Лепта чистой жизни

Новости Москвы 
0
413
Время на чтение 17 минут

Епископ Кампанский Мефодий (Кульман) - один из тех людей, благодаря которым сохранялась и укреплялась православная вера в среде русской эмиграции. В России в 2000 году издана книга его глубоких и непривычно лаконичных проповедей, свидетельствующих о том, что их автор - глубокий молитвенник и истинный пастырь Христов. О жизни владыки Мефодия и об одном из главных дел его жизни - возобновлении православного паломничества на Святую Землю в начале 1950-х годов - рассказывает его духовная дочь игумения Ольга (Слезкина), ныне настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От в Бургундии (Франция).

- Матушка, как Вы познакомились с Владыкой Мефодием?

- Владыка Мефодий был моим духовным отцом 40 лет - такое бывает нечасто. Мы познакомились в 1931 году в лагере Русского студенческого христианского движения (РСХД). Эти летние лагеря играли очень важную роль в сохранении православной веры, русской культуры и родного языка для русских детей, ведь в эмиграции мы оказались в католической и протестантской среде.

Я ездила туда несколько лет подряд, и однажды нам сказали, что приедет новопостриженный иеромонах Мефодий. А в лагере было много девушек, я еще подумала: «Странно, что молодого монаха посылают в такой лагерь». Когда он приехал, мы в особой палатке устроили храм. После его освящения отец Мефодий начал освящение палаток, в которых мы жили. И мне это очень запомнилось. Я сразу обратила внимание, как этот священник сосредоточенно молился. Он не только кропил палатку, каждую кровать в ней святой водой, но останавливался и долго молился. На меня это произвело очень большое впечатление. Вот мое первое воспоминание об отце Мефодии.

Потом ему сказали, что каждый день после утренних молитв нужно кратко что-то говорить - несколько слов детям, не более двух-трех минут. И он - послушный - кратко говорил, и это у него осталось на всю жизнь! Поэтому, видите, даже когда он уже был епископом и выпустил книгу, то все равно его проповеди остались краткими и очень содержательными.

- Да, эту книгу, изданную в 1987 году в Париже, мне подарили, когда я училась на втором курсе университета. «Немногое о многом» - одна из первых православных книг, которая меня задела за живое. Написанная емко и глубоко, она доходила до самого сердца!

- Я рада, что Вы ее оценили. «Немногое о многом» вошло в изданную Московской Патриархией в 2000 году книгу епископа Мефодия «Пастырские наставления». Весь большой тираж - десять тысяч - полностью разошелся! Я так рада, что книга моего Владыки получила признание в России, которую он так сильно любил.

- Матушка, расскажите, пожалуйста, о жизни епископа Мефодия.

- Епископ Мефодий, в миру Владимир Николаевич Кульман, родился в 1902 году в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Его отец, Николай Карлович, был датчанином. После переворота 1917 года семья была вынуждена покинуть Россию и бежать в Болгарию, там будущий владыка окончил гимназию. Затем семья переехала в Чехословакию, и здесь Владимир Кульман часто прислуживал за богослужениями Пражскому Владыке Сергию (Королеву) [1], который на него очень повлиял, очень. И в то же самое время Владимир Кульман поступил в университет на историко-филологический факультет. Потом вдруг, разбирая какие-то материалы в библиотеке, он нашел воззвание Патриарха Тихона, где Патриарх призывал весь русский народ через покаяние вернуться в то состояние, в котором он был прежде, говорил, что нужны люди, которые бы помогали Церкви. Это на студента Кульмана очень подействовало. А в Париже тогда умирал его младший брат. Он приехал туда, когда брат еще болел, и присутствовал при кончине. Все это подвигло Владимира бросить учение и идти на служение Церкви. В Париже Владимир поступил в Богословский институт, но больше всего ценил богослужения в храме Сергиевского подворья. В то время там были изумительные богослужения! Управлял хором Михаил Михайлович Осоргин [2], замечательный регент.

Потом, когда оставался, кажется, еще год до конца обучения, его постригли в монашество. И чуть позже назначили настоятелем маленького храма в Аньере, в котором до него очень краткое время был отец Иоанн (Шаховской) [3]. Он вскоре уехал в Германию, а отец Мефодий попал в этот маленький храм, который был освящен в память разрушенного Храма Христа Спасителя в Москве. Престольный праздник в Аньере отмечается 14 августа по новому стилю, в день Всемилостивого Спаса. В своей проповеди отец Мефодий объясняет: «Неслучайно наш престольный праздник именно сегодня. Мы устраивали наш храм в память разрушаемого тогда Храма Христа Спасителя в Москве. То был храм русской славы, и его престольный праздник был на Рождество Христово. Наш храм - храм скорби, искания, утешения и покаяния. „Свышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость",- поем мы в тропаре нашего храма, и праздник его - в первый день Успенского поста и в день выноса Святого Креста».

Я помню, какой это был изумительный приход! Там бедность была такая, ну ничего у них не было! И Батюшка сумел окружить себя очень хорошими людьми, культурными и такими деятельными. С ними он начал жизнь этого прихода, жизнь, которая действительно была очень, очень живой. Потом Митрополит Евлогий [4] всегда говорил, что это один из лучших его приходов.

А что Батюшка делал? Трудно сказать, чего он не делал. Он все делал, понимаете? Он занимался безработными, он занимался детьми, взрослыми, он устраивал замечательные встречи с профессорами из Свято-Сергиевского института в Париже, не всегда даже в приходе, а иногда в казачьем музее, потому что было много народу. В общем, приход закипел жизнью.

Потом во время войны все переменилось: надо было думать о том, как помочь людям, чем их кормить. И вот он тоже находил какие-то способы помочь голодающим. Обращался в консульство Норвегии в Париже, и они выдавали нам молоко, а я на велосипеде развозила его нуждавшимся прихожанам. Но при всей этой бурной деятельности Владыка всегда оставался монахом и священником прежде всего, духовная жизнь была для него главной.

- Матушка Ольга, как бы Вы могли сформулировать основной духовный завет Владыки?

- Я думаю, у него на первом месте была молитва, и он хотел это передать своим духовным чадам. Мы, конечно, более ленивые, чем он.

Он загорелся и развил два дела в приходе. Во-первых, на Западе не было абсолютно никакой религиозной литературы, как и в России в то время. И он начал выпускать ежемесячный журнал «Вечное». Сам составлял, сам корректировал. У него была секретарша, которая писала адреса, куда послать, но всю остальную работу он делал сам. Это было очень важно. Потом мать Анна [5] посылала эти журналы и в Россию. Сейчас в России издаются изумительные книги, «Вечное» совершенно не нужно, но все-таки иногда кое-кто спрашивает, нет ли у вас еще такой книжечки.

После смерти Владыки журнал стал выходить ежегодно, а не ежемесячно, а потом вообще заглох. Но это - клад, часть которого я даже послала в Москву, чтобы они немножко знали, что такой журнал существовал, что это был большой труд, большое богатство, потому что там ни слова о политике не было, ни слова о юрисдикции (хотя именно вопросы юрисдикции церковной в то время бурно обсуждались). Чистое Православие: святые отцы, жития святых, материалы о богослужении.

Второе его дело: он загорелся ехать на Святую Землю. Это было большое дело, потому что после революции до 1950 года туда почти никто из русских не ездил [6]. Очень трудное положение было и в Иерусалиме, и в других местах. И Владыка начал ежегодные паломничества. Он очень-очень любил Святую Землю.

- Прожив всю жизнь в эмиграции, чувствовал ли он себя русским человеком?

- Да. Иногда говорят: «Кульман... он не русский был...». А он был до глубины души русским человеком. И там, на Святой Земле, это особенно чувствовалось. Вот что он говорил в проповеди своей - у порога Судных врат в Иерусалиме:

«Святая Русь свята стремлением русских людей к святости, стремлением идти по стопам Христа. И сюда, в этот храм, на это святое место Святая Русь пришла в ликах своих святых, начиная со святого благоверного князя Александра Невского, которому этот храм посвящен.

А сегодня здесь мы. Кто мы? Маленькие грешные русские люди.

Чего мы хотим? Мы хотим стать лучше, мы хотим быть со Святой Русью. В день памяти просветителя нашего равноапостольного Владимира мы особенно хотели здесь помолиться об обновлении и укреплении душ наших и о России».

И также эта русскость проявлялась в его отношении к людям. В паломничестве он к каждому подходил, хотел узнать, что у него - какое горе, какая радость, чем он живет. А не только организовать, чтобы все было хорошо сделано. У него было личное отношение к человеку.

- Как вы путешествовали по Святой Земле? Это сейчас много возможностей...

- Это было очень трудно. Мы же не знали, ни куда мы едем, ни как. У нас были бумаги такие, «нансеновские паспорта» - документы для беженцев, людей без гражданства. Они вызывали подозрение, на границе их часами рассматривали.


Первое паломничество Владыка Мефодий, тогда он был архимандритом, совершил в 1951 году. Отец Мефодий спросил своих близких прихожан, кто хотел бы поехать. Записалось 10 человек, и я записалась. Проходит неделя - один отказывается, другой... Наконец, скоро надо уезжать, все отказались, кроме меня.

Накануне отъезда молебен в Аньере. Церковь набита народом больше, чем на Пасху, потому что все думали, что отец Мефодий не вернется! В то время совершенно невозможно было себе представить, что кто-то едет на Святую Землю.

По возвращении он сразу начал думать о том, как устроить паломничество для группы православных. И вот в 1952-м поехали 28 человек, по числу мест в автобусе. Отправились поездом в Милан, потом в Венецию. Из Венеции поплыли через Бари в Александрию, Бейрут. А потом сели на автобусы и уже ехали через Сирию, Иорданию, перешли Иордан. Пешком шли по мосту и пели «Покаяния отверзи ми двери...». Потом попали в Вифанию - это было единственное место, где нас ждали. Владыка решил, что жить в отеле в Иерусалиме нам не подходит. Мы списались с Вифанией, с подворьем Гефсиманского монастыря: там, на его территории, была школа, нас пригласили, и мы жили в таком «общежитии».

- В Вифании тогда существовала небольшая монашеская община. Сколько там было сестер?

- Не очень много. Около двадцати, я думаю. На Елеоне немножко больше, в Гефсимании не больше двадцати. Но страшная бедность - ни электричества, ни воды. Все это как-то надо было устраивать. Владыка очень помог им деньгами, а потом он «поднял» весь Париж: «Нужно помочь православным монастырям на Святой Земле».

- Вы встречались с Иерусалимским Патриархом Тимофеем?

- Каждый год была такая встреча. Первым нас встретил Патриарх Тимофей [7]. Он еще помнил русских до революции и заплакал, когда нас увидел и ему сказали, что мы русские. Потом спросил: «А вы можете мне спеть „Душе моя, душе моя, восстани, что спиши"?». И вот мы ему спели. А потом был Патриарх Венедикт [8], который много лет принимал нас, очень был внимательным. Он нам позволил повесить лампадку у Гроба Господня, когда Владыка умер.

- Как скончался Владыка Мефодий?

- У него было два инфаркта, и потом, после третьего, он скончался. Он всегда хотел уйти на Пасху - и ушел на Пасху, в Великую Субботу, слава Богу. Как-то не было даже грусти, потому что мы чувствовали, что он с нами. С нами - и у Господа, в Небесном Иерусалиме.

Из завещания Преосвященного Епископа Кампанского Мефодия:

«Сейчас мне нужны только молитвы. Всех, кого огорчил, прошу простить меня Христа ради. Сам хочу отойти в мире со всеми, ни на кого никакого зла не хочу иметь. Господь Всемилостивый да простит всех нас».

 

Беседа с настоятельницей Покровского монастыря игуменией Ольгой (Слезкиной) записана в Бюсси-ан-От во Франции, 16 июля 2009 года. Публикация подготовлена Александрой Никифоровой и Марией Васильевной Зубовой.
Фото из архива Покровского монастыря в Бюсси-ан-От. Биографические сведения взяты из книги: Слезкин И.М. «Моим детям»; 
Игумения Ольга (Елена Ивановна Слезкина). 
«Воспоминания». Москва-Бюсси, 2008.

 

__________________________________________________________________

[1] Архиепископ Сергий (в миру Аркадий Дмитриевич Королев; 18.01.1881, Москва - 18.12.1952, Казань), один из выдающихся архипастырей русской эмиграции. Его детство прошло в провинции в Дмитровском уезде, в маленькой усадьбе. Среднее образование получил в Дмитровском духовном училище (1896), окончил Вифанскую семинарию близ Троице-Сергиевой Лавры (1901) и Московскую Духовную Академию (1905). По приглашению Епископа Холмского Евлогия (Георгиевского) поступил в Яблочинский монастырь просветительско-благотворительного типа, там принял постриг (1907) и вскоре был рукоположен во иеромонаха. В 1921 году назначен Патриархом Тихоном и посвящен в Епископа Бельского, викария Холмской епархии. В апреле 1922 года в связи с вопросом об автокефалии Церкви вывезен поляками в Чехию, где снова оказался в пределах управления Митрополита Евлогия, назначен настоятелем храма в Праге для обслуживания нужд русских людей, был его викарием на Австрию и Венгрию и оставался в Праге до 1946 года. Архиепископ Берлинский (16.11.1948-26.9.1950). В 1950 году вернулся в СССР. Скончался Архиепископом Казанским и Чистопольским. Похоронен в Казани.

[2] Михаил Михайлович Осоргин (30.07.1887, с. Сергиевское Калужской губернии - 29.10.1950, Париж), регент, духовный композитор и церковно-общественный деятель Русского Зарубежья. Происходит из древней дворянской семьи, сын губернатора, впоследствии протоиерея Михаила Осоргина. В детстве прислуживал в алтаре сельской церкви Покрова Божией Матери, был чтецом в церкви и пел в церковном хоре. Окончил юридический факультет Московского университета (1910). Воевал. Эмигрировал в Константинополь, затем переехал в г. Баден-Баден (1921), где служил регентом и псаломщиком в православной церкви. В 1924 году (по другим сведениям, в 1923-м) по предложению Митрополита Евлогия переехал в Париж, где занялся организацией нового Свято-Сергиевского православного прихода. В мае 1925 года на территории этого прихода были созданы Свято-Сергиевское подворье и Свято-Сергиевский богословский институт. М. М. Осоргин стал управляющим Подворья и преподавал в Институте практическую литургику и церковный устав (1930-1947). Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

[3] В миру князь Димитрий Алексеевич Шаховской (23.8.1902, Москва - 30.05.1989, Санта-Барбара, Калифорния, США). Родился в аристократической семье, ведущей свое происхождение от Рюрика. Учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге, в школе Левицкой в Царском Селе, в 1915-1917 гг. - в императорском Александровском лицее. С 1918 г. служил добровольцем в Белой армии генерала А. И. Деникина, получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, зачислен в Черноморский флот. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия, 1926). В 1926 г. пострижен в монашество в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и вскоре поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. С 1927 г. жил в Сербии, находился в юрисдикции РПЦЗ, рукоположен во иеромонаха 6 марта 1927 г. епископом Вениамином (Федченковым) в г. Белая Церковь, где впоследствии был настоятелем русской общины и законоучителем Крымского кадетского корпуса. В 1930 г. вновь переехал в Париж и перешел в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В 1931-1932 гг. был разъездным священником во Франции. С 1932 по 1945 г. - настоятель Свято-Владимирского храма в Берлине, занимался миссионерской и издательской деятельностью. Во время войны издательство было ликвидировано нацистами, а выпущенные книги конфискованы. В феврале 1945 г. переехал в Париж, а в начале 1946 г. - в США и принят в юрисдикцию схизматической Северо-Американской митрополии (в 1970 г. признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке), где в 1947 г. рукоположен во епископа Бруклинского, с назначением деканом Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1950 г. - епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, с 1961 г. - архиепископ. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей. Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. С 1948 г. ведущий радиостанции «Голос Америки» (рубрика «Беседы с русским народом»). С 1978 г. находился на покое по болезни. Скончался в Санта-Барбаре, где и похоронен на сербском кладбище.

[4] Митрополит Евлогий (в миру Василий Семенович Георгиевский; 10.04.1868, с. Сомово Тульской губернии - 8.08.1946, Париж). Окончил Тульскую семинарию и Московскую Духовную Академию. В 1895 году пострижен в монашество. С 1903 года - епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. Член Государственной Думы II и III созыва. В 1920 году эмигрировал в Германию. В 20-х годах возглавлял церковное управление в Париже.

[5] Монахиня Анна (Грюнвальд), казначея и письмоводитель Покровского монастыря в Бюсси-ан-От, на протяжении многих лет, начиная с советских времен, рассылала духовную литературу в самые отдаленные уголки России, где книги переписывали от руки и передавали из дома в дом.

[6] С двадцатых годов ХХ века русских паломников на Святой Земле практически не было, потому что советских граждан не выпускали, а эмиграция была слишком бедна и долго приходила в себя после пережитой катастрофы.

[7] Тимофей, Патриарх Иерусалимский и всея Палестины (1935-1955) (в миру Пифагор Темелис), родился в 1878 году на греческом острове Самос в семье священника. Окончил Патриаршую богословскую школу в Иерусалиме. В 1906 году принял монашеский постриг с именем Тимофей, был принят в Братство Святого Гроба Господня. Редактировал журнал «Новый Сион», нес послушание секретаря Священного Синода. С 1921 года - архиепископ Иорданский. С 1935-го - Патриарх Иерусалимский и всея Палестины.

[8] Венедикт, Патриарх Иерусалимский и всея Палестины (1957-1980) (в миру Василий Пападополус), родился в 1892 году в никомидийской деревне Чеснейро. Окончил Иерусалимскую семинарию. В 1914 году принял монашеский постриг с именем Венедикт. С 1929 года - экзарх Святого Гроба Господня в Афинах. С 1946-го - постоянный член Священного Синода. С 1951 года - епископ Тивериадский. С 1957-го - Патриарх Иерусалимский и всея Палестины.

 

* * *

Епископ Кампанский МЕФОДИЙ (в миру Кульман Владимир Николаевич) родился 12 (25) июля 1902 г. в семье известного профессора-слависта. Среднее образование получил в Санкт-Петербурге, затем эмигрировал с родителями в Болгарию (1920-1922), оттуда в Прагу, где в 1926 г. окончил историко-филологический факультет Пражского университета. В 1931 г. завершил обучение в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Был пострижен в монашество в 1930 г., принял священство в 1931 г. С 1932 г. настоятель храма Христа Спасителя в Аньере. С 1953 г. епископ Кампанский. В 1948 г. создал ежемесячный журнал «Вечное», который познакомил тысячи читателей с сокровищницей православной духовной мысли.

 

В 1952 г. архимандрит Мефодий организовал в Париже и возглавил русское православное паломничество на Святую Землю, первое после 1914 г., и в течение 20 лет, т.е. до 1972 г., под его руководством было совершено 18 паломничеств.

Скончался Епископ Мефодий в Святую Великую Субботу 13 апреля 1974 г. за несколько часов до начала Пасхального богослужения и погребен в крипте церкви Успения Пресвятой Богородицы в Сент- Женевьев-де-Буа.

* * *

 

Игумения ОЛЬГА (в миру Елена Ивановна Слезкина) родилась в 1915 г. в Петербурге. В 1920 г. она оказалась с родителями во Франции, где получила два высших образования - юридическое и филологическое. Почти 30 лет преподавала математику в школе. После защиты диссертации «Духовный путь И.В. Киреевского» получила степень доктора филологических наук и стала доцентом Института восточных языков в Париже. Елена Ивановна была постоянной прихожанкой храма Христа Спасителя в Аньере, где долгое время исполняла обязанности чтеца, преподавала в церковной школе при храме, посещала русских больных в госпиталях. На протяжении многих лет она помогала Владыке Мефодию в организации ежегодных паломничеств на Святую Землю. Долгое время она была тайной монахиней и в 1988 г. поступила в Покровский женский монастырь в Бюсси-ан-От. В 1992 г. была назначена настоятельницей этого монастыря.

* * *

Проповеди Епископа Мефодия (Кульмана)

Грех

Страшная болезнь - туберкулез, но еще страшнее - рак. Страшно быть калекой, слепым, без языка. Но что страшнее всего? Страшнее всего творимый нами грех, хотя мы этому и не придаем значения, а то и вовсе не замечаем. Грех страшен не потому только, что он нас пачкает, губит нашу душу, лишает нас райской радости, а и потому, что грехом мы сеем зло в мире, зло духовное и физическое. Каждый сделанный нами грех не только нас оскверняет и губит, но и является семенем, брошенным в мир. И это семя вырастает, дает плоды. Мы это забываем, мы об этом не думаем, а плоды произрастают, иногда, может быть, лишь через десятки лет. Что такое дурная наследственность, как не плоды греха, кем-то сделанного? Побываем в сумасшедшем доме, и мы содрогнемся при виде того, что посеяли люди.

Мы все обладаем величайшими духовными сокровищами. Куда мы их деваем? Представьте себе, что существуют некие «обители» с разными оттенками, но с одним ясным разделением - «обители» добра и «обители» зла. В какие из этих обителей мы вносим жертвы из наших сокровищниц? Каждый грех есть наша жертва в одну из обителей зла. Мы можем умереть, уйти в вечную жизнь, но жертва наша в обители зла останется и даст плоды. Вот почему страшнее всего наш грех. Им мы губим себя, им мы оскверняем Божий мир, им мы соработаем диаволу и губим род человеческий.

Нельзя быть безответственными людьми. Надо остановиться сеять грех и зло и начать приносить лепты чистой жизни в светлые обители мира.

Боже, очисти нас, грешных, и научи нас творить волю Твою.

Нищий

Надо стараться отовсюду получать себе духовную пользу.

Вот, идем мы по улице. На дороге нищий. Стоит, протягивает руку или шапку: «Подайте, помогите!». Люди идут; кто поможет, кто - нет. Иногда, может быть, нищий и ничего не получит, а иногда какое-нибудь доброе сердце отзовется и сразу даст много. Но стоять и просить надо, а то и знать-то не будут, что этот человек нищий.

Как часто бывает на душе пусто, мертво. Как пойдешь с таким состоянием в церковь, как станешь на молитву? Нужно ли?

Вот тут-то и вспомним нищего.

Как он, встанем и протянем к Господу пустое сердце свое и скажем: «Подай, Господи, помоги!». Это как бы наша рука за милостыней. Но не от нас зависит наполнить сердце свое горячей, сердечной молитвой. Мы - нищие, у нас нет ничего. От нас только зависит протянуть руку за помощью и просить: «Подай, Господи!».

Вот почему так часто и слышишь в храме этот возглас. А не протянем руки - некуда милостыню положить.

Значит, стараться молиться надо всегда, независимо от настроения.

Рождество Христово

Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в пещере сердца человека совершается постоянно и доныне.

Обстановка Рождества Христова в пещере сердца человека бывает различна. Иногда оно совершается мирно, начиная с момента крещения человека. Таким был святой Игнатий Богоносец, который объяснял свое прозвище «Богоносец» тем, что он носит Бога в сердце. Таких людей, тепло, радостно, мирно носящих Господа в сердце, много. Такими людьми должны были бы быть все христиане. Но этого нет. И тогда Рождество Христово в сердце человека иногда происходит иначе - в несчастии, в страдании, в болезни. Сколько живых примеров этому видишь перед глазами! Вот больные с тяжким недугом с миром и радостью и с благодарностью Господу за то, что Он их посетил. Вот «безбожница», ставшая после смерти мужа благоговейнейшей христианкой; вот утративший все свои земные богатства духовный богач. А иногда Рождество Христово в сердце человека бывает только по бесконечной милости Божией. Кто из нас не знает жизни святой Марии Египетской, этой величайшей грешницы, которая после долгих лет недоброй жизни отправилась в Святую Землю, но не для поклонения, а для беспутной жизни. И как Господь ее научил - из великой грешницы стала великая святая. Да и в наше время бывает, что богохульники и кощунники становятся по благодати Божией верными чадами Господа. Как бы ни совершалось Рождество Христово в нищете сердца человека, но всегда оно дает радость, мир, счастье. Некоторые из нас уже живут с Господом, им надо только дать побольше места в сердце новорожденному Божественному Младенцу. Но у некоторых совсем пусто. Что им делать? Как приблизиться к миру, радости, счастью в жизни? Таким людям надо стараться очистить пещеру своего сердца от всего дурного, нечистого и ждать, как нищий,- подай, Господи! Надо молиться тоже и тогда, когда думаешь, что не веришь. И Господь не оставит без ответа. Рождество Христово в сердце человека - действительный выход из всех кризисов и тупиков. Поймем ли мы это? Аминь.

Об исповеди

Теперь время Великого Поста, и мы думаем об исповеди. Пойти или не пойти? - Разные мысли бывают: нет настроения, все равно опять будешь грешить и т. д. Что сказать на это? - Думается, что главный вопрос должен у нас быть не в настроении, не в том, что опять будешь грешить, а в том, что хочешь ли, стремишься ли жить по правде Божией? - Удовлетворяет ли тебя настоящая твоя жизнь? - Думаешь ли о конце твоей жизни на земле и о жизни после смерти?


Если тебя твоя личная жизнь и вообще жизнь рода человеческого на земле не удовлетворяет, если ты хочешь жить по правде Божией, если ты думаешь о жизни после смерти - то вопрос об исповеди становится простым. Не рассуждай о настроении и о том, что опять будешь грешить, загляни честно в твою душу, собери все нечистое и нехорошее и перед Святым Крестом и Евангелием при священнике выкинь из своей души. А потом уже - после исповеди - береги чистое одеяние души, старайся не запачкать, а если замараешь, старайся скорее это скинуть, оберегай себя.

Не рассуждай много - хочешь жить по правде? - Иди и кайся, проси у Бога прощения и сил, чтобы не погрязнуть во зле...

 

Текст цитируется по изданию: «Епископ Кампанский Мефодий. Пастырские наставления». Изд-во Московской Патриархии, 2000 год.
Журнал «Православие и современность» № 14 (30

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10090&Itemid=5

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумения Ольга (Слезкина)
Все статьи Игумения Ольга (Слезкина)
Новости Москвы
Новые кедринцы
Лауреаты премии им. Дм. Кедрина «Зодчий» за 2024 год и презентация 23-го выпуска «Полдня»
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
«Благодарю Бога за каждую созданную картину»
Русский художник Филипп Александрович Москвитин отмечает своё 50-летие
20.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.12.2024 13:10
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.12.2024 13:07
К юбилею Анастасии Вертинской
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.12.2024 12:42
Курс на создание «государства в государстве»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.12.2024 12:23
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
23.12.2024 11:46
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Новый комментарий от С. Югов
23.12.2024 10:43