«Однажды
три инока претерпели безчестие, - повествует св.Иоанн Лествичник. -
Один из них был угрызаем скорбию, но смолчал; другой порадовался за
себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая
единственно вред ближнего, пролил тёплые слезы. Таким образом, здесь
были видимы делатели страха, воздаяния и любви». О том, как нам
приуготовить себя к прощению обид, как научиться прощать искренне и не
только раз в год - в Прощёное воскресенье, размышляет настоятель церкви
Св. Вмц.Варвары в пос.Рахья иерей Илия АМБАРЦУМОВ.
- Батюшка, как правильно справлять Масленицу, чтобы переход от веселья и объедания к строгости Великого поста не был тяжёлым?
- Пост должен быть в радость, ибо наконец-то мы освобождаемся от
излишков и тягостных страстей. В подготовительных неделях к посту видна
мудрость Божия - сначала мы прекращаем есть мясо, потом отказываемся
от молочной пищи. И то, что мы перед постом вкусно и обильно едим,
имеет смысл - постовые лишения не будут в тягость в первое время, а там -
втянемся.
- Батюшка, но желудок-то не резиновый, впрок не ест...
- Оно конечно, но запас витаминов, жиров и углеводов не помешает. И
не надо поститься сверх меры, обезьянничая со Святых Отцов, - этак
можно повредиться и телом, и умом. Ведь когда психика в постоянно
крайнем напряжении, раздражении и истощении, может произойти срыв.
Человек после такого поста способен пуститься во все тяжкие -
обжорство, пьянство, блуд... «Я заслужил» - будет он оправдывать себя.
Поэтому Святые Отцы говорят: «Крайности от диавола, а умеренному
подвигу цены нет».
Кстати, в помощь нам каждый день Сырной недели посвящён какому-либо
благочестивому размышлению: понедельник - о подражании Господу в
смирении, вторник - о молитве, среда - о помыслах, четверг - о
перенесении скорбей, пятница - о безстрастии... Как полководцы перед боем
для ободрения воинов говорят о подвигах древних мужей, так и пастыри
вступающим в пост указывают на святых мужей, достойных в сём деле
подражания. А в сыропустную неделю, т.е. воскресенье, - о прощении
обид.
Что касается масленичных обрядов - участвовать в них можно, только
надо вкладывать в них православный смысл. Например, сжигать чучело не
Зимы, а своих грехов.
- Перед Прощёным воскресеньем мы неделю широко гуляем
русскую Масленицу: блины едим, пляшем, поём, выпиваем - что греха
таить... А на следующий день надо смиренными и всепрощающими стать. Но
ведь к покаянию и прощению душу подготовить надо...
- В Церкви всё разумно устроено. Перед вступлением в самый строгий
пост человек всласть ест-пьёт, прощает ближних и просит прощения у тех,
кого обидел, а сделать это легче на сытый желудок. Поэтому и Прощёное
воскресенье установлено именно перед началом поста, как пограничный
рубеж. Да и как можно вступать в Великий пост, когда на душе у тебя
муторно от непрощённых обид, а совесть тяготят обиды, нанесённые тобою
ближним? Нельзя поститься в злобе, так можно и язву нажить.
-
Грешим, обижаем близких и обижаемся на них мы ежедневно, ежечасно, а
вот Прощёное воскресенье, когда каемся как-то чересчур легко и даже
радостно, наевшись блинов, - раз в году. Нет ли в этом толики
лицемерия, обрядности?
- Всё зависит от степени духовности человека. Свт.Феофан Затворник
писал: «Прощёный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы
все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских
обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с небом». Но в
том-то и вопрос: пользуемся ли мы этим днём, как должно? Скажу прямо,
мне противно, когда люди идут в церковь на Прощёное воскресенье и
просят прощения, используя момент, чтобы легко загладить свои грехи. Не
делайте ничего напоказ. Но уж если простили - то, как говорится, «кто
старое помянет - тому глаз вон». А у нас часто как бывает? Подходим,
кланяемся: «Простите меня», в ответ: «Бог простит», а про себя: «Век бы
тебя не видеть». От этого только вред душе... С другой стороны, когда
человек часто произносит слово «простите», пусть даже не совсем
искренно, - на него в итоге действительно нисходит благодать по милости
Божией. А если ещё он идёт в храм, а там все тоже просят у него
прощения и прощают его - и прихожане, и батюшки, - душа просыпается и
ликует, и человек может даже заплакать.
- А не лучше ли сразу попросить прощения у того, кого обидел?
Ну, пусть не сразу, - на следующий день, через неделю. Зачем ждать
Прощёное воскресенье? Разве прощение святее будет?
- Я думаю, что каждое воскресенье должно быть прощёным. Ведь мы
каждое воскресенье причащаемся Святых Христовых Таин, а как можно
причащаться, не простив? Копить обиды год, а потом оптом каяться! Но ещё
хуже, когда человек делает вид, что простил, а в душе затаил зло и
мстит. От таких людей держитесь подальше. Также лучше не общаться с
людьми, находящимися на грани самоубийства, с бесноватыми и психически
больными, еретиками - они отводят нас от Христа и приводят к диаволу.
Помните правило: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1,1).
- Просить прощения трудно... Простить порою нет сил.
- А вы знаете, откуда пошло Прощёное воскресенье? На заре
христианства у монахов обители прииорданской пустыни был обычай: в
последнее воскресенье перед постом собираться на Литургию, потом,
попросив друг у друга прощения, уходить на весь пост в пустыню. Назад
можно было и не вернуться - умереть от голода и жажды, мог лев
разорвать, могли лихие люди убить... Представьте, что ваш обидчик ушёл в
пустыню, откуда может не вернуться, - и обида уйдёт. Опасно, когда
человек не желает простить своего недруга до конца жизни. Св.Отцы
говорят, что такой человек сразу идёт в ад, даже если он всю жизнь был
великий подвижник. Ибо его непрощение украло все его добрые дела.
- Но если обида так глубока, что, увидев обидчика,
чувствуешь, что сердце саднит от пережитого, - всё слишком свежо и
больно. Что делать? Сказать, что прощаю? Это будет ложь, грех.
- Так и сказать: «Простить пока не могу. Может быть, когда-нибудь
найду в себе силы». И отойти, избегая выяснения отношений. Ибо мы как
дырявое ведро, - через раны душевные выливается благодать, получаемая
нами в церкви. Тем более что есть немало проходимцев, которые пользуются
людской отходчивостью - просят прощения и опять гадят. Не позволяйте
вытирать об себя ноги. Но помолиться об этом человеке, записочку о
здравии подать нужно. «Размысли, - увещевал московский митрополит Филарет,
- что лучше: обидчиком ли быть или обиженным? Без сомнения, лучше быть
невинным, нежели виновным». Суд над нами Бог отдал в наши руки: «Прощайте и прощены будете» (Лк.6,37).
- А если человек, которого когда-то обидели, находится за тридевять земель? Адрес и телефон утеряны...
- Кайтесь, молитесь. Его душа почувствует облегчение. В таком Божием деле, как прощение обид, расстояния не имеют значения.
- Кого можно взять за образец прощения обид?
- Сказано: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то
простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15).
А лучшего примера не найти, нежели Господь наш Иисус Христос.
Истерзанный, распятый, терпя глумления толпы, Христос говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34).
И если обида гложет твоё сердце, вспомни о распятом Христе, о язвах
Его, и пойми, что всё, что происходит с тобой, ничтожно и маловажно в
сравнении со страданиями Сына Божиего, взявшего на Себя все грехи мiра и
отдавшего Себя на смерть крестную ради спасения человечества от
рабства греха. И увидишь, что обида твоя испарится, как вода в жаркий
день.
Вспомните Иосифа, проданного братьями в рабство в Египет. Промыслом
Божиим стал он советником фараона. Братья же, испугавшись, что сможет
он теперь отомстить, сказали, что отец пред смертью завещал: «Скажите
Иосифу: «Прости братьям твоим вину и грех их...» И ныне прости вины
рабов Бога отца твоего... И сказал Иосиф: не бойтесь; ибо я боюсь Бога... Я
буду питать вас и детей ваших» (Быт.50,17-21). Иосиф прожил 110 лет... Вот и размысли, что чем больше ты простишь, тем больше сам получишь прощение.
Адрес: 188671, Ленобласть, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15-а. Тел. 8 (813-70) 31-882.