заказано летать. Но не таков он был, этот мужественный и целеустремленный человек.
В то время 1-й Воздушной командовал Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Михаил Михайлович Громов. Имя этого прославленного летчика было известно всей стране. В 1937 году вместе с летчиками А. Юмашевым и С. Данилиным он совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку. Когда-то его портрет Иван Леонов поместил над своей кроватью в общежитии. Теперь он решил попытаться лично обратиться к М.М. Громову с просьбой дать ему возможность снова попробовать себя в летном деле.
Леонов смог добиться разрешения приехать на попутной машине в село Красное, где в одном из деревенских домов находился командующий 1-й Воздушной армией. Он дождался, когда Громов прибудет на обед, и убедил адъютанта пропустить его в дом по личному важному делу. Увидев летчика с пустым рукавом, Громов сразу пригласил его в кабинет. Иван Леонов изложил ему свою просьбу. Они долго говорили. Командующий Воздушной армией проникся его историей и тут же отдал приказ - дать ему право на эксперимент!
Леонова направили в 33-ю отдельную эскадрилью связи, которая обслуживала штаб 1-й Воздушной армии. Ему передали видавший виды самолет У-2. и он начал конструировать протез, который поможет ему управлять самолетом. Вместе с опытным механиком день за днем они придумывали разные приспособления. Ничего не получалось. И вот однажды, возвращаясь с аэродрома, Леонов вдруг «увидел», каким должен быть его протез. На другой день вместе с механиком они сделали металлический обруч, который жестко обвивал обрубок плеча. К обручу присоединили металлическую конструкцию с шарниром на конце, который крепился к ручке сектора газа. Двигая плечом, летчик мог выполнять одну из операций - давать газ. Сначала, сидя в кабине самолета, Иван Леонов проводил тренировки на земле.
Наступил день, когда на летном поле собрались военные специалисты. Они осмотрели изобретение Леонова, убедились, что летчик уверенно выполняет все операции в кабине. И вот дан приказ: «На взлет!» Самолет отрывается от аэродрома, набирает высоту. «Я лечу! Лечу!» - кричал он во всю глотку и помахал крыльями собравшимся на поле авиаторам. Он чувствовал себя победителем - он вернулся в небо!
Больше всего Ивану не хотелось, чтобы к нему относились как к инвалиду и подвижнику. Пусть забудут о его физическом увечье.
Никто и не догадывался, какую боль он испытывал в полете, как кровоточило его плечо. Он выполнял задания наравне с другими - доставлял пакеты в штаб, перевозил раненых...
А война все испытывала отважного летчика. Однажды он доставлял груз в партизанскую бригаду. Когда возвращался обратно, услышал, как по корпусу цокнули пули. Сначала показалось, что судорогой свело ногу. Потом понял - ранен. Кровь сочилась в сапог. Вот когда он почувствовал себя беспомощным. Ни перевязать, ни затянуть жгутом раненую ногу он не мог. От потери крови темнело в глазах. Собрав последние силы, все же пересек линию фронта. Под крылом увидел большую поляну. Приземлился. Неподалеку стояли танкисты. Они бросились к самолету. С изумлением увидели в кабине летчика с протезом. Подхватили его на руки. И снова - госпиталь.
Всего за войну Леонов совершил на фронте сто десять вылетов. Половину из них - без руки.
Вся его жизнь после войны - это тоже вызов судьбе. Ему надо было обрести профессию, найти свое место в жизни.
Вместе с Ниной Васильевной обосновались в Брянске. Все имущество - в вещевом мешке. Своего угла у них не было. Инвалид переходил с одной работы на другую. «Знаешь, чего бы мне хотелось в жизни? Работать с детьми, - говорил Иван Антонович жене. - Неужели у меня не получится?» Он пришел на работу в
детский дом. Здесь воспитывались сироты, чьи родители погибли на войне.
- Я всегда помнил, как мы на фронте обменивались адресами: кто останется в живых, найдет семью погибшего и поможет, - говорил Иван Антонович. - А в детском доме на меня смотрели глаза сирот, которым нужны были участие и ласка. Я думал и о том, что какие-то незнакомые бойцы вытаскивали меня, раненого, с нейтральной полосы, везли в госпиталь.
Я и жив-то остался только потому, что столько добрых людей мне встретилось. Так что долг на мне.
Иван Леонов стал директором детского дома. Десятки сирот называли его теперь батей. Чтобы на примере показать детям, что значит упорство, мужество, Леонов брался за такие дела, которые, казалось бы, не под силу инвалиду. Так, он стал водить мотоцикл и даже принял участие в соревнованиях в День Победы. Ребята бурно радовались его стремительной победе - он сразу вырвался вперед и больше никому не уступил первенства.
Потом Иван Антонович затеял строительство своего дома. Одной рукой выкладывал кирпичную стену, пилил, строгал. На помощь, видя его рвение, пришли друзья. Отстроив дом, Иван Антонович и Нина Васильевна взяли на воспитание пятерых сирот. Случилось это как-то само собой. Один за другим дети сначала ходили в гости, а потом привыкли к этой гостеприимной семье и остались жить. У Леоновых родились двое своих детей.
Мне показали записки одной из дочерей об отце: «Мой отец Иван Леонов всегда отличался неутомимостью и внутренней энергией, присущей одаренным людям. Он трудолюбив и добр безмерно. Пишет стихи и рассказы, посвящая их своим друзьям. Но главный его талант - любовь к детям. Если отец видит детское горе - готов отдать последнее. Вместе с названными братьями и сестрами, которые пришли к нам из детского дома, мы жили как одна дружная семья».
А в 1995 году в его судьбе произошел важный поворот. Из газетной публикации в Армавирском военном авиационном институте летчиков узнали о необычной судьбе своего скромного выпускника. Руководители училища разыскали И.А. Леонова, подняли архивы и добились, чтобы подвиг отважного летчика был оценен по достоинству. В 1995 году И.А. Леонову было присвоено звание Героя России.
Каждый раз, встречаясь с Иваном Антоновичем или разговаривая с ним по телефону, я поражаюсь тому, как мужественно и талантливо он выстраивает свою судьбу.
В 1999 г. на авиационном параде в Туле он снова поднялся в небо в качестве второго пилота на спортивном самолете Як-52. Как автолюбитель со стажем, переехав в Тулу, стал работать преподавателем Тульского автотранспортного техникума. Написал книгу «Назван человеком из Легенды» и выпустил сборник «Стихи и рассказы». Его приняли в члены Союза писателей России. Он удостоен звания «Почетный гражданин города-героя Тулы».
Герой Советского Союза М.М. Громов написал о И.А. Леонове в своих воспоминаниях: «Я восхищаюсь его умением и стремлением преодолевать самое трудное в жизни, быть победителем».
http://www.stoletie.ru/sozidateli/nebo_samolet_letchik_2011-06-07.htm