- Отец Павел, хорошая физическая форма необходима для того, чтобы быть успешным. Но разве для христианина это стимул?
- Для начала нужно определиться, что понимать под словом «успешность». Свидетельство Иисуса Христа в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33) никто не отменял и отменить не может. И любой христианин, каким бы социальным и материальным положением он ни обладал, будет находиться по отношению к этому миру в состоянии вражды. Более того, чем решительнее он будет стараться исполнить заповеди, тем сильнее мир его будет гнать. Поэтому оставаться христианином и быть успешным в мирском понимании этого слова просто невозможно. Невозможно служить Богу и мамоне. Однако христианин может преуспевать в своем служении на благо Церкви Христовой и людям - это уже успешность совсем иного рода, и ее можно только приветствовать. Конечно, для того, чтобы достичь каких-то результатов в той или иной сфере деятельности, требуется значительное напряжение духовных, интеллектуальных и в немалой степени - физических сил. Поэтому поддержание высокой физической формы позволяет человеку более быстро и качественно справляться с теми задачами, которые ставит перед ним жизнь. И если человек стремится быть здоровым и энергичным для того, чтобы послужить Церкви Христовой или своему ближнему, то нет ничего предосудительного в том, что он посещает тренажерные зал или фитнес-клуб.
Поэтому я готов одобрить стремление людей к работе над физической формой, но только в том случае, если следующим шагом не окажется нечто мистическое или парарелигиозное. К сожалению, сегодня многие физкультурно-оздоровительные системы используются определенными людьми как средство, через которое можно вложить в сознание людей ложные представления о религиозной жизни, о Боге, о самом человеке. Это, конечно, не будет способствовать приближению человека к истине, а лишь еще сильнее отдалит от нее.
- Итак, физические упражнения вполне совместимы с духовной жизнью?
- Кому не известна такая поговорка: «В здоровом теле - здоровый дух»? А некий православный острослов к этому добавил: «На самом деле - одно из двух». Вот с этим дополнением я категорически не согласен. Нигде, ни у одного святого отца мы не найдем утверждения, что внимание к своему здоровью - это грешно и плохо, а определенная работа над телом разрушает духовную жизнь. Напротив, в православной аскетике есть четкое понимание того, что тело - это осел, который должен постоянно трудиться. Если он этого не делает, то начинает дурить. Нигде мы не найдем такого примера: святой, подвизаясь, развалился вальяжно в кресле, забросил ногу на ногу и творит Иисусову молитву, в то время как весь мир на него работает, приносит ему что есть, что пить, во что одеться. Напротив: многие из святых в своих повседневных трудах претерпевали физические нагрузки, сопоставимые с нагрузками профессиональных спортсменов. Известно, что и преподобный Сергий Радонежский, обладая, как сказано в житии, «силою противу двух человек», носил воду в двух водоносах, и преподобный Серафим Саровский всю свою жизнь очень много трудился физически. В трудах святителя Феофана Затворника есть разделы, посвященные отношению к собственному телу в контексте духовной жизни.
Поэтому нет ничего греховного в занятиях физическими упражнениями. Однако нередко вместо того, чтобы приложить труд и позаботиться, чтобы наше тело было здоровым, трудоспособным, чтобы оно верно служило, мы благочестиво складываем ручки и говорим: «Нет, заботиться о теле - это грешно, это недостойно христианина, пусть мне будет плохо, пусть я буду жирным, как кот из мультфильма про попугая Кешу, пусть у меня отваливаются конечности и я имею бледный вид, но я ни за что не стану участвовать в том „омерзительном блудодеянии", которое происходит во всех этих тренажерных залах и фитнес-клубах». Это не что иное, как оправдание лжеименным разумом элементарной лени и разгильдяйства, которое пытается замаскироваться высокими христианскими идеалами. С другой стороны, надо четко понимать, что сегодня каждый человек находится под снайперским прицелом рекламы «здорового образа жизни», в действительности же единственный интерес здесь - облегчить чужие карманы. Да и само «здоровье» давно стало едва ли не самым популярным кумиром (после телевизора, конечно!), в жертву которому приносятся и деньги, и время, и нервы. Особенно сложно удержаться, когда тебя словно кокон обволакивают изображения здоровых, сильных и красивых топ-моделей, и так хочется хотя бы чем-то быть приобщенным, причастным этому вечно манящему гламуру...
Однако не будем спорить с вещами очевидными: физические упражнения, культура тела могут и помочь человеку на пути его духовного восхождения. Многие священники по личному опыту знают, что прихожане, которые имеют спортивную закалку, более последовательны и старательны в духовной жизни; они способны переступить через свое «не могу», терпеть трудности, жертвовать своей самостью. Эти навыки, приобретенные во время занятий спортом, остаются с человеком и при духовном подвиге.
Меня лично радует, что среди наших прихожан все больше спортсменов и профессиональных тренеров, которые, становясь верующими, воцерковленными людьми, не оставляют своего дела. Подчас такие люди начинают заниматься своим любимым делом и в церковной среде - организуют на приходах или при воскресных школах спортивные секции. Например, в Сергиевом Посаде при храме в поселке Богородское одним из таких профессиональных тренеров была организована секция тэквондо. Через какое-то время батюшка заметил, что те ребята, которые занимаются в секции, и в церковной жизни более собранны, более ответственны и дисциплинированны.
- Многие занимаются физическими упражнениями для того, чтобы «снять стресс», чтобы чувствовать себя более комфортно. Как к этому относиться?
- Нет ничего плохого в том, что современный человек, ведущий чаще всего сидячий образ жизни, стремится в свободное время получить определенную физическую разрядку.
Однако следует сказать, что стремление организовать вообще свою жизнь так, чтобы в ней было как можно меньше трудностей, чтобы она была наиболее комфортна - противоречит христианству. Ведь мир, в котором после грехопадения вынужден жить человек, крайне неудобен и неуютен. Если говорить строго, то человек, живя на земле, практически постоянно пребывает в состоянии напряжения, кризиса. Современное секуляризованное мышление приучило людей искать выход из кризиса; нам твердят, что кризис - это ненормальное явление, неестественное состояние человека, что любое напряжение - это плохо. Если смотреть на данную ситуацию с точки зрения православной аскетики, получается все с точностью до наоборот. Единственное нормальное состояние, в котором человек может жить в этом мире, это постоянное состояние кризиса, постоянное состояние внутреннего напряжения. Как сказал один наш студент, впервые попавший на великопостную службу первой седмицы в Троице-Сергиевой Лавре: «Когда я понял, что служба уже никогда не закончится, то начал молиться»...
Поэтому быть христианином и жить комфортно попросту не получится, так как без внутреннего напряжения христианской жизни быть не может. У кого-то из святых отцов есть такое высказывание: «Кто не в борении, тот не со Христом». Отсутствие брани и полная интегрированность в «мир сей» могут свидетельствовать только о том, что человек, будучи по имени или по сану кем угодно, в действительности чужд христианской жизни. Как огонь, помещенный в воду, не может «комфортно продолжать гореть», так и христианин, пребывающий в мире, не может не испытывать этого антагонизма между растворенным в мире злом и живущим в душе верующего Христом Спасителем.
Но, повторяю, стремление посредством физических упражнений наладить работу своего организма так, чтобы он был более стрессоустойчив, чтобы человек мог твердо стоять на своих христианских позициях, несмотря на те бесконечные стрессы, которыми изобилует повседневная жизнь, можно только приветствовать.
- Нет ли необходимости создать свою, православную, систему физического воспитания?
- Я не думаю, что мы должны изобретать православные гантели или изготавливать тренажеры для накачки мускулов с благословением Преосвященного Владыки. Теория и практика физического воспитания давно разработана на очень высоком научном уровне. Нужно только иметь желание и волю, чтобы начать регулярно заниматься. А задача Церкви - донести людям, что заниматься физическими упражнениями не грешно, что физическая культура, культура тела должна стать частью духовного подвига человека.
Православный человек должен всему миру свидетельствовать, что мы умеем радоваться, умеем быть здоровыми, сильными, успешными. Он должен свидетельствовать, что Православие - это не псевдо-благочестивые слезы о том, какие мы все великие грешники, а сила, мощь, возможность увидеть полноту жизни, полноту бытия, которая возможна только в Боге!
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10047&Itemid=4