
- Ну как можно обойти разговор о пище? - удивляется отец Михаил. -
Всё-таки она значит в нашей земной жизни очень много, и во время
Великого поста воздержание в трапезе - вещь совершенно необходимая.
Сейчас много новоначальных, много тех, для кого пост - это пока только
пища, и слава Богу! - хоть с этого бы начать. Но люди усердствуют не по
разуму, пытаются заняться сухоядением, и дело заканчивается очень
плохо. Помню тех прихожан, которые весь пост жили впроголодь и Пасху
встречали в больнице. Это, как правило, те, кто в Православие идёт от
йоги: они понимают пост как жёсткую голодовку.
И здесь надо сказать, что меру поста в пище определяют несколько
обстоятельств. В первую очередь - это сила нашей веры, осознанность её:
пусть наша совесть христианская укажет, до какой степени следует себя
ограничивать в еде. Второе - это наше здоровье: надо смирять плоть, а
не разрушать её. Третье - это работа, наши служебные обязанности: нужно
беречь силы для работы. И четвёртое - это настроения в нашей семье:
нельзя, чтобы пост послужил причиной раздоров между ближними.
- И всё-таки Великий пост - это в первую очередь время
покаяния. Но ведь раскаяние, сожаление о грехах - это такое чувство,
которое не по календарю приходит в душу. Как же быть? Искусственно
нагнетать в душе покаянное настроение?
- Действительно, Святая четыредесятница - это не курс лечебного
голодания. Но искусственно распалять в душе покаяние не нужно и вредно.
Да во время поста в этом и нужды нет: если мы достойно проведём эти
дни, если попристальнее заглянем в свою душу, то невольно ужаснёмся
своим грехам. Ведь Великий пост - это, в сущности, попытка
познакомиться с самим собой. В прочие дни нам многое позволено (или мы
считаем, что нам многое позволено), мы не видим самих себя со стороны, а
если даже и видим, то не чувствуем большого безпокойства: грехи наши
кажутся нам вполне простительными и мы благодушно с ними соглашаемся. Во
время поста не так! Во время поста мы пытаемся воздерживаться от
многого - и тут-то нам становится ясно, сколь малы наши духовные
возможности, сколь велико наше рабство греховному навыку. Мы начинаем
сожалеть о своём безсилии, досадовать на него, а это - первый шаг к
покаянию. Следующий шаг - молитва: «Господи, яви мне мои грехи, мои
пороки, покажи все дурные свойства моей души!» И вся Церковь в эти дни
поддержит нас в такой молитве, прося Бога, чтобы он открыл нам двери
покаяния. Так что никакой искусственности, нарочитости не требуется:
пост всё управит естественным образом.
- Что касается мирских удовольствий - кино, театр, музыка, ТВ
и др. До какой степени их нужно сокращать? И нужно ли на время поста
увеличивать своё молитвенное правило?
- Хорошо, что вы объединили в одном вопросе и отказ от мирских
удовольствий, и обращение к молитве. Святой Великий пост - это самое
благоприятное время для того, чтобы перераспределить свои обычные дела -
расположить их так, чтобы исключить всевозможные развлечения и на их
место поставить нечто иное. Увеличить молитвенное правило? Конечно, это
надо сделать в первую очередь. Надо чаще ходить в храм, тем более что
великопостные службы - особые службы: они помогают постящимся понять
себя, раскаяться в грехах, очистить душу... Но важно вот что понять: и
увеличение правила, и частые походы в храм дадутся нам очень нелегко,
если в наших душах нет любви к молитве. Необходимо как-то воспитать в
себе эту любовь, иначе нам будет очень сложно обходиться без мирских
удовольствий.
И вот что ещё важно помнить: мы остаёмся христианами не только на
молитве. Отказ от развлечений, от телевизора, от кино даст нам массу
свободного времени, и будет очень разумно посвятить это время детям,
родителям, друзьям. Надо обратиться к людям! Если на первом месте для
христианина стоит Господь, то на втором-то всегда будут люди - и
близкие, и дальние, - все, кому трудно без нашего участия. Далее,
необходимо больше бывать на воздухе - это без сомнения! Можно даже
спортом заняться. Прежде нам некогда было сходить к врачу? Значит, во
время поста нужно как следует подлечиться... Словом, пост - это дело
творческое, оно зависит от наших личных качеств, от нашего сознания, от
наших талантов. Не всякое мирское занятие непременно нужно исключать, -
нельзя лишь проводить время впустую, без пользы душе.
Часто спрашивают, можно ли в пост ходить на дни рождения и тому
подобные семейные праздники... Здесь нужно сказать вот что. Если нас
действительно хотят видеть и обидятся, если мы не придём, то необходимо
прийти, с радостным, светлым лицом, не омрачая праздника, поздравить
именинника, вручить подарок, а потом сослаться на какую-нибудь причину
и, не засиживаясь долго, оставить праздник. А то бывают случаи, что нас
приглашают просто из вежливости, и если мы откажемся, то люди не
обидятся. Каждый отдельный случай надо изучить. Если мы знаем, что
собирается неблагочестивая компания и ничего доброго мы там не
наберёмся, то, конечно, лучше деликатно отказаться. А если собираются
люди хорошие, добрые, то, может быть, этот праздник даст нам что-то
благое для спасения души.
Если человек живёт в такой семье, где, кроме него, никто не постится,
то нам очень важно набраться мудрости и великодушия: нужно научиться
молиться и при работающем телевизоре, нужно не осуждать людей, желающих
ходить в театр и на вечеринки. Нужно оставаться христианином и
достойно, терпеливо, с любовью относиться к родным: ближе них у нас
никого нет, нам с ними жить.
-
Некоторые люди дают себе особые «задания» на пост: избавиться от
такого-то греховного навыка, от дурной привычки. Как вы думаете,
полезно ли это?
- Такое может делать только духовно опытный человек, да и ему следует
согласовать своё «задание» с духовником. Самочиние тут опасно... Но
вообще-то дело не лишено смысла. Только я бы уточнил: задание нужно
давать не «отрицательное», а «положительное», - то есть не «избавиться
от какого-то греховного навыка», а «прибрести те качества, которые
вытеснят этот навык». Не «перестать раздражаться», допустим, а
«воспитать в себе терпение»; не «избавиться от гордыни», а «научиться
смирению в таких-то и таких-то определённых случаях». Если мы
неправильно обозначим задание, то у нас - можно сразу сказать - ничего
не получится! Тут-то и нужен совет такого священника, который хоть
немного знает нас. Но есть одно задание, которое одобрит любой духовник:
прочитать за пост Евангелие - всех четырёх евангелистов!
- Во время поста (по моим наблюдениям и по свидетельствам окружающих) нас часто одолевает уныние. Как с этим бороться?
- Если мы ловим себя на том, что в дни поста развивается уныние, то
это уже хорошо!.. Потому что большая часть унывающих не отдают себе в
том отчёта: воображают, что это не они такие унылые, а всё вокруг них
плохо, всё не так, - и своими придирками, ворчанием, жалобами портят
настроение окружающим. Поэтому малорелигиозные люди, глядя на нас,
недоумевают: до поста был человек нормальный, вменяемый, с хорошим
настроением, а во время поста - унылый, тёмный, с потухшим взором... Где
же тут польза от пощения? Но уныние может быть обусловлено несколькими
причинами. Во-первых, мы чувствуем, что пост проходит, а ощутимого
покаяния в душе не наблюдается, - мы начинаем уставать от безплодности
усилий. Во-вторых, к унынию приводит простая физическая усталость; и
в-третьих, частые искушения... Уныние происходит от необычного образа
жизни: мы привыкли к весёлому, безответственному времяпрепровождению, а
здесь приходится отвечать за каждый день, ежеминутно быть собранным.
Легко сказать, а вы попробуйте: каждое утро мы собираем волю в кулак,
сосредоточиваем ум, принуждаем себя к молитве, к употреблению
определённой пищи, к отказу от многих дел... Всё это правильно, но нельзя
перегибать палку: наши силы должны быть верно рассчитаны, тогда и
уныния будет меньше.
- Вот вы сказали: постные искушения... Действительно, никакой
пост не обходится без серьёзных встрясок - и от ближних, и от дальних...
То здоровье вдруг подведёт, то какие-то общественные потрясения грянут...
Зачастую удар настигает такой, что забудешь о всякой духовности и
только грехи умножаешь. Как тут быть?
- Постные искушения не удастся миновать никому и никогда! Враг рода
человеческого в это время пытается доказать нам нашу немощность, нашу
слабость, ничтожность нашей веры. И слишком часто у него это
получается: мы действительно обнаруживаем удивительную духовную немощь.
Но всё-таки именно преодоление этих препятствий, этих необычных
испытаний, и закаляет наш дух, наш характер, разум и сердце. Без
гантелей, без штанги мускулы не накачаешь; не преодолевая искушений,
христианин не вырастет. И не надо разочаровываться, даже если каждый
год одно и то же: ситуации повторяются и мы по-прежнему вязнем в
искушениях и безсильны их преодолеть... Словно на одном месте топчемся...
Но нет! Мы растём, растём! Сложность наших задач духовных повышается.
Но как в первом классе школьнику учиться тяжело, так и в десятом
классе, - хотя сложность задач первого и десятого класса сравнить
нельзя. Вот точно так же и для христианина - просто мы не знаем, в
какой класс нас уже перевели. Да и не надо этого знать!
- В конце концов, Великий пост - это только подготовка к Пасхе... Или я не прав?..
- Почему «только»? Подготовка к Пасхе, к Воскресению Христову, - это
немало! По моему мнению, мы всю жизнь должны готовиться встретить
Воскресение и быть его соучастниками - или по крайней мере
созерцателями. Каждодневная подготовка к Пасхе - это очень важное
условие нашей духовной жизни. Более того: если мы сделаем серьёзные
ошибки во время поста - по своей гордыне, по своему неумению, из-за
ревности не по разуму, - если не прочувствуем, не проживём Пасху, то
можно считать, что в духовном смысле год потерян. Это время уже не
вернётся, и новый пасхальный прилив сил нам не будет дан.
Многие жалуются: мы постились, мы ограничивали себя, мы очищались
душой, а пришёл праздник - и с его весельем, с его шумными, богатыми
застольями мы лишаемся чего-то, полученного за время поста. Нет, это не
так. Действительно, в праздничные дни душа несколько расслабляется, но
потом опыт, полученный в Святую четыредесятницу, - он даст о себе
знать, он поддержит нас в трудную минуту. Когда будет нужно, мы
вспомним всё, чему школа поста нас научила, и мы поймём, что каждый
пост - это ступенька в восхождении на тот Фавор, - Фавор чистоты и
света, - к которому мы все и призваны.