Несколько дней назад общественная организация пригласила меня в поездку в город Волоколамск, Ярополец и Иосифо-Волоцкий монастырь. Проехать в тёплом удобном автобусе, полюбоваться хоть и из окна на природу: леса, поля, кое-где оставшиеся и возрождённые белеющие церквушки - просто счастье. Шофёр выбрал новую дорогу: Новорижское шоссе, где то̀, о чём нам по дороге рассказывала экскурсовод оказалось на другом пути, с множеством светофоров, мешающих быстрой езде.
Но неожиданно первый «экспонат» оказался у нас ещё в Москве. Свернув с Кутузовского проспекта, мы оказались почти в неузнаваемом городе. Справа тако̀е было!.. Тако̀е!.. Что все невольно повернули головы к окнам на правой стороне. «Да, да, это знаменитый Сити. Москва-Сити. Бизнес-Сити. Куб на кубе. И это ещё не всё - главная, самая большая башня ещё не построена. Высота этого сооружения за триста-четыреста метров» - объяснила нам экскурсовод, видя наше любопытство. Так вот он какой этот Сити. Вавилонская башня. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем... Пожалуй лучше такое вообще не видеть, тем более в Москве. А я с благодарностью сразу подумала: «Слава Богу, что я никогда не была и не могла быть в Америке. Это же страшно. Там вот такие небоскрёбы... А название-то: небо скребут - небоскрёбы». Но мы Америку впустили в Москву. Что-то страшное, чужеродное, чёрное, скользкое. Темень. Архитектура - застывшая музыка и своим влиянием должна не подавлять, а облагораживать души людей, возвышать их, а тут беснование какое-то. Такие постройки бесчеловечны, античеловечны. Они вызывают тёмные стороны души человеческой. Подлинная архитектура всегда слитна с природой - Божьим творением. Благородство пропорций, объёма здания, отделка деталей...И как бы ни менялся стиль зодчества - этой заповеди никто не отменял. А эти ещё и зажаты и в низине... Масштаб нарушен по всем параметрам даже если и поставить их в чисто поле. Эти неуклюжие снаряды не только скребут, они стреляют, они угрожают - грозят небу, они во вражде с самим Небом. А в царское время нельзя было возводить здания выше колокольни Ивана Великого-«колокольного царя». Проехали, Слава Богу, это Сити, но и на возвратном пути - башни торчали, гигантскими обуглившимися пеньками...
Так как дорога была новой и часто огороженной дорожными щитами. Экскурсовод нам рассказывала и показывала, передавая по рядам картинки-иллюстрации: что мы могли бы увидеть, поехав по старой дороге. Но выяснилось, как и в предыдущей поездке, что бо̀льшая часть имений, усадеб не сохранилась. Были такие. Красивейшие, связаны с известнейшими деятелями культуры, истории, но... были.
Во время рассказа и увиденного и неувиденного по дороге, возникают вспоминания, сравнения... Помню как ещё в молодые годы я проходила мимо одной усадьбы и, несмотря на явную искажённость всех зданий, почувствовала, бывшую красоту настоящей классики - руку зодчего. Сквозь всю изуродованность перестроек позднего времени, чувствовалось и благородство пропорций бывшего объёма основного здания, хотя надстроенного, лишённого бельведера, и прорисованность сохранившихся деталей. Радовала взгляд чёткая линия расположения флигелей - само пространство ансамбля оставалось живым... Что это я видела? - спрашивала я. Оказалось, что это бывшая усадьба Тутолмина из альбома Казакова, горделиво возвышавшегося когда-то над Москвой-рекой. И таких усадеб более или менее совершенных было много и в Москве и за её границей.
Хотя издали, но иногда можно видеть воочию и из наших окон.
Восстанавливается потихоньку кое-что из церковного. Например Борисоглебский Аносин монастырь - тоже в стороне расположен. Возрождается. Когда он был совсем разорён в советское время, то настоятельница сказала разогнанным монахиням, послушницам: «Доколе последняя послушница монастыря будет жива, монастырь будет духовно жить». И он дождался. Последняя живая послушница на склоне лет в 80-е годы, подала прошение Патриарху о восстановлении монастыря. Просьба была услышана: прислали игуменью и пять монахинь, которые, ютясь в бараке, начали восстанавливать обитель.
Но и без памятников, как приятно было видеть за окном по-осеннему грустные берёзы, тёмно-зелёные ели, сосны, готовящиеся встретить суровую белоснежную зиму. Поля и перелески, речушки, скрывшиеся под нависшей жухлой травой и прозрачными кустарниками... Так и хочется повторить: Боже, как прекрасна наша земля!
Первый пункт нашего путешествия - Волоколамск. Кремль, древний Воскресенский собор, земляной вал, живописное расположение милого провинциального города с небольшими аккуратными разнообразными домиками, не потерявшего свой ландшафт при строительстве, как это бывает с современными районами в Москве. Больше всего нам рассказывали об оккупации этих мест немцами, о героях, кто не жалел себя, чтобы спасти Россию. И знаменитые слова: «Велика Россия, а отступать некуда!» - были сказаны в этом городе.
Вторым местом нашего паломничества был Ярополец. Тут первое, о чём вспоминаешь, что название это связано с именем Пушкина. Подъезжаем. Так и есть. Дивная, нарядная усадьба построенная в середине XVIII-го века Загряжским, позже принадлежала Гончаровым, поэтому сюда и приезжал к матери своей будущей жены Александр Сергеевич Пушкин. Усадьба, а перед ней церковь св. Екатерины. Нам объяснили: всё, что было внутри здания, погибло во время Великой Отечественной войны, включая великолепную библиотеку и комнату Пушкина. Перед главным входом - бюст Александра Сергеевича. Усадьба находится на балансе МАИ - Московского Авиационного института и внутри главного корпуса расположен пансионат и лечебница. Институт отремонтировал и поддерживает приличное содержание внешнего вида здания и примыкающих построек. Внешний вид... И этому рады... Всё это нам рассказала старейшая жительница Яропольца, наш новый экскурсовод, встретившая нас здесь, Антонина Павловна Кожемяко. Она же и музей здешний основала, сначала на общественных началах... До войны в центральном здании Гончаровской усадьбы была школа, где она училась. Её заинтересовало, что вокруг столько красивых зданий мимо которых она ходит и ничего не знает о них. Стала изучать, увлеклась и посвятила Яропольцу всю жизнь. Она, может, последний живой свидетель многих событий и ушедшей красоты от нас. «Посмотрите на эти липы, - приглашала она. - Они помнят Пушкина. По этим липовым аллеям Пушкин ходил к Чернышёвым». А дело в том, что обе усадьбы Ярополец Гончаровых и Ярополец Чернышёвых - так они названы по именам их владельцам, в искусствоведческих описаниях объединены. Действительно, они расположены в одном, соединяющем их парке, построены приблизительно в одно время и расположены одна от другой на расстоянии километра. Нас снова усадили в автобус и мы, умиротворённые полученными впечатлениями, поехали навстречу новым. Если о Яропольце Гончаровых говорят, что главный корпус усадьбы с двумя флигелями и объединяющими их крытыми галереями, композиционно напоминает Дом Пашкова в Москве, что главный и парковый фасады нарядно украшены портиками коринфского ордера и пилястрами на флигелях, то по замыслу строителя усадьба Ярополец Чернышёвых по широте архитектурного воплощения дала повод называть её в своё время русским Версалем.
Немного отъехав, мы вышли из автобуса с правой стороны его. Перед нами, на некотором расстоянии от дороги предстала величественная, необычная двухкупольная церковь в честь иконы Казанской Божией Матери. Сколько ни уничтожали наших сокровищ - и сами и война - а всё ещё такое встречается, что нигде и не встретишь подобного.
Церковь является и фамильной усыпальницей, так как здесь находится и усыпальница фельдмаршала Захара Грирорьевича Чернышева.
Церковь даже не законсервирована для сохранности. Просто разрушается и всё. По преданию автор её - архитектор Матвей Казаков. Колокольня в советское время была превращена в водокачку. Погост - всё - не просто в запустении, а в агонии. Сколько бы ни разрушено было памятников с ржавыми табличками: «Охраняется государством», доконала всё - перестройка, явилась окончательным приговором для них, когда совсем уже нет хозяина в стране - свобода уничтожать... Вот и цена ей!.. Владельцы-частники бо̀льшей частью, это те же губители, так как для них важны только собственный комфорт, престиж, выгода... А тут далеко от Москвы, самый край Московской области. Да и просто вандализма прибавилось во всём. Мы и в Москве живём на осадном положении: везде - в детских садах, школах, учреждениях, музеях - везде роты охранников. Охранять надо теперь всё: людей, здания, транспорт, животных, реки, землю - так мирное ли время сейчас у нас?!. Решётки, цепи, шлагбаумы, охранники с оружием, коды...
Отойти от группы не было никакой возможности, отстать - не догнать... И мы довольствовались только видом от дороги необыкновенным сооружением, сохранившем и в плачевном состоянии - это даже издалека было видно - своё благородное происхождение. Церковь манила подойти поближе - необычайные ворота с тремя небольшими главками: всё, всё выдавало изысканность вкуса и необычайную фантазию архитектора. Но от группы не отстанешь... Позже, в книгах, в компьютере я нашла фотографии и разрушенного интерьера её и печальный рассказ о ней. Мы продолжали смотреть в сторону церкви, когда к ней подъехала целая вереница свадебных машин и пассажиры стали фотографировать на фоне разрушающегося храма счастливых молодожёнов, одетых не по погоде в строгий праздничный костюм и белое подвенечное платье, сшитое, как теперь модно по подобию платьев XIX века и так контрастирующего свежестью с церковью. Внутри прозвучали строчки: «Но храм, оставленный - всё храм...» А наша дорогая старинная экскурсоводша пояснила: «Их много сюда приезжает, молодожёнов». Была суббота, последний день перед Рождественским постом.
Наконец кто-то спросил: «А где же усадьба?» Антонина Павловна повернула нас своим жестом в противоположную сторону. Проехал очередной автобус, загораживающий от нас...
- «Где... усадьба?»
- «Да вот же, на другой стороне дороги...»
И тут раздались залпы из нескольких орудий. Жуткая убивающая стрельба. Солнце, радовавшее нас в этот день, померкло. Взрывы стихли, но то, что предстало перед глазами, ошеломило. Поневоле все ахнули. Это напомнило фотографию Петергофского дворца после войны... Оказывается вот она война, тут, рядом - она не окончена. Коробки Дворцовых построек с глазницами пустых окон, раздробленное тело благороднейшего по своим пропорциям, аристократичного здания находилось в агонии. Боже мой! Про деревянные храмы древнерусские зодчие говорили, что они построены как мера и красота велит, передавая друг другу топорики. А тут по тем же правилам возведённый, светский дворцовый комплекс вместе с необыкновенным, неповторимым храмом еле жив и на глазах умирает. А мы разглядываем как это происходит... Помню как мне знакомая говорила, побывав на Соловках, что для неё невозможно было осматривать вместе со всеми камеры, где людей пытали и убивали.
Недавно президент в своём послании говорил о детях, как их спасать, воспитывать в современной молодёжи нравы, нравственность... А на каких впечатлениях? От вида какой архитектуры будет формироваться их вкус?! На разглядывании Москва-Сити? Но там и разглядывать нечего. Пропорции, детали, образ? Пожалуй гигантомания остаётся, как особенность этого нагромождения. Тогда не будем удивляться, когда показывают агрессивных молодых людей, способных на всякое. Книгу надо прочитать, песню послушать, картину - пойти в музей. А архитектура - вот она, вокруг нас, первое впечатление человека: природа, архитектура... И что-то новейшая она, перестаёт быть музыкой. К сожалению, это Сити похоже на тот страшный рёв рока, который связан часто с приёмом наркотиков, и который своими децибелами разрушает здания. Всё взаимосвязано в мире. Один ужас порождает и тянет за собой другой. И наоборот... Мы в Москву впустили безродную Америку. В Москве остались, как теперь говорят, отдельные памятники,- точечные, но уничтожено их окружение - среда, без которой не может жить ни город, ни человек. А Москва тоже была усадебная и Россия. А тут дворцово-усадебная. Две усадьбы соединены одним парком. Ещё хранят древние липы планировку своим строем деревьев. Деревья, помнящие Пушкина, провожавшие его, когда он шёл из усадьбы Гончаровых в усадьбу Чернышёвых.
Как-то мне рассказывала приятельница, как она поняла, что значит иметь в доме старинные красивые вещи. Дело было ещё до перестройки. Не было совсем денег и она достала из шкафа бабушкино боа из чёрного страуса. Лежит в углу - всё равно никому не нужно... Пошла в комиссионный. Приёмщица стала мерить его на деревянном метре как вздёржку. Боа было длинным. Приятельница возмутилась таким отношением, да и денег предложили очень мало. Она забрала его и вернулась. Дома дочь-подросток, узнав, что мама хотела продать бабушкино боа, тоже возмутилась: «Как! Бабушкино боа продать? А как же я? Это же моё воспитание вкуса, моё моральное воспитание,!» Та̀к вот и усадьба. Как такую усадьбу не восстановить и не сохранить? Это же моральное воспитание наших будущих поколений нации.
Антонина Павловна подхватила наше оцепенение: «Всё, что осталось от былого великолепия. До войны я каждый день ходила мимо усадьбы в школу. Пять километров! Дойдёшь до ворот, полюбуешься неописуемой красотой: дворец яркой белизны с позолоченной лепниной, гербами. Внутри располагался детский санаторий, но планировка и интерьеры сохранялись. Двор весь благоухал от цветов...
Немцы были поражены и красотой величественного внешнего облика дворца и, особенно взбешены, узнав, что граф, генерал, фельдмаршал Захар Григорьевич Чернышёв, один раз уже взявший Берлин в ходе Семилетней войны, построивший это произведение искусства, хранил здесь ключ от Берлина. И немцы от церкви прямой наводкой расстреливали дворец!..»
Да только один этот мистический факт должен был бы побудить наше государство, воскресить и восстановить дворец Чернышева и церковь, которые стали бы ещё одним символом нашей победы над фашизмом. Чтобы зло обуявшее тогда фашистов, бессильное зло, беснование варваров, положило конец их мести. Возродить жизнь дворцовой усадьбе, всему усадебному комплексу вместе с парком. А то 66 лет победы, а у дворца лицо смерти, оскал войны.
Конечно, лишившись храма, ансамбль обеднеет, но кто сказал, что его нельзя поднять? Русские мастера строили - неужели таковые совсем перевелись на Руси? Не верю.
Говорят, что МАИ, на попечении которого находятся усадьбы, хотели отказаться от усадьбы Чернышевых, собирались привлечь инвестора, но оказалось это экономически невыгодно и всё заглохло. В двухтомнике-каталоге «Памятники архитектуры Московской области», изданном Всесоюзным производственным Научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР в 1975 году говорится, что начато восстановление усадьбы в 1970 году. Прошло ещё сорок лет. Сколь ни прочно строили наши предки, но, ведь, есть и предел всему. Сохранить хотя бы вот эту малую, оставшуюся ещё самую долготерпеливую часть нашего наследства.
Неутомимая экскурсовод провела нас справа от усадьбы по тропинке к плотине на реке Лама. Регулярный парк, аллеи которого пересекаются в срединной точке у мраморного обелиска, в честь посещения дворца Екатерины второй, тремя террасами спускается к реке. Некогда тут звенели фонтаны, стояли павильоны как в Павловском парке, в недвижимых прудах отражалось небо. Сейчас мощные липы, многие стволы которых стали похожи на скульптуры, теряют линейность прежних посадок, но всё ещё как верные стражи сохраняют планировку. Всё это великолепие вместе с дворцом когда-то поразило императрицу. Мы же можем только воображать в мечтах...
Страна наша сейчас живёт бо̀льшей частью не созиданием в разных областях: науки, культуры, экономики, сельского хозяйства... У нас давно нет открытий, нет подлинно высокохудожественных созданий. Всё больше игра: спорт, футбол. Даже тренеров покупаем за бешенные деньги: причём не об оздоровлении нации заботимся - какое здоровье у телевизора болеть или даже на стадионе сидеть, а потом ещё и передраться. Вон какие полчища милиции нагоняют для таких переживаний от эйфории победы или поражения. Понятно, когда с экономикой не очень, пусть хотя бы зрелища выручают. Правда зрелища эти, поддерживают совсем другие страсти. И всё-таки почему-то наши высокопоставленные особы приёмы устраивают в настоящих царских и графских дворцах, а не в разных Сити. Значит в глубине души всем понятно, что подлинное, а что так называемый кич.
Когда тонет корабль, то во всём мире принят сигнал SOS. А какие сигналы здесь нужны нашему Министерству культуры, правительству, какой SOS? Прошли передачи по телевидению «Достояние республики» и др. о Яропольце. Ничего не меняется. Хотели передать на баланс... Агенству по управлению... Так это давно уже хотели...
Первое впечатление: ужас от увиденного искалеченного, изуродованного, еле живого красавца, который даже в таком виде производит ощущение соразмерности, благородства аристократа, найденного масштаба от соотношения главного здания и флигелей: вот что значит подлинное искусство. Как тонко, изящно вылеплены все детали, декоративные украшения... И одновременно чувство стыда, что в таком виде находится наша культура. Все страны бывшего соцлагеря давно залечили свои военные раны. Сегодня немцы реставрируют памятники культуры в Польше, надеясь, что скоро это всё будет их. Мы помогаем кому угодно во всём мире, кроме русских деревень и русской культуре. Сейчас Сербии помогаем восстановить порушенное. Это хорошо. Только когда же себе? А сколько вывезенных коллекций из Германии мы вернули безвозмездно, совершенно исключая возможность потребовать, чтобы они возместили хотя бы на тысячную долю работы по восстановлению того, что они превратили в руины. Хотя бы на восстановление этого, специально растрелянного немцами дворца. А мы его заживо хороним, выбрав мучительную смерть. Руины, Графские развалины.
Если говорят, что пока не найден и не захоронен последний солдат, война считается не оконченной, то и восстановление разбитых войной зданий и этого особенно, ещё раз подтвердит: Берлин взят второй раз, мы окончательно победили. В этом есть и мистический смысл, чтобы прекратилось поношение нашей победы и искажение самого хода войны.
Слава Богу, что то, что передаётся Церкви из оставшихся храмов, монастырей, постепенно воскрешается. Там можно надеяться. Оптина пустынь воскресла из развалин Небесным градом, Иосифо-Волоколамский монастырь обихожен как игрушка. Ну, а наши бриллианты - наше достояние, наше достоинство в прекрасных усадьбах - что же? Всё связано...
Тигров спасать, конечно, надо, хотя бы от китайцев в первую очередь, которые чуть ли не партиями вывозят расчленённые их туши от нас к себе... А спасение собственной культуры - SOS!!!
Как бы ни были привлекательны Олимпийские игры в Сочи, проведение мирового чемпионата по футболу в Москве - средства на это идут колоссальные и не всегда оправданные. Но думается, что и крохи со стола могли бы помочь нашему прошлому в лице представителей её - памятников архитектуры и культуры. Вслух ведь говорят, по СМИ: разворовывают и на Сочинской Олимпиаде и на Футбольном чемпионате будет то же самое - все понимают это... И не стыдятся провозглашать об очередном массовом воровстве миллиардов высокопоставленными лицами из государственного бюджета. А мы уже привыкли слушать эти цифры с бесконечными нулями... Так нельзя ли немного выделить на сохранение культурных объектов наших народных денег из воровских карманов? Начать восстанавливать хотя бы по одному, по крохам...
Часто пишут и объявляют в СМИ: Помогите болеющему мальчику.... Девочка Вера ждёт вашей помощи. Девочке Надежде требуется ваша забота... Кто поможет Любови вылечиться от тяжкого недуга? И печатают и объявляют счета, куда прислать помощь.
Говорят - не тридцатые годы XX столетия, не война - главные разорители. А отсутствие Веры, Надежды и главное - Любви к своему Отечеству. Этим страшным недугом равнодушия заражены сейчас все мы. Такие кричащие памятники, на которые и таблички «Охраняется Государством» некуда уже повесить являются символом того, что сделала с ГОСУДАРСТВОМ перестройка - катастройка по меткому и горькому народному слову. Мы теряем и видимую часть нашей истории и культуры. Никакие Олимпиады, никакие футбольные мачты не заменят нам высокую, дивную культуру нашего Отечества. Разве это сопоставимо! Здесь - достижения искусства, духа. Здесь не «болеть» с гиканьем, свистом и криком и драками, а молиться.
Вера, Надежда, Любовь! - неужели мы не найдём их в наших сердцах? А как воспитать тогда детей?
Ноябрь-декабрь 2010 г .
http://www.voskres.ru/articles/yashina.htm