Только прошлым летом мы отметили 300-летие преславной виктории под Полтавой, а теперь ровно через год вспоминаем о другой победе русского оружия: 15 июля 1710 года русскими войсками под командованием Шереметева взята Рига.
Снова всплывает имя этого главнокомандующего, хотя перед Полтавой он был в опале у Петра. Шереметев был назначен руководить одной важной операцией, но не справился. В той операции надо было внезапно «налететь» на врага, - не получилось. Зато он умел педантично «томить» неприятеля и изнурять его силы. Под Полтавой Царь был крайне недоволен действиями Бориса Петровича и свой гнев выразил тем, что отобрал у него Преображенский полк.
А вот когда в 1710 году надо было осадой брать Ригу, Шереметев оказался незаменим. Эта победа вернула ему расположение Царя. Пётр I был обрадован известием о взятии Риги: все эти годы он не забывал оказанный ему «приём» шведскими властями города в 1697 году во время Великого посольства. Тогда караул угрожал применить оружие против Царя при осмотре крепости.
Заметьте: речь идёт о шведских властях города, а ранее Рига была целиком немецким городом, основана немецкими рыцарями в 1201 году. Стремясь поддержать свою гегемонию в городе среди балтийских племён, немецкая элита установила систему этноязыковой сегрегации. Так, латышам и другим национальностям запрещалось даже селиться в пределах стен города, а позже - в пределах земляного вала его.
Межнациональные браки были запрещены, хотя языковая ассимиляция и переход на немецкий язык поощрялись. Позднее, по специальному указу, латышам разрешено было всё же строить дома снаружи городской стены. К вечеру, когда закрывались городские ворота, вся латышская обслуга обязана была покинуть пределы города.
Отражением истории средневековой Риги долгое время являлся её этнический состав. Со дня основания и до 1582 года жителями города - бюргерами в немецкой терминологии, были только этнические немцы. Исключение составляли лишь зажиточные и образованные русские. Потом контроль над Ригой получила Речь Посполитая (польско-литовское союзное государство). В городе появились поляки, литовцы, русские, латыши из окрестных сёл. И, конечно, евреи.
Заметим, что если говорить о коренных рижанах, то все вышеперечисленные национальности, включая русских, таковыми являются. При этом говорить о насильственной русификации - просто смешно.
Многие серьёзные исследователи бросают главный упрёк российской власти: льготы «местной элите». Какое там равноправие! В Риге была Европа уже тогда.
Ныне т.н. «русскоговорящие» Латвии вправе знать, что они и их пращуры - представители старейшей этнической группы исторически сложившегося многонационального населения латвийской столицы с 1209 года, когда, напомню, латышей в город не пускали.
Кстати, одна из версий происхождения названия Риги: находившееся на холме Куббе (центр современного города) поселение венедов Руга получило своё название по имени острова Риген (Руген), где был центр прибалтийских славян, называвшихся также ругами и варягами. Русское население Риги росло стремительно в новейшей истории, не только в СССР, сделавшись частью которого Латвия и стала полноценной республикой.
А уж надежды на фашистов у рижан сразу рухнули: те обещали им не независимость даже, а только культурно-этнографическую автономию. И тут - обманули. Откуда же взялись антисоветизм и русофобия в этих местах? От прозападной элиты. Бездарность правления, крах в экономике, смерть культуры на что-то надо ведь списать?
И, конечно, можно понять, что малые народы Восточной Европы (особенно их тщеславные правители) воспринимают как трагедию, как унижение то, что на протяжении веков они были пешками в геополитических играх крупных держав, подобно Прибалтике в германо-русско-шведских отношениях со времён Петра I. Но такова история. А нам предавать своих соотечественников - недопустимо.
В своём интервью бывший куратор Латвии в МИДе России, ныне политический аналитик Михаил Демурин объясняет, в чём ошибочность формулы «цель оправдывает средства» применительно к отношениям наших стран: цели поставлены - неправильные.
Линия на то, что экономика вытащит за собой политику и поможет решению гуманитарных проблем, не оправдалась. Был период, когда российские официальные лица даже стеснялись обозначать тему прав русскоязычного населения в Латвии.
Используя давление Запада и безвольность высшего политического руководства России, националисты Литвы и Латвии добились вывода российских войск без каких-либо гарантий невхождения во враждебные России организации или уступок с их стороны уже в 1993-1994 годах.
Об условиях жизни здесь русского населения и ветеранов ВОВ наше правительство вообще не позаботилось. А ведь русских коренных рижан - очень много.
Вот что хотелось сказать к 300-летию взятия Риги.