Великопостный диалог

Великий пост 
0
306
Время на чтение 5 минут

Предлагаем вниманию читателей портала богословское размышление о смысле и значении Великого поста, каждый день которого все более приближает нас к Седмице Великой славы. Великопостными мыслями делятся диакон Августин Соколовски и иеромонах Иосиф (Павлинчук).

Вместо вступления

Иеромонах Иосиф (Павлинчук): Близится к своему свершению Великий пост. Попробуем еще раз осмыслить пройденное, понять, в чем заключается для нас смысл поста, в чем его целеполагание и правило. Как обычно мы начинаем наш диалог с вопросов, с проблематики, которая обращена ко всем, и в первую очередь к самому себе. В святоотеческом наследии теме поста посвящены многие трактаты, проповеди и наставления. Также и в богослужебной литературе особое место отводится Великому посту. Что это за период в жизни Церкви, в жизни каждого христианина? Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас - и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Почему такое особое внимание Церковь уделяет посту и постному периоду?

Время Христово

Диакон Августин Соколовски: Великий Пост - это вхождение в странствование Отрока Божия Иисуса Христа. Его путь, воспринимаемый нами во всей нашей жизни и передаваемый евангельскими чтениями в течение года, с особенной силой и отчетливостью приоткрывается нам в это символически сорокадневное время, предшествующее Пасхе. Великий Пост - время Господне, время Его земной славы.

О. Иосиф: В течение года Церковь установила особые дни, периоды и праздники, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Сорокадневный Пост - это и воспоминание сорокадневного пребывания Христа в пустыне, это и подготовка к Страстной Седмице, это и выполнение заповеди о десятине. Образно говоря, 40 дней - это десятая часть года. Мы посвящаем, отдаем это время Богу. В дар получили ценный подарок - время, десятую ее часть приносим Богу. 40-летний период считается также сроком одного поколения. Таким образом, мы «сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу придаем (отдаем)».

Пасхальное время

О. Августин: Действительно, Великий Пост особым образом отличается от всех других постных времен, содержащихся в уставе Церкви. Это Пасхальный Пост - обратная сторона воскресения, в которое человек входит в соприкосновении с Крестным Путем Великого Страдальца.

О. Иосиф: Крестный Путь Спасителя - это и наш путь. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23), - обращается к каждой верующей душе Христос. Во дни Великого Поста христианин ближе, чем в другие дни, подходит к узкой тропинке, к тернистому пути. И на этом пути он встречает множество испытаний, трудностей, внутренних томлений, недоумений. Потеряв бдительность, он в одно мгновение может оказаться в пропасти уныния, отчаяния, богооставленности. Таким образом, сострадая Спасителю, человек воспринимает его образ: Распятого и Воскресшего, образ Нового Адама.

О. Августин: Одной из важных составляющих предпасхального постного времени является аскетическое осмысление. Аскеза раскрывается как способ самосохранения, в котором человек осознает два основополагающих измерения своего бытия: ограниченность и конечность. Через приближение к правде о себе во Христе мы можем обрести новое для себя измерение. Оно раскрывается в бессмертии дара благодати.

Пощение и прощение

О. Иосиф: Аскетическое, духовное, богословское осмысление поста очень важно, но его самого по себе не достаточно. Пост требует чего-то большего, нашего участия. И начинается это участие с примирения, с Прощеного Воскресения. Христос наставляет своих учеников: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Это начало поста. Так Церковь призывает нас войти в него, войти в его спасительную струю.

О. Августин: Просьба о взаимном прощении многократно повторяется в течение богослужения каждого дня литургического года. Получается, что Чин Прощения, стоящий на пороге Великого Поста, становится кульминацией того, чем жила Церковь в течение года.

Одновременно прощение перед вступлением в Великий Пост напоминает нам о том, что мы уже перестали замечать: наше прощение в Боге, которое, по слову Христову, находимо во взаимном прощении. Место прощения - стоящий рядом.

Диалектика доброделания

О. Иосиф: В прощении открывается нам другая духовная тайна - смирение. Отпущение грехов ближнего возможно только через смирение, через умаление себя, через осознание своей немощи, своего греха, в противном случае это будет фальшь, лицемерие и обман. Господь наш Иисус Христос неоднократно указывал своим ученикам на это. Его личный пример смирения, Его призыв не подражать законникам и фарисеям, Его указание на скромное совершение добродетелей: милостыни, поста и молитвы - являются для нас ориентиром в этом подвиге.

Всякое обострение самолюбия и гордости, которые незамедлительно проявляются после первых удачных шагов в начале поста, может и должно уврачеваться смиренным чувством, осознанием своих прегрешений и своей слабости.

О. Августин: Восприятие добродетели и желание ее усвоить и проявить в своей жизни не должно быть техническим. Один из отцов пустыни сказал: «Подражая святым, бойся превратить это в профессию».

Диалектика великопостного времени раскрывается в желании и одновременной неспособности выполнить те основы отказа, на которых строится пост. При этом в период Поста мы отказываемся не только и не столько от плохих вещей, но, и главным образом, от вещей хороших. Наибольшей ясности эта антиномия достигает в невозможности служения Литургии в будние дни великопостной недели.

Место встречи Заветов

О. Иосиф: К этому следует добавить, что и уставные чтения из Нового Завета не читаются, а заменяются на Ветхозаветные. Весь период Великого Поста воспринимается Церковью как переживание ветхозаветного состояния, переживание сокрушения о грехах и скорби об утраченной чистоте. Это состояние плача о потерянном рае, об утраченном богообщении, о несостоявшемся богоподобии. Покаянный канон Андрея Критского, читаемый в первые четыре вечера Великого Поста на Великом Повечерии, - яркий пример этого духовного состояния. Однако не следует забывать, что время Великого Поста - это и пора приготовления к встрече с Миссией, к встрече Пасхи Христовой. В паремиях, псалмах и великопостных песнопениях звучат радостные обетования о пришествии в мир Спасителя, о всеобщем воскресении, о Божием прощении и любви к человеческому роду.

О. Августин: Я думаю, что обращение к ветхозаветным чтениям в период Великого Поста ставит нас перед осознанием того, что в течение года слово Божие перестало быть замечаемо. Вся Библия наполнена Его присутствием, раскрываемым в прочтении с верой и терпением. Восточной христианской традиции в целом чужд дуализм противопоставления Ветхозаветных Писаний Новозаветным.

Приближение славы

О. Иосиф: Священное Писание цело и неделимо, но в своей структуре оно исторично и динамично. Тайна Божьего домостроительства раскрывается человеку поэтапно, временными отрезками. Вот почему и постный путь напоминает нам об этом воспитательном процессе. И начинается он с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где чм с еловек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается, ищет одеться в одежду добродетели.

О. Августин: Завершение Великого Поста - в неделе Страданий Христовых. Христос восходит на Крест по злобе тех, кто не мог Ему простить. В таинственном приобщении Его делу раскрывается для нас и мира обетование реальность возвращения славы, обетованного вхождения в мир царства, приготовляемый для нас Искупителем. Грех - потерянная слава - преодолевается победой Его воскресения. «И сделает Господь Саваоф на горе сей трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25, 6-8).

http://www.bogoslov.ru/text/1612962.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Августин Соколовски
Все статьи Диакон Августин Соколовски
Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Все статьи Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24