Легко ли построить храм? Легко ли построить несколько храмов? Легко ли сделать эти храмы центром не просто церковной - всей городской жизни? Легко ли, когда тебе самому трудно, не отказывать в помощи другим? Пример того, как превратить социальную работу или обучение живописи в миссию, - в деятельности прихода храма великомученика и целителя Пантелеимона в подмосковном Жуковском. Давно нет ничего удивительного, что при том или ином храме работает сестричество или открыт музей, есть собственный детский сад или богадельня. Но когда все это и многое другое действует на одном приходе, хочется удивиться и узнать, как же все это так хорошо работает.
Врачуя тело и душу
Храм великомученика и целителя Пантелеимона |
Протоиерей Николай Струков здесь уже почти 17 лет. Когда владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, благословил отца Николая окормлять еще не закрытую Быковскую участковую больницу, здание будущего храма, бывшего физиотерапевтического корпуса, и зданием-то назвать было трудно: стены обгорели, потолок худой, везде завалы.
- Я тогда залепил потолок ватманом, прикрепил канцелярскими кнопками на стены листы бумаги - и вот в такой обстановке и прошло первое богослужение, - вспоминает отец Николай.
Алтаря тогда еще не было - батюшка служил на улице; а первые прихожане ютились в маленькой комнатенке. Алтарь, приделы были пристроены позже, как позже был постепенно достроен-пристроен-надстроен и весь храм.
- Священник я молодой - только 20 лет, а сам старый - мне уже 70, - шутит отец Николай. - Кем только не был: и строителем, и архитектором, и химиком! Даже учился в аспирантуре Финансово-экономического института. Все это мне теперь помогает.
«Не за деньги» для прихожан откуда-то появились на приходе музеи, мастерские народного творчества, детский сад, школа с этнокультурным компонентом, газета, благотворительная трапезная, амбулатория, сестричество, группа реабилитации алко- и наркозависимых... И намечено место под строительство богадельни.
Музей - дорога к храму
Как почетного гостя, первым делом меня ведут в музеи. На территории прихода их целых четыре. Музей русского быта и народного творчества - самый пополняемый. Экспонаты делаются тут же: здесь и роспись по дереву, и вышивка, и кружевоплетение, и куклы, и картины из лоскутков, и даже ткачество.
- Мы все собираем для этого музея: старинные доски, прялки, ткацкие станки, стулья - мы их сами реставрируем, - показывает батюшка внушительную коллекцию предметов быта и орудий промыслов. - От меня в этой коллекции - самовары. Когда-то я собирал их, думал: будет сто - сделаю выставку... Но однажды увидел репортаж по ТВ: кто-то меня опередил.
Идем дальше. Точнее, почти бежим - по-другому с деятельным отцом Николаем не получается. Музей, посвященный Великой Отечественной войне, тоже собран силами прихожан: кто-то принес немецкую трофейную карту, кто-то - финскую обувь, а еще наши винтовки, книги, плакаты, газеты военных лет.
- Прихожане где-то достали эти плакаты, а стенд оформили дети. Мы к ветеранам и домой ходим вместе с детьми, стараемся навещать не только под праздник, но в течение всего года, - рассказывает батюшка. - Вот, одна разведчица дала детям интервью, мы его напечатали.
Бежим-летим в музей авиации. Отец Николай знаком со многими летчиками и спасателями МЧС, его часто приглашают освятить самолет, помолиться перед полетами. Среди книг о летчиках и истории авиации одна любопытная фотография: на ней -будущий патриарх Кирилл.
Наконец главная гордость этого прямо-таки музейного комплекса - историко-археологический кабинет.
- Мне приходится по три раза на дню сюда ходить: всем гостям показываю сначала музей, а потом уже храмы, - объясняет батюшка.
- У нас есть свои местные святые; их жизнь и смерть - и есть исполнение пророчеств отца Иоанна Кронштадтского, - проводит экскурсию Наталья Богословская. - Прославленные в 2000-х святые - священник и служащие храма Рождества Иоанна Предтечи. Это отдельная история. В 1930-е священник Петр Озерецковский, псаломщик Димитрий Ильинский и ключница храма Ольга Евдокимова долгое время сопротивлялись закрытию своего храма в селе Новорождествено. Отца Петра расстреляли, Димитрий и Ольга погибли в лагерях. Вот, как наглядное свидетельство, журнал Бутовского полигона с графиком каждодневных расстрелов, когда, как известно, погибали по нескольку сотен человек. В 1950-х при постройке летной полосы ЛИИ (Летно-исследовательского института имени М.М. Громова. - Д.Д.) храм взорвали, а жителей села обязали переехать на другой берег Москвы-реки вместе со своими домами. Сейчас такого населенного пункта, как Новорождествено, нет, но храм вновь стоит на этом месте. Пока деревянный, в котором несколько раз в год совершаются службы. В проекте - макет его в музее - возрождение двухэтажного каменного.
- К батюшке не раз подходили люди, бывшие жители того села, рассказывали, что кому-то умершие родные во сне говорят: мол, надо возрождать храм, - вспоминает Наталья, кстати, сама внучка другого новорождественского священника, отца Феодора Богословского. - Отец Николай поехал на то место с одним приятелем, начали копать. Копнут - монета, копнут - керамика, а еще раз копнули - и докопались до пола той старой, взорванной церкви. Потом нашли алтарь, солею.
С 1998 года храм Рождества Иоанна Предтечи возрождается на своем месте. Хотя он расположен в нескольких километрах от храмового комплекса, относится к приходу. Построены деревянное здание церкви, часовенка, историко-археологическая избушка, дома для строителей, трапезная и даже большой дом для паломников.
Во все музеи комплекса, особенно в последний, приходят не только верующие, но и группы школьников и студентов училищ - провести выездной урок, заходят горожане, и часто первое знакомство с православной историей страны и края становится встречей с верой. Но музей - лишь одна дорога к храму. Есть и другие.
Когда идти больше некуда
Освящение куполов и крестов |
- Во время летних пожаров у нас был просто вал того, что люди отдавали, я еле справлялась, - рассказывает социальный работник Валентина Еремеева. - Мы поражались, что новых вещей очень много. Сами не ожидали, что столько людей откликнется.
Да и в обычные дни, если у кого-то есть что-то лишнее, то несут это, как правило, в храм. И простые люди, и директора фирм. Из прихода это уже распределяется - горожанам или учреждениям: храм опекает школу-интернат, коррекционную школу, центр реабилитации инвалидов. Приход помогает одному жуковскому фонду и больничному отделению, где лежат дети-отказники.
- Часто обратившиеся к нам за помощью люди потом приходят в храм. Я видела это не раз, - говорит Валентина Константиновна.
Еще чаще это наблюдает Артем Нечаев, руководитель так называемой группы самопомощи для тех, кто страдает от алкогольной или наркотической зависимости, а также для родных этих людей.
- Можно так сказать: наша программа - это знаменитая «12 шагов», только в православном прочтении, - говорит Артем. - Мы называемся «Группа выздоровления» - этому названию и люди больше доверяют. Кто-то потом, после нескольких занятий, приходит на исповедь. Но мы стараемся не давить, не втаскивать в церковную ограду, богословских бесед не ведем. Кстати, к нам даже мусульмане ходят: вдали от родины они почему-то подвержены этому недугу. Люди сами делают свой выбор, понимая, что не случайно мы находимся на территории храма, все-таки высшая сила волей-неволей ассоциируется у них с Богом.
- У меня по алкогольной зависимости больше статистики, чем у любого медучреждения, - говорит отец Николай. - Сколько их на исповедь приходит! Мы обязательно должны этим заниматься, раз видим, что многие страдают. Как говорит патриарх, если не мы, то за дело возьмутся сектанты. Только у сектантов это будет за деньги, а у нас - бесплатно.
Хоть и бесплатно, но так хорошо, что за помощью, к примеру, к приходским врачам в ту самую амбулаторию стекаются многие горожане. Здесь по нескольку раз в неделю принимают травматолог, эндокринолог, терапевт, есть дежурная медсестра, малообеспеченным дают лекарства и средства гигиены. Амбулатория - пример того, что социальная работа полезна не только тем, кто нуждается в помощи.
- Валентина Владимировна, первый и теперь главный врач нашей амбулатории, пришла как-то ко мне что-то спросить, совсем по-другому поводу, - вспоминает отец Николай. - Из разговора я вдруг понял, что ей нужно чувствовать себя кому-то необходимой, и предложил служить на приходе. Она согласилась, даже на первых порах от рвения захотела уволиться с работы, но я ее убедил, что не стоит. Она и сейчас такая же ревностная - с личным временем вообще не считается. Были прихожане-врачи, которые как-то хотели прилепиться к нашему храму, что-то сделать, вот и оказалось, что они нужны здесь как раз в качестве профессионалов.
Теперь батюшка ищет тех, кто мог бы в будущем поработать в богадельне, которая только строится. Весной должны начать рыть котлован и составлять окончательную смету. По плану, рассчитана она будет на 15 человек.
- Считается, что это очень много. Я вот видел большую статью в подмосковной газете: в одном городе 15 лет делали богадельню и наконец открыли ее. Ищу-ищу глазами, на сколько же человек, - оказывается, всего на трех! Но и то трудно, я это знаю. Так что 15 - немало. А мы хотим предусмотреть еще и возможность расширения до 25. Кто-то попросит разместить своих родных на месяц, кто-то на квартал, кто-то на полгода, кто-то на год - больше вряд ли сможем. Правда, пока еще никого не нашлось, кто бы нам помог в возведении самой богадельни.
Но опыт всего предыдущего строительства свидетельствует: средства на возведение храмов и открытие всех учреждений, как правило, находятся. С Божией помощью, с миру по нитке, от каждого прихожанина по чуть-чуть... Батюшка после каждой литургии просто объявляет, что храму нужно то-то и то-то...
- Еще надеемся на помощь со стороны властей. Может, начнет наконец государство помогать тем, кто действительно делает? - размышляет отец Николай. - С другой стороны, мы стараемся все сделать самостоятельно. А то знаете, как бывает? Дадут копейку, а на рубль проверка.
Что местные власти все-таки помогают приходу, понимаешь, хотя бы поглядев на обширную территорию комплекса. Да и первые лица города здесь частые гости и к просьбам отца Николая относятся с пониманием.
Но при этом показательно, что приход сам ощутимо помогает местной администрации. Социальные службы города нередко обращаются к отцу Николаю с просьбой оказать помощь своим подопечным продуктами или прислать сиделку из патронажной службы храма. Отец Николай не отказывает, лишь бы самих сестер хватило на всех нуждающихся в их заботе.
- Мы, что можем, делаем; схемы - разные, - батюшка вновь с карандашом. - Одному нужна сиделка раз в неделю, другому - раз в день, третьему - три раза в день, четвертому - с утра до вечера, пока не придут родные. Мы работаем бесплатно, хотя нас никто не финансирует. Родственники могут нам заплатить, но не в оплате дело; мы не назначаем цену, вознаградить - это уже желание людей. Честно скажу: хоть, допустим, в протестантских церквях и организациях все это заложено в финансирование, но наш уход, тем не менее, лучше: православный человек, наверное, более аккуратен, заботлив.
Слова отца Николая доказывает наплыв желающих: пока всего лишь десять патронажных сестер разрываются на десятки больных, а просьб становится все больше и больше.
Приходская социальная работа заслужила себе доверие и на экспертном уровне. Например, не так давно на базе прихода было проведено общегородское совещание с участием педагогов, врачей и первых лиц города, посвященное проблеме употребления наркотиков школьниками. Как и следовало ожидать, находящейся внутри церковной ограды школе № 15 в статистическом отчете не оказалось - наркотикам там как-то неоткуда взяться.
Русский национальный дух в образовании
Эта школа - еще одно направление в разнообразной деятельности прихода. Отец Николай построил ее, получил все лицензии, разрешения и... подарил городу - содержать дорого. Школа - в ведении отдела образования и под опекой прихода. Потому в ее программу внедрен так называемый русский этнокультурный компонент. Многие ребята попадают в школу из прогимназии, также находящейся в ведении прихода.
На первое сентября |
- Мы не идем по такому пути, когда дети рисуют, что хотят, - объясняет педагог Алевтина Ивановна Сорокина. - И в то же время они рисуют то, что они понимают. Знаете, есть такой взгляд на обучение ребенка рисованию, когда он должен обязательно рисовать что-то современное. Но для него это непонятно, он этим не живет, неестественно для него рисовать футбольных фанатов или очереди в магазинах. Дети раннего возраста мыслят большими локальными пятнами, они рисуют отношение к миру и свой внутренний мир, а мы должны помочь им понять все это.
Воспитанники студии рисуют православное отношение к миру, помня о том, что человек - образ Божий.
- Мы их учим, что лицо, особенно глаза, должны быть выписаны с особой благоговейностью, - говорит Алевтина Ивановна.
И действительно, с детских рисунков смотрят удивительные даже не лица - лики.
- Вот рисунок одной маленькой девочки. Я спрашиваю ее: что это? - продолжает Алевтина Ивановна. - И слышу ответ: это Дмитрий Донской с Богом разговаривает. Откуда это у нее? Она даже руки у святого написала так, как на иконе, хотя мы младшим детям такого еще не объясняли.
Но, возможно, был какой-то другой разговор, дающий пищу для размышления: беседы - важная часть занятий.
- Мы используем метод сократических бесед, и урок оказывается не «натаскиванием», не зазубриванием готовых ответов, а сотворчеством, сопереживанием, постоянным изумлением и открытием.
В студии учатся дети не только из православных семей. И через детей приходят к Богу и родители: начинают ездить с детьми в поездки, крестятся, венчаются.
- Дети создают другую среду в своих семьях, - говорит Алевтина Ивановна. - Наш духовник нам так и говорит: «Если хоть один посредством этих занятий спасется, слава Богу». Я бы даже сказала, что мы не изобразительным искусством занимаемся, мы просто в зрительной форме учимся выразить молитву, выразить восхищение перед красотой созданного Богом мира. И дети это понимают больше, чем взрослые. А взрослые у них учатся.
Прием круглосуточно
- У нас приход - многонациональный, - с гордостью говорит отец Николай. - Например, в храме у нас и армяне, и украинцы, и азербайджанец, и татарин, и белорус, и евреи. Вот два дня назад повенчали бывшую мусульманку с православным, перед этим она крестилась - стала Иларией - в честь Иларии Римской.
- Здрасьте, я Валентину ищу - посоветоваться хотела; мне рэнген нужен, дети на кость наступили. - В доказательство только что сказанных батюшкиных слов в дверь просовывается восточная красавица. Валентина, то есть Валентина Владимировна Старухина, врач городской поликлиники, - главный врач в приходской амбулатории.
Батюшка подробно расспрашивает узбечку Надю о жалобах, перезванивает Валентине, договаривается о том, что Надя сейчас к ней подойдет.
- Как твои сестрички? - спрашивает.
- Еще не устроились на работу, вам они всегда привет передают.
- Зайди-ка потом, я им подарков передам, - говорит батюшка на прощание.
Батюшкина келья закрывается разве что на короткие ночные часы; он даже часто остается ночевать здесь, когда какая-нибудь встреча, беседа или просто дела затягиваются до полуночи. И помощь его часто бывает не только духовная. Если отец Николай видит, что у человека трудная ситуация, то набирает номер - и человека берут на какое-нибудь городское предприятие или в учреждение на работу, а в иных случаях находит ему применение и на самом приходе, где всегда нужны плотники и столяры, электрики и повара. Оправдывая название храма - «больничный», сам отец Николай, как и подобает священнику, занимается духовным врачеванием.
- Батюшка, можно к вам? У меня тут несколько вопросов, - заходит тут же одна из прихожанок.
Отец Николай возражать словно не смеет:
- Я разве тут начальник? Я всего лишь служу.
- Вот, врач говорит, что я неправильно питаюсь, но как же соблюдать посты? Рекомендует есть мясо и рыбу. А священники говорят: не просите послаблений, не слушайте врачей! А как же их не слушать? Сам же Господь врачей благословляет.
- Вот пост: линия, - батюшка вновь переходит к своим любимым схемам. - Эта часть - духовная, эта - физическая, а вот еще малюсенькая - это еда. Под постом все только еду подразумевают, а она 5 процентов из 100 занимает, если можно так рассчитать. Что толку, если не съем два бутерброда, а на человека сорвусь? Это все равно что прийти на исповедь, назвать полторы тысячи своих грехов, а покаяния как не было, так и нет. Вы поймите: у каждого в духовном смысле свое лечение, так же, как и в физическом. К врачу приходят три человека, и одному он прописывает таблетку, другому - путевку на курорт, а третьего срочно кладет на стол. Так и в духовной жизни: нельзя всем одинаково говорить: «Постись!» - когда кому-нибудь обязательно нужно на ночь стакан кефира, иначе в больницу можно попасть, а не в церковь.
Только расстался с женщиной - телефонный звонок. Опять просят совета.
- Не надо ходить к таким целителям! Боитесь сглаза, зла? Когда мы боимся всяких людей, которые якобы могут нам что-то сделать, мы их поднимаем выше Бога. Разве можно? Ведь Господь попускает нам и скорби, и счастье, полезно нам немножко и поскорбеть, надо укрепиться в вере. Одна? Как вы можете быть одна, если вы с Богом, если вы верите? Бог есть любовь, и от нас Он требует только одного - любви. Он говорит: отдайте свои болезни! - а мы ждем, когда они укоренятся до такой степени, что их нельзя будет выжечь даже лазерным лучом! Мы затягиваем исповедь и покаяние, затягиваем излечение от болезни - от греха. Так что надо смириться, на себя обратить внимание, не думать, что кто-то вам хочет плохо сделать; надо подумать о том, что вы делаете плохого. Не переживайте, я к вашим услугам: приходите, звоните... С Богом!
Вновь приготовилась задать вопрос, но снова открывается дверь, да и вопрос потом отпадает сам собой.
- Батюшка, здравствуйте! Когда можно вам грехи рассказать?
- С 6 утра до 11 вечера - 365 дней в году, пока не упаду.
- Правда? Спасибо!
Теперь понятно, почему отца Николая в городе так любят. На требы, где, казалось бы, неважно, какого пригласить священника, зовут его. Он с радостью - лишь бы иметь возможность лишний раз сказать о Боге.
- Когда освящаю какое-нибудь учреждение, говорю, чтобы были обязательно все сотрудники, - поясняет батюшка. - Потом беседуем за чашкой чая, люди задают вопросы, а потом уже приходят на исповедь, венчаются, дом освящают. После общения со священником все по-другому воспринимается, чем если бы я просто совершил чин и ушел. Как-то одна женщина попросила меня квартиру освятить, я ей говорю: чтобы были вместе с мужем. Она: «Нет, батюшка, что вы! Если он узнает, он и вас, и меня побьет». Я говорю: «Ничего страшного, пусть обязательно будет». Прихожу - муж меня зовет в отдельную комнату: давай, мол, поговорим. Поговорили. Через 20 минут открывает дверь: «Жена! Я давно говорил: надо священника пригласить! Нужно обязательно, чтобы семья в церковь ходила: если семья укрепится, - укрепится и государство».
Последние слова произнесены уже на ходу, точнее - на бегу: батюшку опять вызывают - в соседней церкви не оказалось священника, чтобы совершить отпевание. Отец Николай спешит к тем, кто его ждет.
http://www.pravoslavie.ru/put/45858.htm