Боль христианина

18 августа 1979 года, 30 лет назад в районной газете «Пинежская правда» было напечатано открытое письмо землякам выдающегося писателя Фёдора Александровича Абрамова «Чем живём-кормимся». Писатель попытался найти истоки социальных бед деревни, повального пьянства

На ХШ-м съезде Союза писателей России православный литератор Николай Коняев из Санкт-Петербурга, один из авторов «Русского Дома», говоря о предстоящем 90-летии со дня рождения выдающегося советского писателя Фёдора Абрамова, сказал: «Нам ещё предстоит, наверное, осмыслить, отмечая этот юбилей, великую, непостижимую загадку: как получается, что на страницах произведений Солженицына, который позиционировал себя как православный человек, живёт сатанинский дух разрушения, а произведения Абрамова, всегда считавшего себя коммунистом, проникнуты духом Православия, любви и смиренномудрия?»

Одна из разгадок состоит в том, что Абрамов был истинным сыном северной деревни, матери-земелюшки, русским солдатом. И этот дух, исконный, впитавший века веры, преданности, отчелюбия, пронизал всё его творчество. Не только повести, романы, эпопею из жизни Севера «Пряслины», но и публицистику, которую он и при славе лауреата — не оставлял.

На том же съезде ещё один автор «Русского Дома» Александр Арцыбашев, из лучших знатоков современного российского села, заявил: «Двадцать лет уже талдычим о каких-то реформах, о каких-то демократических преобразованиях и так далее. И за эти же двадцать лет двадцати миллионов народа не стало в России! Въезжают в Россию каждый год по полмиллиона человек, и вот за счёт этого не показывают всю истинную нашу трагедию. А ведь в год уходит из жизни по миллиону! И главным образом потому, что плюнули на деревню». Арцыбашев привёл в своей речи цифры: «В начале XXI века Россия имела 30 миллионов коров, теперь — всего 9 миллионов».

Что бы испытал сегодня автор гневных статей и дорожных очерков в защиту русской деревни? А тогда в выступлении по телевидению из концертного зала «Останкино» (вот какие замечательные, мудрые люди по 2—3 часа вещали на всю страну!) писатель признавался, что написал ту статью по причине нарастающего равнодушия, безразличия, с которым ему нередко приходилось сталкиваться — и не только на родной пинежской земле. Советовался он с Михаилом Григорьевичем Поздеевым, первым секретарём Пинежского райкома партии: надо, мол, хоть словом подтолкнуть людей, разбудить в них гражданскую совесть, чтоб устыдились своей пьяной жизни, расхлябанности, прежде вовсе не свойственной северянам. Поздеев согласился, поддержал.

Абрамов сам не ожидал, что его обращение к землякам окажется столь действенным.

«Жизнь взбурлила просто. По всему району — сельские сходы, везде обсуждают, потому что есть же честные люди и немало их, надоел беспорядок, надоела безалаберщина, ведь от нас многое зависит. У нас всё в деревне закрутилось... Письмо, конечно, подхватили. Но некоторым товарищам показалось, что у нас и так инициативы хоть через край, нечего о развитии инициативы народной беспокоиться. Короче говоря, письмо должного обсуждения не получило», — такой горький вывод сделал Абрамов.

Только две районные газеты в Архангельской области перепечатали его «Открытое письмо землякам». 17 ноября того же года «Чем живём-кормимся» с некоторыми сокращениями напечатала центральная «Правда».

Когда в феврале 1980-го отмечали его шестидесятилетний юбилей, только в «Пинежской правде» была небольшая публикация З.Бутюковой «Верность жизни», а в областной печати ни словом не обмолвились о юбилее выдающегося писателя-земляка — юбилее, который оказался последним в его жизни...

Много воды утекло с тех пор в реке Пинеге, на которой стоит огромная деревня Веркола. Архангельский журналист Александр Антипин поехал узнать, «чем живут-кормятся» земляки писателя сегодня? Его экскурсоводами стали глава здешней администрации Нина Иняхина и директор музея писателя Александра Абрамова (здесь много родственников и однофамильцев его раскидистого крестьянского рода). Разговор оказался мало торжественный: жителей на селе нынче небогато. В Верколе проживает 456 человек, а когда-то счёт шёл на тысячи. Всё как везде, молодёжь уезжает, в деревни одни старики.

«Погода выдалась светлая и ясная, а в деревне, казалось, ни души, — писал журналист. — Мимо прошла только бабушка с авоськой да проехали на тракторе пьяные мужики. Вообще-то, Веркола представлялась мне маленькой уютной деревушкой, а тут, оказалось, — огромная деревня, разбежавшаяся едва ли не на пять вёрст вдоль Пинеги. Река давно уже поменяла русло, отошла в сторону, и под берегом, в подугорье, раскинулись луга. Столетние избы с древними датами постройки на подкурятных брёвнах, деревянные кони, венчающие охлупни, "журавли" над старыми колодцами и амбары, которые тут на каждом шагу. А ещё речное приволье, видимое с угора, сосновый дух из обступившего село леса... Нет, не зря так любил свою Верколу Фёдор Абрамов, не зря так щемило его сердце от неурядиц в жизни этого дивного края.

Многочисленные амбары, сплошь разбросанные по деревне, — признак былого достатка Верколы... Кое-что осталось от прежних времён: почта, фельдшерско-акушерский пункт, три магазина (два частных), библиотека, клуб, детский сад и прекрасная кирпичная школа, которой позавидует любой райцентр. Но вот о сельхозпроизводстве — основе основ любой деревни — серьёзно говорить не приходится. Здесь, как и повсюду в округе, сплошная разруха. Поэтому молодёжь подаётся за счастьем в город, а те, кто остался, выживают, а не живут. Зато в Верколе появился новый вид отходничества. Люди уезжают «на вахты», работают на лесозаготовках и даже на нефтепромыслах. А рядом стоят некошеные луга, и о былом сенокосе можно прочитать разве что в книгах писателя-земляка.

Бедный Фёдор Александрович! Что бы он написал, как бы прокричал на всю Россию, увидев этот поистине вселенский погром? Ведь тут, в его родной Верколе, как в капле воды, отразились все беды русской деревни».

Да, тридцать лет назад Абрамов с болью предъявлял землякам претензии по высшему счёту, потому что не мог и представить себе погибели русской деревни, всего того кошмара, до которого её доведут реформаторы, партийные функционеры. Деревня — на грани гибели. А это значит, что Россия не только стоит на коленях перед Западом из-за продовольственной зависимости, но и духовное, культурное самостояние её — под огромным вопросом. Без возрождения деревни пусты разговоры о возрождении России, смешно размахивать флагами, выкрикивать лозунги. Ведь вся наша сила, любовь и вера — от родной земли. Крестьяне на Руси — это значит христиане. И Фёдор Абрамов — выдающийся прозаик, воин на фронте, преподаватель Ленинградского университета, общественный деятель — был прежде всего крестьянином.

http://www.russdom.ru/node/1919

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Москалёв:
От просвещения к варварству
13 января 1703 года, 310 лет назад вышел первый номер первой печатной российской газеты
14.01.2013
Благодатный полуостров
20 января 1991 года, 20 лет назад на референдуме подавляющее большинство жителей Крыма выступили против отделения от России
23.01.2011
Кто же исконные рижане?
15 июля 1710 года, 300 лет назад была взята Рига
14.07.2010
Державный скульптор
21 февраля 1835 года, 175 лет назад родился Михаил Осипович Микешин, выдающийся русский художник и скульптор
22.02.2010
Все статьи автора
Последние комментарии
Эпоха страха
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-06-06 18:54
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 18:18
Жизнь по совести и хождение Духом Святым
Новый комментарий от Василий Литвинов
2020-06-06 18:10
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-06 17:53
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 17:50
Либеральная элита критикует Путина по его попущению?
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-06-06 17:48