Дискуссия
об универсальной электронной карте, которой в скором
времени возможно придется пользоваться гражданам
нашего государства, ожидаемо вызвала серьезные
опасения специалистов в области законодательства,
прав человека и этики. Конечно же, в диалоге активно
участвует и Православная Церковь - ведь
электронная карта может стать проблемой не только
политической, но и духовной.
Протоиерей Всеволод Чаплин. Фото: РИА НОВОСТИ
Накануне завершились слушания в Общественной палате Российской Федерации на тему «Проблема отказа граждан от средств электронной идентификации и обеспечение их прав». В обсуждении приняли участие представители традиционных религиозных конфессий, юристы, культурологи, журналисты. Модератор форума, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, рассказал порталу Православие.ру об итогах жаркой дискуссии:
- Как Вы оцениваете результаты прошедших слушаний в Общественной палате?
- Вопросы, которые сегодня обсуждались здесь, актуальны уже в течении 15 лет в связи с появлением разных форм электронных документов, которые определяют взаимоотношения человека как с государством, так и с разного рода коммерческими организациями. Так что дискуссия ведется давно, и я не рассчитывал, что в ходе этого мероприятия будут найдены решения, которые устроят всех, - это было бы просто невозможно, но очень радует, что сюда пришли представители многих государственных ведомств, которые имеют отношения к этой тематике.
В ходе обсуждения они в очередной раз сказали, что принятие универсальной электронной карты будет добровольным. Очень хочется надеяться, что эти утверждения получат документальное оформление. Тогда люди могли бы использовать этот документ в отношениях с местными органами власти. Например, с медицинскими учреждениями, с разного рода коммерческими структурами, которые будут исполнять порученные государством функции. В добровольности принятия этого новшества заключается одно из главных пожеланий, которое имеет Русская православная церковь и многие представители общественности.
Есть разные причины, по которым люди не принимают универсальную электронную карту. Ясно, что всегда будет определенное количество тех, которые так и не примут ее. Значит, нужно сделать все, чтобы эти люди не оказались на нелегальном положении и не были лишены тех социальных благ, которые им гарантирует государство, и которые они, в значительной степени, сами себе заработали.
Мы получили определенные заверения от представителей федеральной государственной власти и представителей власти Москвы, с ними будут продолжены переговоры, и мы надеемся, что вещи, которые мы здесь услышали, буду сформулированы на более официальном, документальном уровне. Это поможет снять озабоченность людей и будет способствовать развитию дальнейшего диалога между властью и обществом.
- Какие главные угрозы, по Вашему мнению, несет в себе универсальная электронная карта?
- Эта тема гораздо более широкая, чем вопрос об универсальной электронной карте. Если возникнет база данных, в которой будет содержаться информация обо всех сторонах жизни человека, его успехах и неудачах в работе и учебе, о его медицинских диагнозах, покупках, доходах, расходах, перемещениях по миру или стране, о том, какие книги он берет в библиотеке, все это создаст очень большую опасность того, что человеку можно будет ставить любые условия. Его не нужно будет даже заставлять что-то делать - он настолько будет психологически подавлен тем объемом информации, которую о нем знают, что с ним можно будет делать буквально все что угодно. Особенно, если он будет заинтересован в получении неких благ от государства. Если человек захочет поступить учиться в престижный ВУЗ, получить или сохранить хорошую работу, ему будут говорить, что ты должен подписаться под тем или иным мировоззренческим идеологическим признаком: иначе сам понимаешь - а мы знаем о тебе всё. Тогда в таком обществе героев будут единицы. 99 процентов общества будут послушны любой системе, которая будет иметь такую информационную власть. Это на самом деле та глобальная опасность, которая существует и которую мы обсуждаем сейчас.
Более того, есть и хорошо знакомые жителям России проблемы защиты информации, когда есть большое количество государственных баз данных, которые стали легкой добычей злоумышленников и теперь их можно купить на рынках и даже на улицах. Где гарантия того, что огромный объем информации, который, в общем, является фактором национальной безопасности и безопасности личной не станет вдруг достоянием кого угодно? Поэтому вопрос защиты информации стоит очень остро.
- Сейчас против электронных карт публично выступают также те, кто не так давно считали ИНН «печатью антихриста». Могут ли маргиналы скомпрометировать православное сообщество и свести дискуссию на уровень сарказма и карикатур?
- Тему маргинализируют и карикатуризируют те, кто имеет какие-то свои причины это делать. На самом деле мы говорим о серьезных вещах. Да, есть определенное количество тех, кто ищет шестерки в водяных знаках паспорта, кто нашел в паспорте змею, кусающую свой хвост, корону люцифера и изображение Кенни из мультфильма «Южный парк», и все такое прочее. Но, на самом деле, большинство тех, кто участвует в этих движениях, инстинктивно чувствуют серьезную опасность для свободы человека и свободного развития общества.
Но есть специалисты, которые ставят вопросы более чем серьезные, на уровне тех знаний, которые у них есть. Получается, что тема не карикатурная, не юмористическая. Противники электронной карты - это не те, кто в принципе выступает против любых новшеств, например, против микроволновых печей, против сотовых телефонов, как обычно это делают пожилые сограждане. Но здесь люди участвуют разные и вопросы они ставят очень острые. И их надо обсуждать на уровне диалога власти и общества.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45540.htm